Материалы педсовета "Оптимальный выбор методов обучения - путь к нормализации учебной нагрузки учащихся"

Разделы: Общепедагогические технологии


Ход педсовета был разделен на две взаимосвязанные части. По каждой из них был свой докладчик.

I часть носила название – “Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся”

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. Поиск ответа на традиционный вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели. Метод – сердцевина учебного процесса. Выделяются шесть условий, которые определяют выбор метода.

/Каждому педагогу раздаются следующие карточки/

  1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
  2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
  3. Цели и задачи обучения.
  4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классной комнаты).
  5. Внешние условия.
  6. Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций).

Что же следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный (вначале каждый индивидуально, затем по группам, на которые изначально был разделен педагогический коллектив – учителя начального звена, учителя среднего и старшего звена, учителя, работающие как в начальном, так и в старшем звене школы; обсудите и докажите неполноту ошибочность остальных).

Каждый педагог получает карточку следующего содержания

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ? ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОТВЕТОВ ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ, ДОКАЗАВ НЕПОЛНОТУ ИЛИ ОШИБОЧНОСТЬ ОСТАЛЬНЫХ.

    1. Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
    2. Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
    3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
    4. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
    5. Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.

Какие же бывают методы обучения и как их классифицируют. Попробуйте восстановить по памяти звенья этой таблицы.

/Каждый педагог заполняет таблицу, а затем в процессе совместного обсуждения получается следующая таблица на магнитной экспозиционной доске и у каждого на индивидуальной карточке/

Таблица 1.

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

Видеометод

Опыт

Иллюстрация

Объяснение

Чтение

Просмотр

Упражнение

Демонстрация

Разъяснение

Изучение

Обучение

Учебно-производельный труд

Наблюдения учащихся

Рассказ

Реферирование

Упражнения под контролем “электронного учителя

   

Беседа

Беглый просмотр

Контроль

   

Инструктаж

Цитирование

 
   

Лекция

Изложение

 
   

Дискуссия

Составление плана

 
   

Диспут

Конспектирование

 

Затем идет представление диаграмм с преобладающими методами обучения непосредственно в нашей школе (полученные в ходе анкетирования учеников школы).

II часть педагогического совета – “Современные педагогические технологии”

При традиционной системе обучения ученик оказывается в роли лампочки: его то включают, то выключают (при этом не особенно заботясь о желаниях и возможностях самой лампочки). У школьника при указанной ситуации обучения формируется роль ведомого, который не видит перспективу в отличие от учителя.

Современный процесс обучения недостаточно готовит детей к совместной деятельности. Проанализируем (на примере разбора слова по составу):

Стадии

Механизм действий

Роль

1. Знакомство с новым

Наблюдение за процессом

Наблюдатель

2. Включение в деятельность

Первичное освоение (вместе со всеми)

Со-участник

3. Индивидуальное присвоение общего хода деятельности (выполение д/з)

Самостоятельное освоение (по образцу) как все, но сам

Деятель

4. Индивидуальная переработка, погружение (приращение личного опыта ученика

Осмысление, освоение

Мыслитель+деятель

5. Индивидуальная “отдача”

Достижение результата для себя, Оценка, отметка

Самодеятель

Учебная ситуация пришла к своему завершению, отметки расставлены, переход к новой теме. Повтор всей цепочки с начала. Но в современном мире образования все чаще упоминают ещё о двух необходимых этапах.

6. Включение индивидуальной отдачи в коллективную деятельность

Сотрудничество, трансформация результата “для себя” в результат “для всех”

Со-трудник, со-деятель

7. Создание отдельной группой, целым классом общего значимого результата

Новые совместные действия и поиски

Со-творец

Ситуация обучения тинейджеров разрешима именно с позиций объединения учения + общения.

В середине 20-х годов XX века американец С.Перси начал применять в своей деятельности механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий учащимися.

Понятие “технология” происходит в результате слияния двух корней: techne (искусство, мастерство, умение) + logos (учение, наука).

Педагогические технологии изучаются следующим образом:

  1. Как научное направление (с 50-х годов) – с разрабатываемым научным аппаратом, терминологией, самостоятельной областью для исследований.
  2. Как процессуально-описательное направление – алгоритм процесса, содержание, методы и средства для достижения планируемых результатов обучения.
  3. Как конкретно - технологическая операция, действие – это собственно техника урока. Практическое воплощение требований и рекомендаций, разрабатываемых на научном и метаметодическом уровне.

Признаками педагогических технологий являются:

  1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
  2. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками.
  3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом оптимальной реализации человеческих возможностей, использования диалога, общения.
  4. Поэтапное планирование и последовательное воплощение технологии должно воспроизводимо любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками.
  5. Органичной частью педтехнологий являются диагностические процедуры.

Выделяются 3 основных группы педагогических технологий:

    1. Педагогические технологии с применением активных форм и методов обучения: игровые технологии, проблемное обучение. Технология развивающего обучения, технология программированного обучения, интерактивное обучение. Компьютерные технологии обучения, технология модульного обучения, технология активизации творческой деятельности учащихся и т.д.
    2. Адаптивные педагогические технологии: разноуровневое обучение, индивидуализация обучения, вальдорфская педагогика, суггестивные технологии, аудиовизуальный подход к обучению, адаптивная школа (Е. Ямбурга), школа-парк (М.А. Балабана), агрошкола (А.Католикова) и т.п.
    3. Авторские системы обучения: Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, система семейного воспитания Никитиных, В.Ф. Шаталова и др.

Вернемся к обучению, погруженному в общение.

1. Коммуникативную атмосферу в классе создает учитель, от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач технологий обучения.

Речевые штампы, которые постоянно встречаются в нашей речи. Оргмомент урока нацелен на организационно-деятельностную подготовку учащихся к продуктивной работе. Учитель должен уметь правильно считать эмоциональный фон класса и подкрепить или скорректировать его соответствующим образом.

/! Напишите рядом с изображением человечка положительный штамп приветствия с детьми наиболее часто используемый вами на орг. моменте урока./

2. Но только изменить настрой учителя и его речь мало для переорганизации образовательного процесса. Любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз), мимикой, жестами участников диалога. Даже удаленность участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.

Выделяются 4 зоны общения:

1 – интимная – определяется окружностью, которую очерчивает вытянутая рука человека (родные, близкие люди) – зона доверия;

2 – личная – 1,5 метра – добрые знакомые, соратники, единомышленники. Учитель создает себе комфортную атмосферу своей личной зоны.

3 – социальная – до 3,5 метров – благоприятная зона для общения.

4 – публичная.

Учитель должен избегать статичности на уроке, педагог должен двигаться по классу. Но также должны двигаться и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил.

Необходимо также знать и уровни познавательной активности учащихся.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.

Нулевой уровень активности:

Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.

При работе с этой группой учащихся учителю не следует:

  • Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;
  • Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой,
  • Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;
  • Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;
  • Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.

Необходимы эмоциональные поглаживания:

    • Обращаться к ученику только по имени;
    • Не скупиться на похвалу и одобрение;
    • Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
    • При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
    • Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.

Уровень активности “по ситуации”.

Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.

Необходимо:

    • Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки ("легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.
    • Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;
    • Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.
    • Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.

Исполнительский уровень активности:

Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.

Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.

Необходимо:

    • Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.
    • Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.
    • Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”)

Творческий уровень активности:

    • Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;
    • Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности: нулевого, ситуативного, исполнительского.

Урок с применением педагогических технологий предполагает не менее четырех основных моделей:

  • Линейная - последовательная работа педагога с каждой группой;
  • Мозаичная – включение той или иной группы в зависимости от учебной задачи
  • Активно-ролевая– ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных.
  • Комплексная – совмещение всех предложенных вариантов

Есть одно из золотых правил педагогики: прежде чем предлагать что-то ребенку (новую игру, задачу, упражнение, ситуацию), сначала испробуй это на себе. Тогда, с одной стороны, обнаружатся все нюансы и неточности инструктажа, а с другой – наметится линия творческой коррекции данной ситуации, контрольного задания и т.д.

РОЛЕВАЯ МЕТОДИКА ДИСКУССИИ

“Аквариум”

Внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные ученики вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, педагог последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

ИНИЦИАТОР

Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

СПОРЩИК

Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”

СОГЛАШАТЕЛЬ

Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

ОРИГИНАЛ

Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

ОРГАНИЗАТОР

Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

МОЛЧУН

Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

ДЕСТРУКТОР

Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)