Сложение и вычитание многозначных чисел. 3-й класс (1-4). Математика

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Закрепить правило сложения и вычитания многозначных чисел
  2. Знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых.
  3. Закрепить способность к сложению и вычитанию многозначных чисел при работе в парах.
  4. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, дружбы.
  5. Развивать творческие способности и логическое мышление.

Ход урока:

1. Оргмомент, введение в урок.

1) Урок математики. Умные глазки смотрят на меня. Улыбнулись друг другу.

– Молодцы! Что возьмём с собой на урок? (Ум, смекалку, доброту, хорошее настроение)

2) Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (40)

– Молодец! Поставь на полях тетради себе за правильный быстрый ответ один балл. Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.

2. Работа с таблицей разрядов и классов (вывешена на доске)

  1. Есть числа однозначные. А ещё какие? (Двузначные, трёхзначные)
  2. А числа больше трёхзначных называются ... (Многозначные)
  3. Для того, чтобы правильно читать и записывать многозначные числа, их разбили на ... (Классы)
  4. Прочитаем их хором: (Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов)
  5. Сколько разрядов в каждом классе? (3)
  6. Назовём их по порядку. (Единицы 1–го разряда, единицы 2–го разряда, ...)
  7. А дальше можно продолжить? (Да)
  8. Почему? (Нет самого большого натурального числа)
  9. Как называются единицы 2–го разряда? (Десятки)
  10. Как называются единицы 4–го разряда? (Единицы тысяч)
  11. Как называются единицы 7–го разряда? (Единицы миллионов)
  12. Значит 1 миллион сколько значное число? (Семизначное)
  13. Сколько нулей у миллиона? (Шесть)
  14. Что значит нуль в записи числа? (Отсутствуют единицы данного разряда)

3. Работа с многозначными числами

1) Запись чисел в тетради

а) 2063. Задание

  • подчеркните единицы десятков
  • какую цифру подчеркнули? (6)
  • это единица какого класса?

б) 408100

  • подчеркните единицы тысяч
  • сколько единиц тысяч в записи этого числа?
  • Это единицы какого класса?

в) 506099

  • подчеркните сотни тысяч
  • сколько сотен тысяч?
  • Единицы каких разрядов отсутствуют?

г) 1000200

  • подчеркните единицы миллионов
  • это единицы какого класса?
  • Сколько нулей в записи этого числа?
  1. Представьте устно, пожалуйста, все числа в виде суммы разрядных слагаемых.

2063=2000+60+3

408100=400000+8000+100

506099=500000+6000+90+9

1000200=1000000+200

  1. С помощью какой цифры записываются все самые большие однозначные, двузначные, трёхзначные числа? (С помощью цифры 9)
  2. а) Какое самое большое однозначное число? (9)

    б) Какое самое большое двузначное число? (99)

    в) Какое самое большое трёхзначное число? (999)

    г) Какое самое большое четырёхзначное число? (9999)

    д) Какое самое большое пятизначное число? (99999)

    е) Какое самое большое шестизначное число? (999999)

  3. С помощью каких цифр записываются самые меньшие однозначные, двузначные, трёхзначные числа? (С помощью цифр 0 и 1)

а) Какое самое маленькое однозначное число? (1)

б) Какое самое маленькое двузначное число? (10)

в) Какое самое маленькое трёхзначное число? (100)

г) Какое самое маленькое четырёхзначное число? (1000)

д) Какое самое маленькое пятизначное число? (10000)

е) Какое самое маленькое шестизначное число? (100000)

На доске появляется следующая запись:

9|1

99|10

999|100

9999|1000

99999|10000

999999|100000

  1. Работа с получившейся “ёлочкой” чисел.

а) Увеличьте самое большое двузначное число на 1. (100)

б) Уменьшите самое маленькое четырёхзначное число на 1. (999)

в) Увеличьте самое большое шестизначное число на один. (1000000)

  • Я надеюсь, что эта таблица станет помощником вам при выполнении математического диктанта.

4. Математический диктант.

  • Запишите самое маленькое натуральное число. (1)
  • Самое большое натуральное число. (Нет такого числа, дети должны оставить пустое место)
  • Сколько нулей у миллиона? (Шесть)
  • Самое большое шестизначное число (999999)
  • Самое маленькое шестизначное число (100000)
  • Запишите последующее число числа 999 (1000)
  • Я задумала два числа. Когда я их перемножу, то получу ноль, а когда сложу, то получу самое большое трёхзначное число, записанное наоборот. Какие числа я задумала? (0 и 666)
  • Какое число получится, если из самого маленького четырёхзначного числа убрать его половину? (500)
  • 50000 уменьшите на 1.
  • На сколько самое маленькое четырёхзначное число больше самого маленького трёхзначного числа? (1000–100=900)

5. Взаимопроверка. (Дети меняются тетрадями. За каждый правильный ответ ставят знак “+”. Вновь дети меняются тетрадями, смотрят свои результаты)

  • Встаньте те, у кого в тетради все знаки “+”.

Молодцы. Похлопаем им. Порадуемся за них. Поставьте на полях 5 баллов.

  • Встаньте те, у кого в тетради стоит только один знак “–”. Поставьте в тетрадях 4 балла. Вы тоже молодцы. Похлопаем им.

6. Математический марафон (устно) (Задание для сильных)

  1. Вспомнили самое маленькое трёхзначное число. (100)
  2. Уменьшите его наполовину. (50)
  3. Разделите полученное число на 10. (5)
  4. Увеличьте в 7 раз. (35)
  5. Прибавьте самое маленькое натуральное число. (36)
  6. Уменьшите в 6 раз. (6)
  7. Прибавьте столько же. (12)
  8. Увеличьте в 3 раза. (36)
  9. Умножьте на 10. (360)
  • Запишите получившееся число в тетрадь.
  • Какое число получилось?
  • Встаньте все, у кого ответ 360. Умницы! Вы сегодня самые лучшие счётчики. Поставьте на полях тетради ещё пять баллов.

7. Физ минутка.

  • Правая рука на лоб, левая – на затылочную часть. Внимание на пульсацию под руками на лбу. Затем слушаем пульс под руками в затылочной части.
  • Поменяли руки. Упражнение повторили.
  • Помассировали точки около “вилочковой” кости. (Вправо, влево)
  • Танцевальные перекрёстные движения: левое колено задеваем правым согнутым локтём, а левым локтем – правое колено.
  • Свободное потряхивание (На двух ногах с закрытыми глазами)
  • “Набор энергии”

Раз – Руки через стороны вверх. (Вдох, набрали энергию).

Два – Руки опускаем, складываем их на пупке, выдох в пупок.

8. Сложение и вычитание многозначных чисел.

  1. Прочитайте числа, записанные на доске.

1035 9000 333 16002

  • Прочитайте в порядке возрастания.
  • Прочитайте в порядке убывания.
  • Почему может быть “лишним”

число 9000? (Круглое)

число 333? (Самое маленькое, записано одинаковыми цифрами)

число 16002? (Самое большое)

  • Ещё чем интересны эти числа? (Сумма всех цифр равна 9.)
  1. Запишите числа по памяти в тетрадь.
  • У кого получилось, на полях тетради поставьте 1 балл. У кого не получилось, перепишите с доски.
  1. Из самого большого числа надо вычесть самое маленькое. Как это запишем? (Столбиком)
  • Вспомним правило, как записываются многозначные числа в “столбик”. (Один человек работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)

_16002

333

15669

  • Из круглого числа вычесть самое маленькое из оставшихся чисел.

_ 9000
1035
7965

  • Самостоятельная работа.
  • Найдите сумму получившихся ответов.
  • Проверка.
  • Так как же складываются и вычитаются многозначные числа? (Как и трёхзначные).

9. Так значит какая тема нашего сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел)

  • А зачем надо уметь складывать и вычитать многозначные числа? (Ответы детей)

10. Работа в парах постоянного состава по карточкам, по методу “Учитель – ученик” (5 минут)

11. Подведение итогов урока.

  • Кто набрал больше всех баллов?
  • Оценивание.
  • Спасибо всем за урок!