Значение компьютерных, информационных технологий в осуществлении уровневой дифференциации при обучении математике

Разделы: Математика


Гуманизация среднего образования, предполагающая обучение учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, неотделима от использования в учебном процессе уровневой дифференциации. В методической литературе по математике разные авторы предлагают свои идеи уровневой дифференциации, в зависимости от контингента учащихся и от того, какие критерии выбираются для объединения учащихся в типологические группы.

Например, Г.И.Саранцев и И.Г.Королькова описывают, как составлять самостоятельные работы на основе одной задачи. Задание первого варианта по сложности превосходит обязательный уровень и рассчитано на сильных учеников. Задания других вариантов соответствуют обязательным результатам, однако ориентация заданий на разные группы учащихся осуществляется набором методических рекомендаций (указаний).

Р.А.Утеева выделяет в каждом классе 3–4 типологические группы А, В, С иD (А–высокий уровень,D–низкий). Автор предлагает дифференцировать задания учащимся на разных этапах урока: на этапе изучения нового, первичном применении знаний, формировании умений, проверки знаний, а также для домашней и внеклассной работы.

Например, контроль знаний учащихся 6 класса, относящихся к типологическим группам B и С, автор предлагает проводить по дидактическим материалам по математике для 6 класса (А.С.Чеснокова, и К.И. Нешкова, М., 1991).Для учащихся групп D и А указанные варианты могут быть дополнены, а некоторые задания заменены в соответствии с уровнем этих учащихся.

В статье Б.Е.Королькова описана идея дифференциации заданий в зависимости от типа нервной деятельности учащихся. Общее задание для всего класса содержит указания для учащихся с ярко выраженными меланхолико–флегматическим или холерико–сангвиническим типами темперамента.

Идеи уровневой дифференциации представлены также в исследованиях Ю.К.Бабанского, А.А.Бударного, И.Т.Бутузова, В.А.Гусева, А.А.Кирсанова, И.Э.Унт, В.Ф.Чучукова и др.

Исследования всех авторов предполагают использование огромного числа разноуровневых заданий. Создание таких заданий по каждой теме, для каждого этапа усвоения знаний требует от учителя значительных затрат времени. Сохранение этих заданий для будущих лет также бывает затруднительно. Проверка работ учащихся в больших и даже в малочисленных классах, а тем более с такими разнообразными заданиями, также отнимает много времени, которое учитель может эффективнее использовать в учебном процессе.

Т.е., применение на практике уровневой диф–ции настолько же затруднительно, насколько и важно.

Решение этой проблемы видится в обращении учителя к помощи извне. Эту помощь могут оказать новые информационные технологии, которые и созданы для работы с большим объёмом информации.

Например:

1). Созданию карточек, в которых задания дифференцируются по мере оказываемой помощи, поможет возможность текстового редактора копировать фрагменты текста.
2). Написанию нескольких экземпляров карточек поможет возможность компьютера печатать большое количество копий одного документа.
3). Таблицы как методические рекомендации – это работа электронных таблиц, например, Microsoft Excel.
4). Графический редактор, например, Microsoft Paint – это возможность рисования чертежей и т.д.

Таким образом, использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебном процессе уровневой дифференциации, столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учёта его способностей и дарований.

Список литературы.

1. Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе// Математика в школе.–1990.–№4.– с.27–31.
2. Кильдяева Л.Г. Дифференцированный подход к обучению школьников сельской школы на уроках математики и во внеурочное время// Гуманизация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика: Материалы Всероссийской научной конференции. Саранск,18–20 сентября 2002 г. Часть 2/ Мордов. гос. пед. ин–т.– Саранск, 2002.–260с.
3. Саранцев Г.И., Королькова И.Г. Примеры многовариативных самостоятельных работ// Математика в школе.–1994.–№4.–с.20–22
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М.: Педагогика,1990.–192с.
5. Утеева Р.А. Уровневая дифференциация// Математика.–2001.–№34.(приложение к газете “Первое сентября”)