Разработка педагогических технологий преподавания МХК

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Сейчас мы переживаем большие сложности - бездуховность, безнравственность - основные критерии идеологии, которую нам навязывают с Запада. Из нас делают общество равноничтожных, легкоуправляемых. Человек выброшен в бездушную модель современного общества.

И чтобы выстоять, нужно хорошо знать и понимать культуру. В жизни страны значительную роль играют не только экономические и социальные факторы, но и культурные. А культура охватывает очень много - и весь круг идей, и искусство, и нравственность.

Ведь культура - живой процесс человеческой деятельности, поэтому важно не только создать, но и сохранить накопленное веками. Нарушение преемственности культуры приводит к тяжелым последствиям. И сейчас, на рубеже тысячелетий особенно важно об этом помнить. Нам необходимо сохранить основы духовно-нравственного потенциала, уберечь истинные ценности от разрушения.

Сегодня часто можно видеть детей и подростков - равнодушных и пустых, эмоциональная глухота – самое характерное их качество; серые сочинения, убогая, стандартная речь, словарный запас ограничен.

Для примера можно попросить подростков рассказать о произведении искусства: у 80% из них - типичная потребительская установка, анализ увиденного сводится к перечислению глаголов (если произведение сюжетно) или перечислению предметов; речь здесь предельно жаргонизированна, примитивно малословна, с неправильным словоупотреблением. Это не стиль речи, а стиль мышления. 12% из них могут описать состояние, объяснить мотив действия, и лишь 2% - настоящие зрители, понимают, что есть автор, осмысленно подходят к раскрытию содержания.

Наши дети не умеют говорить, так как не могут чувствовать - они привыкли к тому, что мы, взрослые, пытаемся вложить в них знания - нужные и ненужные. Детям сложно разобраться в потоке информации, уловить связь эпох, стилей, потому что нет специальной подготовки для встречи с искусством.

Вся проблема в том, что нельзя понять сразу сложное, не разобравшись ранее в простом. Во всяком понимании – научном или художественном - нельзя перескакивать через ступени.

Словом, при изучении мировой художественной культуры, нужно не только уяснение хронологического порядка этапов развития, а постепенное вживание в мир искусства и культуры, переосмысление своих собственных ценностей, формирование личностных качеств, т.е. важен процесс самопознания. Именно поэтому рассматриваю мировую художественную культуру как воспитывающую науку и считаю, что общая культура разнообразит жизнь.

Ведь фактические знания останутся неиспользованными, замороженными, если учащийся не разовьёт в себе потребность и умение свободно пользоваться ими. Главным условием творческого потенциала является развитие чувств. Именно в богатой чувственности заключено различие между просто интеллектом и творческим разумом.

В каком же направлении работать преподавателю над углублением темы? Прежде всего, нужно стараться, чтобы все конкретные профессиональные знания, умения, навыки приобретались учащимися при одновременном постижении ими каких-то нравственно-этических проблем, в соответствии с их возрастом.

И тогда на уроке главным становится размышление, а не «инвентаризация» полученных знаний. Привитые мыслительные навыки, привычка размышлять и анализировать становятся не только основой для обучения, но и помогают формированию личностных качеств, выработке собственной системы ценностей. Важно также привить умения и желание постоянно пополнять свои знания, быть интересным человеком.

Конечно, цель любой школьной программы - дать знания, но где же духовный аспект гуманитарных предметов? Одна сторона искусства – информативна, другая - наиболее главная и значительная – эмоциональная. А. де Сент-Экзюпери говорил, что нужно заботиться не о навыках, а о том, чтоб сотворить человека, который будет стругать доску с чувством верности и чести,- и он лучше обстругает её.

Действительно, умение (или неумение) человека нарисовать портрет или исполнить на фортепиано сонату Бетховена не имеет отношения к его нравственным качествам, идейным позициям.

Воспитывая душу ребёнка, подростка, пробуждая в нём творца, можно попутно привить и навыки, а вот занимаясь одними навыками, «попутно» человека, творца не воспитаешь.

Смысл развития внутренней культуры, а вместе с ней - богатых эмоций и чувств, сложной духовной работы в том, чтоб дети стремились к более тонкому слушанию музыки, более тонкому восприятию произведений изобразительного искусства и литературы, прочувствовали природу различных видов искусств, пережили удивление от безграничных возможностей искусства. Но всего этого сложно достичь без понимания учащимися ценности сложной эмоции, без понимания радости душевного труда.

Все негативные явления в обществе – результат не того, что плохо учили химии или математике, а того, что не воспитали душу, сознание.

Для примера можно привести опыт японского народа, где уровень языковой грамоты, близкий к нашей художественной школе, даётся каждому, где чувство прекрасного культивируется с младенчества. Дети знают поэзию, любуются цветущей сакурой, различая десятки её оттенков; каллиграфия – хобби миллионов. Не блажь ли это со стороны прагматичных японцев? Очевидно, что нет. Ощущение гармонии с миром, полноты радости жизни неразделимо для них с качеством работы, с мыслью о невозможности сделать что-то плохо и некрасиво. Это даёт невероятный эффект в экономике. Ведь сочетание приобретенных навыков, языковых знаний с творческими формирует такого работника (в любой области), который не способен допустить брак.

Мной разработан проект программы «Искусство в системе гуманитарного обучения», посвящённой специфике занятий с детьми нескольких возрастных групп. От 6-7 до 19-20 лет - таков возрастной диапазон аудитории, с которой пришлось работать в разные годы. Данная программа – результат долгих поисков и размышлений о целях, задачах и путях развития высокого эстетического и художественного вкуса у детей, забота об их нравственном облике, достижение которого невозможно без овладения высокими культурными достижениями человечества.

Методы, предложенные в программе, обоснованы материалами психологических исследований, ясным пониманием сущности эстетического отношения к искусству и самой жизни, роли искусства в развитии, как интеллекта ребёнка, так и его эмоциональности, культуры чувств, без которой невозможно воспитание нравственно-культурного человека.

Главная задача программы – неразрывное единство эстетического, художественного и нравственного как метод и цель образования.

От установки на восприятие прекрасного – к восприятию произведений искусств и переосмыслению действительности, к культуре зрителя, к потребности собственного творчества, к желанию изучать язык искусства и развивать навыки анализа произведений искусства, отсюда – к изучению мировой художественной культуры (среди всех гуманитарных дисциплин особое место занимает именно история мировой культуры: она синтезирует в себе историю науки, техники, искусства, всей материальной и духовно-нравственной деятельности людей) – таковы ступени программы.

Особое внимание уделено идее спирального пути программы, т.е. неоднократного возвращения к уже изученным темам на более высоком уровне их восприятия.

Если рассматривать данную программу целиком, - любая тема подготовительной группы или 1 класса периодически развивается в дальнейшем на более сложном уровне. К сожалению, иногда преподаватели пытаются изучить каждую тему следующим образом: введение, углубление, завершение, обобщение. Определённый урок – определённая тема, а до этого её не было и после этого с ней покончено.

Уроки об искусстве можно проводить совместно с уроками музыки, литературы, истории, философии. Общеизвестный факт, что в прошлом изобразительное искусство, музыка и литература были единым искусством у многих народов, разделение этих искусств произошло позже.

Совершенно очевидно, что подобные интегрированные уроки по искусству направлены на развитие культуры чувств, помогают формировать эстетические эмоции. Именно в богатой чувственности заключено различие между просто интеллектом и творческим разумом. Суть творчества заключается не в накоплении знаний, не в их объеме, хотя знания служат основой творчества, а в умении открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы.

Для достижения этой цели никогда не ограничиваюсь узкоспециальными темами. Стараюсь преподносить материал, опираясь на сравнительный анализ. Учащиеся легко усваивают материал, если проводится какая-то параллель, таким образом, развивается творческое мышление и умение высказываться.

Интегрированные уроки проводить часто довольно сложно, но синтетическое использование различных видов искусств применяется мной на каждом уроке. Ведь тема на уроке искусства принципиально отличается от темы на уроках физики, математики; отсюда - принципиально отличное приобретение знаний. Знание об искусстве приходит как осознанное переживание.

Задача не в том, чтоб изучать музыку, живопись, литературу в историческом плане, а вызвать интерес к любому художественному явлению и воспитывать внутреннюю культуру. А для этого необязательно изучать культуру в хронологическом порядке. Ведь культура человечества движется вперёд не путём перемещения во времени, а путём накопления ценностей.

Идея неразрывного единства эстетического, художественного и нравственного более полно воплотилась в авторской телепрограмме на Учалинском ТВ «Грани прекрасного». Все видеофильмы применяются мной на уроках. Уроки подобного плана, как правило, проходят на высокой эмоциональной ноте, особое воздействие оказывает музыка, которую подбираю очень тщательно.

По данным исследования 90% информации мы получаем через зрение, 10% - через слух. Стало быть, передача учащимся учебного материала, который основывается на слуховом восприятии, - менее эффективна, чем – на зрительном восприятии. Включение большого числа органов чувств в восприятие информации способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Огромные резервы в усвоении учащимися материала заключаются в переориентации передаваемых знаний со слухового его восприятия на зрительное. Опорные конспекты или карточки включают в себя весь передаваемый на занятиях видеоряд. По О.К. студенты следят за излагаемым материалом, затем отвечают на вопросы, заданные перед фильмом.

В целом структура педагогической технологии состоит из сочетания различных методик: проведение уроков, проводимых в высокой эмоциональной тональности и обращённых к внутреннему миру человека; теоретических, практических, нетрадиционных занятий; творческих отчётов.

Приёмы развития познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках МХК.

1. Осознание задач и целей. Работа над специальным текстом, составление тезисов.

2. Восприятие знаний. Умение слушать и конспектировать лекцию, пользоваться наглядными пособиями.

3. Переживание.

4. Осмысление. Самостоятельная работа, разбивка учебного материала на основные части, выделение главного, обобщение, составление тезисов.

5. Закрепление знаний. В связи с тем, что овладение знаний – не мгновенный акт, а трудоёмкий процесс последовательного усвоения и осмысления, этому этапу отводится наибольшее внимание: закрепление первичное – по ходу урока; текущее – повторение во время всего курса обучения; обобщающее – повторение разделов.

6. Практическое применение знаний и навыков.

7. Контроль, проверка, оценка знаний: текущий контроль, периодический, итоговый.

Если проанализировать содержание наших традиционных уроков, то обнаружим, что большую его долю занимает деятельность преподавателя, будь-то опрос, изложение или контроль знаний. Причем при изложении материала значительная часть урока тратится на записи под диктовку. Решение проблемы - если преподаватель будет опираться на такие моменты, как пробуждение у студентов творческого отношения к предмету, используя активные формы и методы обучения (игра, соревнование, экскурсия и т. д.).

Это помогает формированию духа делового партнерства. Помогает разбудить у учащихся эмоциональные и умственные силы, пробудить творческое отношение к предмету.

Оттого, какой будет художественная атмосфера уроков, зависит, будут ли это только уроки о творчестве и произведениях или это будут уроки духовного величия человека. Изучение творчества может начинаться не с изучения биографии, а с размышлений о жизненной сути произведений. Тогда можно обращать внимание на стиль, особенности творческого почерка, круг интересов и образов художника.

В основе урока должен лежать метод размышлений, а не разговор о чём-то программно-сюжетном, метод, который предполагает работу ума и сердца.

Педагог должен уметь «читать с листа» в образе любое произведение. Качества интонационной выразительности - это самостоятельные средства педагогического воздействия, от которых во многом зависит степень содержательной ёмкости урока, а также – степень усвоения материала. Преподаватель должен научиться сознательному использованию этих педагогических средств.

Насколько более чутким должен быть преподаватель и в интонационно-смысловом, и в духовно-этическом отношении, чтобы, трансформируя через своё мироощущение художественную идею, открыть учащимся путь к самосознанию.

Ещё один момент важен в планировании урока – то, что можно назвать педагогикой сотрудничества – учебный диалог, где восстанавливается равенство позиций учащегося и преподавателя. Здесь они оба одинаково ищут ответы на вопросы.

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать определенную сумму конкретных знаний, но и в том, чтоб научить самостоятельно мыслить.

При активной форме обучения так же, как и при традиционном методе, существует своя методика учета знаний, при этом используется активный опрос. Без опроса нельзя целенаправленно управлять процессом обучения, и следует отметить, что контроль знаний может быть не только обучающим, но также выполнять функции воспитания и развития. При планировании вопросов нужно учитывать способности учащихся. Вопросы должны быть дифференцированы от простых на восприятие до творческих.

Одна из реализаций проблемного метода обучения - поисковый метод. Чтоб постановка проблемного вопроса побуждала учащихся к поискам решения поставленной задачи, он должен быть интересным, одновременно трудным и доступным для решения.

Какие вопросы вызывают познавательную трудность?

1. Вопросы, связанные с преодолением определенных противоречий.
2. Вопросы, связанные с принятием определенных решений.

К активным формам обучения относится деловая игра, которая составляется по определенным темам и представляет собой сцены из сюжетных линий. Важно, чтоб этот урок был обеспечен наглядными средствами. Здесь не так важны оценки, как правильное поведение учащихся. Деловая игра даёт возможность моделировать ситуацию, когда учащийся может свободно высказывать свою точку зрения, поспорить с другими, тогда тема раскрывается с неожиданной стороны, нетрадиционно.

Среди различных методов учета знаний можно перечислить множество:

– интенсивный контроль знаний - напоминает своеобразный блиц-опрос;

–  фронтальный опрос - учащиеся встают по очереди и быстро перечисляют по одному из названий;

–  викторина;

–  взаимоконтроль - в практике обучения применяется оппонирование одного ответа ответом других учащихся;

–  графический диктант;

–  карточки-лото - по изобразительному ряду, литературным цитатам, тезисам, - фрагментам анализа произведений живописи, скульптуры, архитектуры.

Для организации и методики контроля знаний также большую роль играет самопогружение, то есть самостоятельная работа учащихся. Она может выполняться в классе, в библиотеке, в музее, в мастерской художника, в домашней обстановке.

Виды самостоятельных занятий:

теоретическое - работа с учебной литературой, с дополнительной, работа с монографиями, репродукциями, справочниками, журналами;

практическое - экскурсия в музей, в мастерскую художника;

комбинированное - подготовка тезисов, составление таблиц, поиск информации в справочной литературе, постановка вопросов (по их характеру можно определить уровень усвоения урока), ведение словарей терминов профессиональной лексики, составление памяток, оформление реферата, буклета, составление кроссворда, изучение репродукций с составлением задания для проверки знаний, составление календаря культурно- исторических событий.

В завершении раздела - практическое занятие, где учащиеся демонстрируют свое умение применять новые знания и умение размышлять - анализ художественного произведения и выступление с разработанным материалом.

В завершении всего курса – итоговая практическая работа, в которой студенты проявляют творческую инициативу. Формы творческих работ – самые разнообразные: сочинение-впечатление или рецензия на концерт, выставку; сочинение-размышление; выполнение эскизов, макетов, коллажей; создание композиций-проектов в единой стилистике и др.

Таким образом, практическая работа выполняет не только учебные, но развивающие и воспитательные функции. Самостоятельная работа воспитывает обязательность, ответственность, собранность, систематичность, аккуратность при оформлении работы.

В любой области необходимы профессиональные знания, поэтому в мой педагогический арсенал также входят приёмы и упражнения для разделов, связанных с изучением конкретных знаний, терминологии, специальной информации.

1. Урок-лекция с подачей опорного конспекта

2. Ведение конспекта является обязательным, в специальной форме с поясняющими заметками на полях, с выделением разным цветом определяющих моментов, с составлением таблиц и схем.

3. С первого урока проводится чёткая нумерация вопросов по темам. На уроке студенты по собственной инициативе рассказывают выученный материал и фиксируют номера сданных вопросов и полученные оценки в своих матрицах. Индивидуальный контроль сочетается с практической работой.

4. Удобен программированный контроль, так как тесты являются не только инструментом для контроля знаний, но также способствуют развитию логического мышления, грамотности при использовании профессиональной терминологии.

5. Дидактические кроссворды – систематизация знаний.

6. Карточки с профессиональными терминами «Установи логическую связь».

7. Индивидуальные домашние задания – теоретические упражнения, вопросы, провожу дифференцированно по степени сложности.

В качестве примера взят Раздел I, представляющий собой вводный курс, который знакомит учащихся училища с различными видами искусств, жанрами, их художественной спецификой, со средствами выразительности. Всё это необходимо для анализа и оценки художественного творчества в его многообразных направлениях. Главное внимание в I разделе уделяется приобретению навыков художественного анализа: разбору темы, сюжета, содержания, художественного образа и соответствующих средств выражения

Программа курса в разделах II – IX предусматривает традиционное – последовательное изучение искусства в процессе исторического развития. Знакомит учащихся с путями развития искусства, художественными направлениями, школами, мастерами и их произведениями.

Содержание I раздела.

1. Определение искусства. Искусство как отражение окружающего мира, способ воспроизведения реальности, игра воображения, выражение внутреннего мира личности. Художественная ценность произведений искусства. Хороший и дурной вкус. Древнегреческий миф о музах. Современные искусства, неравномерность их развития. Народное и классическое искусство.

2. Народное искусство. Специфика образно-символического языка в изделиях народного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Народные художественные промыслы (Гжель, Хохлома, Жостово, Богородская игрушка, Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка, Городецкая игрушка, Сергиев Посад, Полхов-Майдан, Палех, Мстера, Федоскино и др.). Музыкальный фольклор. Танцевальный фольклор. Устное народное поэтическое творчество.

3. Виды искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, дизайн, музыка, литература, театр, опера, хореография, кино, телевидение, их деление на 3 группы (по способам восприятия). Синтез искусств.

4. Изобразительные искусства. Целостное представление о комплексе пластических искусств. Специфика воздействия изобразительного искусства. Монументальное и станковое искусство.

  • Живопись. Виды монументальной живописи (фреска, плафон, мозаика, витраж). Жанры станковой живописи: историческая картина (библейский, евангельский, мифологический, сказочный сюжеты, батальный жанр), портрет, пейзаж (морской пейзаж), натюрморт, бытовой жанр, анималистический жанр, интерьер. Театрально-декорационная живопись. Основные средства художественной выразительности: цвет, колорит, линия, тон, рисунок, светотень, перспектива, композиция, ритм, гармония, фактура. Материалы живописи. Виды письма.
  • Графика. Виды графики: рисунок, гризайль, гравюра, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Графические материалы. Назначение графики: книжная, газетно-журнальная, станковая, плакат, прикладная (промышленная). Средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно.
  • Скульптура. Виды: круглая, рельеф. Фактура материала. Назначение скульптуры: станковая, монументальная (памятники), мемориальная, садово-парковая (декоративная), анималистическая, мелкая пластика. Средства художественной выразительности: объём, материал, способ обработки материала.

5. Архитектура. Утилитарное и эстетическое назначение архитектуры. Три принципа архитектуры: прочность, польза, красота. Жанры архитектуры: гражданская (жилые, общественные, промышленные здания), дворцовая, храмовая (культовая), усадебная, садово-парковая. Архитектурные ансамбли.

6. Декоративно-прикладное искусство – создание изделий для быта. Произведения ДПИ. Распределение по материалу и технике, т.е. по способам художественной обработки. Неотделимость декоративно-прикладного искусства от культуры эпохи.

7. Музеи. Обзорное знакомство с известными музеями мира. Эрмитаж, Русский музей, ГТГ, ГМИИ, Лувр, Прадо, Британский музей, Картинная галерея в Дрездене, музей Гуггенхейма и т. д.