Ирина Михайловна Зотина

Место работы:
МАОУ "Лицей №2" г.Перми, Пермский край
Должность:
учитель химии

Темы Открытых уроков автора

  • Контрольно-измерительные материалы по теме "Галогенпроизводные ациклических предельных и непредельных углеводородов" 2024

    При изучении органической химии галогенпроизводные углеводородов встречаются как продукты многих реакций и как исходные вещества в органическом синтезе. В связи с этим необходимо сформировать представления учащихся о строении, взаимном влиянии атомов в молекулах, свойствах, способах получении, возможности и целесообразности применения галогенпроизводных. Контрольно-измерительные материалы по указанной теме позволяют закрепить приобретенные знания, развить логику химического мышления, продолжить формирование навыков решения расчетных задач.

  • Формирование представлений о химической связи в веществе 2023

    Изучаемый в курсе химии метод валентных связей не даёт ответов на ряд вопросов. В частности, образование одноэлектронной связи и её существование противоречит основному положению метода ВС. Метод ВС не объясняет роли неспаренных электронов в молекуле. В связи с этим имеет смысл в рамках спецкурса познакомить учащихся, углубленно изучающих химию, с методом молекулярных орбиталей, обладающим рядом преимуществ. Это расширит представления учащихся о природе химической связи в веществе.

  • Контрольно-измерительные материалы по теме "Углеводороды" 2023

    Контроль химических знаний учащихся требует разработки дидактических материалов, включающих вопросы разного уровня сложности: тестовые задания, выбор ответа при выполнении которых потребует от учащихся логических умозаключений; задания на установление генетической связи между классами химических соединений; расчетные задачи. Это позволит оценить уровень теоретических знаний учащихся, навыки составления уравнений химических реакций и выполнения математических расчетов.

  • Роль математических знаний в ходе количественной оценки влияния температуры на скорость химической реакции 2022
    соавтор: Панова Елена Арнольдовна

    Изучение курса химии требует не только качественной, но и количественной характеристики химических процессов. В связи с этим возникает необходимость установления межпредметных связей курсов химии и математики. Применение математических знаний и востребованность навыков выполнения математических действий при изучении вопроса влияния температуры на скорость химической реакции является содержательно необходимым и методически обоснованным, позволяя проиллюстрировать практическую значимость математических знаний в процессе изучения химии.

  • О взаимосвязи пространственного строения и свойств неорганических веществ 2021

    Изучение свойств неорганических веществ и закономерностей периодической системы Д.И.Менделеева может быть более полным и глубоким с учетом пространственного строения молекул на основе теории гибридизации. Представление о пространственном строении позволяет ученикам самостоятельно прогнозировать свойства веществ, устанавливая причинно-следственные взаимосвязи между типом гибридизации атомных орбиталей, формой частицы (молекулы или иона) и проявляемыми свойствами.

  • Определение катионов кислотно-основным методом анализа 2020

    Курс школьной программы по химии предусматривает знакомство учащихся с качественными реакциями на ионы. В рамках расширения содержания химического образования в старшей школе имеет смысл познакомить обучающихся с систематическими методами анализа. Это позволит обобщить и систематизировать имеющиеся знания. В статье приводится классификация катионов в соответствии с кислотно-щелочной схемой систематического анализа; краткая характеристика катионов первой аналитической группы, а также схема и ход анализа их смеси.

  • Типы кристаллических решеток и свойства веществ 2019

    В содержании заданий ЕГЭ по химии все чаще встречаются вопросы, требующие от учащихся знания типов кристаллических решеток в химических веществах, а также умения устанавливать причинно-следственную взаимосвязь между строением и свойствами вещества. В данной статье систематизирована и обобщена информация о молекулярной, атомной, ионной, металлической кристаллических решетках; проанализированы свойства веществ в контексте влияния на них типа кристаллической решетки.

  • К вопросу о формировании понятий «гомологи» и «изомеры» 2018

    Изучение органической химии требует формирования понятий «гомологи» и «изомеры». Знакомство с классами органических соединений целесообразно начинать с составления систематизирующих таблиц изучаемых гомологических рядов, содержание которых позволит наглядно проиллюстрировать явление структурной изомерии, сформировать понятие «гомолог». Работа с таблицами помогает освоить некоторые понятия органической химии, формирует представление об общности химических явлений.

  • К вопросу о содержании и путях решения конкурсных заданий по химии 2017

    Успех участия в конкурсных испытаниях по химии обусловлен глубоким и прочным знанием предмета; умением творчески оперировать им. Последнее достигается при условии активного участия учеников в поиске грамотного пути решения задачи, что основано на умении анализировать ее содержание. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие самостоятельного логического мышления обучающихся, позволяющего им стать активными участниками действия, реализуемого в системе «образование–наука»

  • К вопросу о выполнении термохимических расчетов 2016

    Решение задач с привлечением термохимических расчетов вызывает у учеников серьезные затруднения. Классический подход к выполнению такого рода заданий не всегда легко осваивается учащимися. Приобретает интерес более наглядный для восприятия и более доступный для понимания графический подход к поиску решения. Он предусматривает схематичное изображение описываемых процессов в форме системы векторов. Математический расчет в этом случае становится действием, основанным на их сложении или вычитании.

  • К вопросу о расширении содержания темы «Растворы» курса общей химии 2015

    Расширение содержания химического образования в старшей школе – одно из средств формирования интереса учащихся к химии. Тема «Растворы» позволяет познакомить учеников с характеристикой кислотности растворов; ролью реакции среды для протекания как промышленных, так и биохимических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организмов. В этом смысле особый интерес представляют буферные растворы, обладающие свойством поддерживать практически постоянное значение pH среды.

  • О возможных подходах к выполнению заданий ЕГЭ по химии 2014

    Процесс выполнения заданий части В ЕГЭ по химии часто требует сопоставления состава вещества (или строения) и его свойств. Одним из примеров заданий подобного рода является определение реакции среды водного раствора соли. В некоторых случаях поиск правильного ответа сопряжён с необходимостью сопоставления константы гидролиза соли и константы диссоциации слабого электролита (в частности кислоты), образующего соль, при условии корреляции полученных результатов с особенностями природы вещества.

  • Организационно-структурные средства формирования познавательного интереса к изучению химии 2013

    Успешность обучения химии во многом определяется эффективностью используемых организационно-структурных средств, направленных на развитие познавательного интереса учащихся, как например: интегрированный подход к формированию знаний с использованием возможностей дополнительного образования; организация учебно-поисковой с элементами исследовательской деятельности учащихся в различных формах.

  • О учебно-методических средствах, формирующих познавательный интерес к химии 2013

    В основе формирования познавательного интереса к изучению химии лежит расширение спектра учебно-методических средств обучения: переструктурирование учебного материала, проблемный и имеющий практическую направленность химический эксперимент, внедрение активных форм обучения и информационных технологий.

  • О некоторых приемах развития познавательного интереса учащихся к химии 2011

    Успешность обучения во многом определяется уровнем познавательного интереса учащихся к той или иной области знаний, формирование которого возможно посредством установления взаимосвязей теоретического материала курса с жизнедеятельностью человека; межпредметных связей; решения задач познавательного содержания; использования научно-популярной и художественной литературы, исторических фактов, собственного жизненного и профессионального опыта учителя.

  • Об организации индивидуального подхода в процессе преподавания химии 2011

    Автор статьи подчеркивает значимость изучения индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; создание условий для развития их познавательного интереса к изучаемому предмету, в частности химии. Правильно найденный ответ на вопрос: "Кого предстоит учить?" позволит методически грамотно организовать учебный процесс.

  • К вопросу о строении фосфористой кислоты и ее органических производных 2010

    Выдающийся химик-органик А.Е. Арбузов, будучи молодым ученым, самостоятельно выбирает в качестве тематики своих научных исследований строение фосфористой кислоты и ее производных. Успех работы предопределила идея А.Е.Арбузова решать вопрос о строении фосфористой кислоты через ее органические производные.

  • "Количественная оценка влияния давления на состояние химического равновесия" 2009

    Принцип смещения равновесия Ле-Шателье даёт качественное описание влияния различных факторов (один из которых - давление) на состояние химического равновесия. С целью количественной оценки процесса смещения химического равновесия и обнаружения зависимости величины константы равновесия от давления в системе первую необходимо выразить через молярные доли. Несложный математический вывод приводит к уравнению Кх = Кр * р - (дельта)n, применение которого позволяет количественно характеризовать процесс смещения химического равновесия под влиянием давления.

  • Обучение ионно-электронному методу составления уравнений окислительно-восстановительных реакций 2008

    Один из методов составления уравнений окислительно-восстановительных реакций (ОВР) - ионно-электронный метод. Он основан на составлении ионных уравнений для процессов окисления и восстановления с последующим суммированием. Этот метод оперирует реально существующими частицами и требует анализа роли среды, в которой протекает ОВР, что формирует у учащихся более глубокие представления о происходящем взаимодействии, развивая способности к анализу химической ситуации.

  • Организация химического эксперимента в процессе подготовки учащихся к химической олимпиаде 2007

    Экспериментальный тур – один из этапов олимпиады по химии. В связи с этим в процессе подготовки к химической олимпиаде особое внимание необходимо уделить решению экспериментальных задач, причем не только качественного, но и обязательно количественного характера. В условиях подготовки к олимпиаде по химии большое значение приобретает многовариантная форма организации ученического эксперимента, а также проблемный и так называемый мысленный эксперимент – своеобразное промежуточное звено между теорией и реальным экспериментом.

  • Проблемное обучение, как средство развития логического мышления учащихся в процессе подготовки к химической олимпиаде 2005

    Успешное решение олимпиадной задачи обеспечивается не только знанием конкретного материала, но и развитой логикой химического мышления, умением выстраивать верную цепочку логических рассуждений на основе имеющихся данных задачи. Развитию логического мышления учащихся особенно способствует проблемное изучение учебного материла, в процессе которого совершенствуются навыки построения логической цепи рассуждений; развивается способность к анализу условий самой сложной олимпиадной задачи, что позволяет продумать этапы ее решения и достичь верного результата.

  • Совершенствование и обновление содержания химического образования в профильном химическом классе как средство подготовки учащихся к химической олимпиаде 2004

    Подготовка к химической олимпиаде любого этапа требует формирования у учащихся прочных и глубоких знаний по химии, соответствующих современному уровню развития науки. Достигнуть этого представляется возможным лишь при условии постоянной работы учителя над совершенствованием и обновлением содержания химического образования, ставящей своей целью не только углубление, но и обязательное расширение знания учащимися тех или иных теоретических вопросов курса химии, а также возможностей физико-химических методов анализа.

  • Свободнорадикальное присоединение к алкенам 2003

    Направление и механизм химического взаимодействия определяются строением молекул реагентов (типом связей в молекуле, взаимным влиянием атомов), а также условиями проведения реакции, что определит реализующийся тип разрыва связей в молекулах, а значит строение промежуточных частиц, направление реакции и ее продукт.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Описание химической связи методом молекулярных орбиталей

    Сущность некоторых теоретических вопросов, обсуждаемых в процессе изучения строения вещества (таких, как природа одноэлектронной связи, парамагнетизм молекулы кислорода и др.), невозможно объяснить с позиций метода валентных связей (ВС). Метод молекулярных орбиталей (МО) обладает более широкими возможностями. В настоящей работе обсуждаются особенности электронного строения и свойств некоторых неорганических молекул и ионов, образованных атомами элементов I и II периода системы Д.И. Менделеева. Также на основе метода МО объясняются закономерности изменения индивидуальных характеристик двухатомных молекул в периодах и главных подгруппах периодической системы Д.И. Менделеева.

  • Термогравиметрия как метод изучения химических объектов

    Цель работы — знакомство с сущностью метода термогравиметрического и дифференциальнотермического анализа, а также со способами практического выполнения качественной и количественной оценки термоаналитических кривых. Дериватограммы снимались на Q-дериватографе фирмы МОМ. Исследование осуществляли в динамическом режиме в воздушной среде в кварцевых тиглях. В качестве эталона сравнения использовали оксид алюминия.

  • Радикальный механизм химических взаимодействий

    Радикальный механизм любого взаимодействия реализуется при условии разрушения связи по гомолитическому типу, что в свою очередь может быть достигнуто созданием определенных условий проведения реакции. В частности, облучением ультрафиолетом, действием температур, присутствием перекисных соединений. Последние являются неустойчивыми и легко разрушаются с образованием радикалов – инициаторов реакций. По радикальному механизму могут протекать разные типы реакций: замещение, присоединение, полимеризация; как один из примеров – реакция соединения, озонолиз.

  • Особенности строения и свойств малых и обычных циклов

    Задача работы — показать, как связаны свойства органического вещества и его строение. Для малых циклов характерна реакция электрофильного присоединения с разрушением циклов, что подтверждает неустойчивость их молекул. Для обычных — реакция радикального замещения без разрушения кольца. Также приведены некоторые интересные факты, характерные для этих циклоалканов.

  • Аминокарбоновые кислоты

    Аминокарбоновые кислоты являются бифункциональными соединениями, содержащими амино- и карбоксильные группы, проявляющие различные свойства, что обуславливает амфотерность данных органических соединений. Степень выраженности кислотно-основных свойств зависит от соотношения числа амино- и карбоксильных групп и влияния на кислотно-основные свойства радикалов, присутствующих в молекуле.

  • Дисперсные системы. Коллоидные растворы

    Системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества, называются дисперсными. К тонкодисперсным системам относятся коллоидные растворы, или золи. Золи обладают рядом специфических свойств: могут иметь различную окраску, для них характерно явление Тиндаля и др. Коллоидные частицы имеют сложное строение. В представленной работе рассматривается строение коллоидной частицы, причины, вызывающие коагуляцию, а также свойства коллоидных растворов.