Обучение ионно-электронному методу составления уравнений окислительно-восстановительных реакций

Разделы: Химия


Для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций (ОВР) применяется два метода – метод электронного баланса и метод полуреакций, или ионно-электронный метод. Первый основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и в продуктах реакции. Этот метод достаточно подробно изучается в курсе школьной программы. Второй метод изучается менее подробно, особенно применительно к ОВР с участием органических соединений. Тем не менее именно этот метод оперирует частицами (молекулами или ионами), реально существующими в реакционной смеси, в отличие от метода электронного баланса, пользующегося строением частиц, реально не существующих. Например, используя метод электронного баланса, записывают: S+6>S+4. Однако это не частицы, реально принимающие участие в химическом процессе. На самом деле, в реакцию вступает (как один из возможных вариантов) сульфат-анион, а в результате образуется, например, оксид серы (IV). Таким образом, с учетом реально существующих частиц запись процесса будет следующей: SO42->SO20. Сделав ее, ученик неизбежно задается вопросом о судьбе кислорода, освобождающегося в ходе превращения. Для ответа на этот вопрос возникает необходимость проанализировать роль среды, в которой протекает ОВР. Таким образом, использование метода полуреакций формирует у учащихся более полное и глубокое представление о происходящем взаимодействии; развивает способность к анализу химической ситуации.

О каком бы окислительно-восстановительном взаимодействии ни шла речь, поведение реагирующих молекул или ионов можно свести к трем случаям:

1) количество кислорода в реагирующей частице возрастает;

2) количество кислорода в реагирующей частице убывает;

3) количество кислорода в реагирующей частице не меняется, как например, в случае превращения перманганат-аниона в манганат-анион: MnО4-–>MnO42- или в случае окисления спирта первичного или вторичного соответственно до альдегида или кетона:

Каждый случай изменения количества кислорода в реагирующей частице возможен в кислой, нейтральной и щелочной среде. Все обозначенные ситуации для удобства восприятия их учащимися целесообразно систематизировать, сведя в одну таблицу:

Изменение количества кислорода Реакция среды Схема реакции
1. Возрастает Кислая В кислой среде источником кислорода являются молекулы воды:

Н2О–>О-2+2Н+

Нейтральная Ситуация такая же, как и в случае кислой среды:

Н2О–>О-2+2Н+

Щелочная Источник кислорода – гидроксогруппы. Две гидроксогруппы выделяют один кислород, образуя при этом воду.

2-ОН–>О-22О

2. Убывает Кислая Освобождающийся кислород образует с катионами водорода среды воду:

О-2+2Н+–>Н2О

Нейтральная Освобождающийся кислород соединяется с молекулами воды с образованием гидроксогрупп:

О-22О–>2-ОН

Щелочная Ситуация такая же, как и в случае нейтральной среды:

О-22О–>2-ОН

Предлагая учащимся заполнить такую таблицу, следует вместе с ними логически проанализировать перечисленные в ней ситуации, приведя в дальнейшем конкретные примеры ОВР, в которых присутствует каждая из них. Подобного рода анализ развивает у учеников логику и, как следствие, самостоятельность химического мышления, формируя умение находить общее в частном и наоборот. Такой подход к изучению данного вопроса удобен в любом случае независимо от природы веществ – участников ОВР.

Приведу два примера:

I. Составим уравнение реакции окисления этена водным раствором перманганата калия (гидроксилирование по Вагнеру).

1. Записываем исходные вещества и известные продукты реакции. При этом необходимо помнить, что перманганат-анион в нейтральной среде переходит в диоксид марганца, а этен в указанных условиях окисляется до этиленгликоля.

Неизвестный пока продукт этой реакции будет выявлен в процессе составления уравнений так называемых полуреакций для процессов окисления и восстановления и дальнейшего их сложения.

Составляем ионные уравнения для процессов окисления и восстановления, последовательно анализируя происходящие с реагирующими частицами изменения

Из данной записи видно, что в процессе взаимодействия количество атомов кислорода в молекуле возрастает. Поскольку реакция протекает в нейтральной среде источником кислорода являются молекулы воды, что соответствует схеме реакции: Н2О—>О-2+2Н+ (см. таблицу). Так как в нашем конкретном случае количество кислорода в молекуле увеличивается на два атома перед водой необходимо поставить коэффициент “2”.

Далее находим количество электронов, участвующих в данном превращении. Суммарный заряд исходных частиц равен “0”, так как в реакцию вступают электронейтральные молекулы. Суммарный заряд продуктов реакции равен “+2” (обусловлен образованием двух протонов). Чтобы заряд “0” перешел в заряд “+2” необходимо, чтобы в процессе взаимодействия было отдано два электрона.

В итоге получаем:

Это уравнение полуреакции для процесса окисления.

б) Рассуждая аналогичным образом, составляем уравнение полуреакции для процесса восстановления.

Перманганат – анион в нейтральной сред переходит в диоксид марганца: MnO4>MnO2v

Количество атомов кислорода при этом убывает.

Поскольку процесс протекает в нейтральной среде, освобождающийся кислород присоединяет вода, т.е. реакция идет по схеме О-22О—> 2-ОН (см.таблицу). Но одна молекула воды присоединяет только один кислород, а нашем случае количество кислорода убывает на два. Значит для осуществления этого превращения на один моль перманганат – анионов потребуется два моль воды. Таким образом, получаем запись: MnO4- + 2H2O —> MnO2v + 4-OH

Затем подсчитываем суммарный заряд частиц в левой и правой частях уравнения и количество электронов, участвующих в процессе.

Суммарный заряд частиц в левой части уравнения равен “-1” (обусловлен зарядом перманганат-аниона). Суммарный заряд частиц в правой части уравнения равен “-4” (обусловлен зарядом четырех гидроксогрупп). Таким образом, чтобы заряд “-1” перешел в заряд “-4” необходимо, чтобы в процессе взаимодействия было приобретено три электрона.

Теперь можно записать уравнение полуреакции для процесса восстановления:

Далее необходимо учесть, что в ОВР происходит только эквивалентный обмен электронов между восстановителем и окислителем, т.е. суммарно количество электронов, отдаваемых восстановителем должно быть равно количеству электронов, приобретаемых окислителем. При этом свободных электронов никогда не образуется.

В нашем примере в процессе окисления участвует два электрона, а в процессе восстановления – три. Чтобы уравнять количество отданных и приобретенных электронов уравнение полуреакции для процесса окисления умножим на три, а уравнение полуреакции для процесса восстановления – на два. Еще раз перепишем:

Умножив уже имеющиеся коэффициенты на соответствующие множители получим:

Теперь суммируем полученные ионные уравнения для процессов окисления и восстановления, составляя тем самым общее ионное уравнение реакции. При этом электроны, участвующие в отдельно рассматриваемых процессах окисления и восстановления сократятся

В правой части уравнения присутствует шесть протонов и восемь гидроксогрупп. Их комбинация дает шесть молекул воды и две гидроксогруппы. После сокращения воды в левой и правой части данного ионного уравнения получаем:

Чтобы составить молекулярную форму уравнения реакции, допишем ионы калия, в растворе присутствующие, но в химическое взаимодействие не вступающие

В итоге определен третий продукт реакции – щёлочь гидроксид калия.

II. Составим уравнение реакции окисления эталона бихроматом натрия в сернокислой среде (t = 200С)

а) Являясь первичным спиртом, этанол окисляется до альдегида. При этом количество атомов кислорода остается неизменным.

б) Бихромат-анион в кислой среде переходит в ион Сr3+. Освобождающийся при этом кислород соединяется с протонами с образованием воды, т.е. реакция идет по схеме: О-2 + 2Н+ —> Н2О (см. таблицу).

Уравняем количество отданных и приобретенных электронов, умножив уже имеющиеся в уравнениях полуреакций коэффициенты на соответствующие множители и затем суммируем полученные ионные уравнения.

Сократим катионы водорода в левой и правой части полученного ионного уравнения

Для составления молекулярной формы уравнения реакции допишем ионы, присутствующие в растворе, но в химическое взаимодействие не вступающие, в необходимом количестве (речь идет о сульфат-анионах и ионах натрия).

Хочется отметить, что смена окраски, наблюдаемая в ходе данной реакции (с оранжевой, обусловленной присутствием бихромат-анионов, на сине-зеленую, обусловленную образованием ионов Cr3+) позволяет обнаружить даже следовые количества спиртов. В связи с этим трубка с бихроматом натрия используется для контроля водителей автотранспорта.

Таким образом, суть ионно-электронного метода состоит в составлении ионных уравнений процессов окисления и восстановления, т.е. двух полуреакций, сложение которых дает полную ОВР в ионном виде.