Организационно-структурные средства формирования познавательного интереса к изучению химии

Разделы: Химия


Одним из средств развития познавательного интереса учащихся к химии является интегрированный подход к формированию знаний с использованием возможностей дополнительного образования, реализуемого в рамках внеурочной учебной деятельности.

Работа в этом направлении требует создания программ курсов дополнительного образования. При разработке содержания программы необходимо знать, на каком материале, каких знаниях и увлечениях учащихся следует основываться. В связи с этим программы курсов дополнительного образования строятся с учетом предварительно собранного материала, выясняющего интересы учащихся и причины их заинтересованности в дополнительном химическом образовании. Выявленные мотивы, побуждающие к изучению химии в рамках дополнительного образования, как правило, можно разделить на две группы:

  1. Осознание познавательного значения химии (хочу знать больше того, что дает программа; хочу научиться применять полученные знания на практике).
  2. Целевое значение (дополнительное образование поможет получить более высокую оценку по предмету или успешнее сдать ЕГЭ).

Поэтому в процессе работы над содержанием программы всегда возникает вопрос, что заложить в её основу. Если в основу проведения занятий будет заложен только принцип удовлетворения научно-популярных познавательных интересов учащихся, то через некоторое время у них возникнет чувство неудовлетворенности, которое объясняется тем, что в процессе работы неизбежно появляются вопросы, ответы на которые требуют знаний не только практического, но и более глубокого теоретического характера. Следовательно, содержание программы должно с одной стороны иметь в достаточной степени выраженный прикладной характер, а с другой – соответствовать современному научно-теоретическому уровню.

Один из курсов дополнительного образования, предлагаемый учащимся, – “Медицина и химия”. Содержание полного курса рассчитано на классы с профильным изучением химии, в то же время при условии некоторой его корректировки, направленной на обеспечение общедоступности понимания, предлагаемую программу можно использовать в рамках дополнительного образования по химии в классах любой профильности.

В связи с тем, что медицина, как отрасль научных знаний, тесно связана с повседневной жизнью, содержание данной программы позволяет сделать акцент на практическом применении химических соединений в медицинских целях, обозначив при этом причинно-следственную связь между областью применения и особенностями свойств вещества.

Содержание программы курса дополнительного образования “Комплексные соединения” изначально рассчитано на классы с профильным изучением химии и в связи с этим достаточно теоретизировано, что, тем не менее, не препятствует знакомству учащихся с ролью комплексных соединений в жизнедеятельности организмов, с их применением в самых неожиданных на первый взгляд сферах человеческой деятельности: от медицины и судебной экспертизы до ювелирного дела.

Задача формирования познавательного интереса к своему предмету требует от учителя применения оптимальных средств, позволяющих эффективно организовать работу учащихся во внеурочное время. Одним из таких средств является коллективная деятельность учащихся, организация которой прежде всего способствует развитию их познавательной активности.

Своеобразной формой коллективной работы учащихся являются так называемые учебные встречи, которые проводятся с учащимися двух однопрофильных классов. Основной целью учебной встречи является подведение итогов изучения наиболее обширной и важной темы. При подготовке встреч привлекается дополнительный материал, составляются различные учебные задания, в том числе с элементами занимательности и обязательно с учетом профиля класса. Учащимся заранее предлагается повторить материал, прочитать дополнительную литературу, чтобы на учебной встрече сравнить свои знания со знаниями учащихся другого класса. Форма проведения учебной встречи выбирается с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это может быть пресс-конференция, дискуссия, соревнование двух команд. Итоги в любом случае подводят приглашенные гости: учащиеся других классов, выпускники лицея, учителя смежных предметов.

Одна из популярных форм коллективной работы учащихся – групповая работа. Традиционно в состав групп входит 4–6 человек. Работая в группе, учащиеся осуществляют совместную учебную деятельность, помогая друг другу в приобретении и закреплении знаний. В этом случае характер работы группы расценивается как объяснительно–репродуктивный. В то же время групповая форма работы может иметь поисковый, учебно-исследовательский характер, который с учетом профиля класса должен быть разноуровневым: от простейших задач с элементами исследовательского характера для учащихся гуманитарных классов до масштабных учебно-исследовательских работ учащихся профильных классов.

Приведу пример простейшего задания такого рода для учащихся гуманитарных классов: проверьте, какой водой легче смыть мыльную пену: предварительно прокипяченой или из водопровода? Объясните свои наблюдения.

Участие в работе таких групп формирует у учащихся навык самостоятельного решения проблем, развивая при этом их логическое мышление, наблюдательность, творческую активность. Таким образом путь к результативному обучению прокладывается через общение учащихся, называемое деловым сотрудничеством. Учебно-исследовательская деятельность учащихся классов любых профилей может иметь индивидуальный характер. Её цели и задачи, теоретический и практический уровень зависят от степени подготовленности ученика, его познавательной активности и творческого потенциала.

Любое дело принято оценивать по конечным результатам. В работе педагога эти результаты чаще всего отодвинуты во времени. Бывает, что наши усилия проявляются через несколько лет. И тем не менее уже сейчас опыт работы показал, что в результате педагогической деятельности, базирующейся на системе обозначенных средств, познавательный интерес учащихся к химии несомненно возрастает. Об этом свидетельствует не только общий уровень успеваемости учащихся по химии, но и тот факт, что некоторые из них, изначально не проявляя к химии никакого интереса и поэтому поступая в классы нехимического профиля, в итоге предпочитают продолжить свое образование в классе с профильным изучением химии или связывают с ней сферу своей будущей профессиональной деятельности. Безусловно, нельзя сказать, что эта тенденция приобрела массовый характер, но тем не менее, такие примеры есть.