Тип проекта: Художественно-игровой, творческий, практико-ориентированный.
Сроки проведения: среднесрочный (1 месяц).
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Цель проекта: освоение театрализованных игр и показ детьми импровизированных сказок на основе известной сказки «Теремок».
Ожидаемые результаты проекты:
- развитие речи, коммуникативных и познавательных способностей детей в процессе театрализованных игр по сказке «Теремок»;
- развитие интереса к сюжетно-ролевым и театрализованным играм;
- развитие произвольности, умения выполнять задачу;
- создание новых театрализованных игр-импровизаций с игрушками и импровизированных сказок.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие.
Задачи:
- Создавать условия, способствующие общению детей и созданию ситуации успеха детей, умению обращаться к собеседнику, представляться, говорить за персонажа сказки.
- Знакомить с разными видами театра.
- Воспитывать у детей желание стремление к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми.
- Активизировать и обогащать словарь детей.
- Воспитывать вежливое и доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать эмоционально позитивное отношение к сказке. Передавать эмоционально настроение и характер героев.
- Учиться действовать с новыми персонажами сказки, исполнять заданную роль, озвучивать нового персонажа самостоятельно по определенному речевому образцу, затем придумывать для персонажа новую речь.
- Развивать позитивное отношение к сверстникам в игре, коммуникативные компетенции детей.
- Продолжать развитие мелкой и общей моторики.
- Побудить всех детей к активному участию, вызвать положительный отклик на игру.
Предварительная работа
- Чтение сказки «Теремок».
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
Значимость проекта в том, чтобы научить детей не просто слушать сказку, а проживать ее и использовать ее материал для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
Все дети, как известно, любят сказки. В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» А.В.Запорожец обратил внимание на то, что, хотя маленького ребенка очень увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения». Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Малыш прерывает ход повествования, вмешивается в события, задает вопросы, пытается помочь героям. В самом сюжете, взаимодействии героев, этапах сказки заложены все условия для реализации детской активности.
Театрализованные игры на основе сказок реализуют эту активность. Значение театрализованных игр подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, У.А.Карамзиной. Сказка может быть богатым материалом для создания целого мира игр ребенка, для театральных постановок, этюдов, сюжетно-ролевых игр, познавательных игр,для проживания проблем, конфликтов, отрицательных эмоцийбыть своеобразным регулятором настроения, а также обучать взаимоотношениям между людьми. При руководящей роли педагога, эмоционально пережитая сказка в процессе спектакля или тетрализованной теятельности помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
В данном проекте работа велась в двух направлениях:
- знакомство с персонажами сказки и обыгрывание их.
- создание нового сюжета, на основе добавления новых персонажей в сказку.
Методика:
- 1 этап – знакомство со сказкой и персонажами
- 2 этап театрализованные игры с отдельными персонажами
- 3 этап – театрализованные игры с новыми персонажами
На первом этапе
- Воспитатель показывает детям русскую народную сказку «Теремок» с помощью театра Бибабо (можно привлекать старших дошкольников другой группы) или с помощью театра игрушек
- Проводится беседа по сказке. Обсуждение.
Игра «Скажи, какой? (волк, лиса, заяц, медведь и т.д.)
Цель: активизация прилагательных в речи, образных представлений о характере персонажа.
Игра «Угадай, кто это сказочный герой»
Цель: угадать героя по словесному описанию признаков и характера.
Сначала воспитатель загадывает персонаж животного. Дети должны угадать и спеть его «песенку» (звукоподражание) Следующего героя загадывает ребенок.
Игра «Сказочный дом»
Цель: развитие речи, внимания, выразительности движения, передача эмоций и поведения героев.
Мы большой построим дом, (дети берутся за руки и становятся в круг)
Заживем все вместе в нем (делают крышу из рук над головой)
Детки собираются, двери закрываются. (берутся за руки)
Двери открываются, Сказка начинается. (руки вниз и в стороны)
Тук-тук-тук, тук-тук! (стучат кулачком о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг?(подносят руку к уху, прислушиваются)
Может в дом пришёл зайчишка? (прыгают как зайчики
Может, косолапый мишка? дети ходят вперевалочку ходят,
Может, рыжая лиса? (дети мягко ступают и вертят «хвостиком»)
Вот какие чудеса! (разводят руки в разные стороны)
Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Сказочный дом-2»
Ее можно использовать как предварительный этап подготовки театрализованной сказки. В этот раз воспитатель двух-трех детей назначает на роль зайчат, одного – ежик, одного медведь и лиса.
Мы большой построим дом, (дети берутся за руки и становятся в круг)
Заживем все вместе в нем (делают крышу из рук над головой)
Детки собираются, двери закрываются (берутся за руки)
Двери открываются, Сказка начинается ( руки вниз и в стороны)
Тук-тук-тук, тут тук-тук! (стучат кулачком о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Может это зайки?
Дети:
Вот забавные ребята
Эти серые зайчата!
Шустро скачут по опушке,
Из травы видны их ушки.
(в это время зайчики прыгают в кругу, руками изображая ушки)Мы большой построим дом, (дети берутся за руки и становятся в круг)
Заживем все вместе в нем (делают крышу из рук над головой)
Детки собираются, двери закрываются. (берутся за руки)
Двери открываются, Сказка продолжается! (руки вниз и в стороны)
Тук-тук-тук, тут тук-тук! (стучат кулачком о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Может это ежик? (ежик выбегает)
Ребенок: Это я – колючий Ёж,
Ты рукой меня не трожь!
Быстро по лесу хожу!
А устану – посижу!»
(бегает как ежик, двигая прямыми ладошками перед собой)
Педагог: (после основных слов)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Кто стучится в гости вдруг?
Может, косолапый мишка?
Ребёнок:
Я медведь косолапый,
У меня большие лапы.
Я по лесу хожу
И малину ищу! (ребенок ходит как медведь и наклоняется за малиной)
Дальше в игру можно добавить любые другие четверостишия (по усмотрению педагога: про волка, лису и т.д.).
Игра заканчивается следующими словами:
Вот какой чудесный дом!
В нем мы весело живем! – дети хлопают в ладоши.
Игра «Музыкальный выход»
Цель игры: установить связь между музыкальным образом и характером героя.
Педагог включает детям музыкальный фрагмент, и спрашивает: кто выходит под эту музыку?
После этого можно походить под музыку как персонаж.
В театре игрушки или пальчиковом театре дети водят куклу под музыку соответственно по столу или ширме.
На втором этапе дети играют в «Теремок» с помощью разных видов театра.
1. Театр ролей. Детям педагог надевает шапочки. Остальные дети образуют «теремок», сидя на стульчиках или стоя в кругу. Теремок не должен быть очень просторным. У детей задание образовать руками «стены» теремка.
Дети, которые исполняют роли, под музыку выходят и повторяют за педагогом слова роли (в дальнейшем они запоминают свои слова). Группа пропускает их в «теремок». Последний персонаж – медведь, должен «потолкать» немного всех детей и «домик» разбегается. Можно построить новый домик, пошире.
2. Театр игрушки. Дети выводят свою игрушку-персонажа по краю стола или ширмы к домику. Домик можно вырезать из картона или использовать Настольную ширму в виде домика.
3. Сказку можно поставить в других видах театра.
На третьем этапе вводим новых персонажей и обыгрываем их в известной сказке.
1. Обыгрывание нового персонажа сказки.
Педагог разыгрывает сценку. Показывает петушка, который взлетел на домик, прокукарекал и сказал: «Я Петушок золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.
А дети ему говорят: Что ты рано встаешь, детям спать не даешь!
А петушок и отвечает: Я сижу высоко, вижу далеко. Там, на дорожке зверь! Очень скоро будет здесь. Затем педагог также показывает сценки с другими персонажами.
Можно добавить персонажей:
- Ежик - ни головы ни ножек.
- Белочка - рыжая девочка.
- Котенька коток – масляный роток.
Педагог спрашивает детей, что может сказать новый персонаж?
Что могут ответить ему жители теремка?
2. Разнообразие сюжета.
Можно добавить в сказку правило, например, чтобы приняли в теремок, нужно сказать, чем горой может быть полезен, чем он может помочь жителям теремка.
Например: Я лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.
Звери: а что ты умеешь делать?
Лиса: умею пол хвостом подметать, за порядком следить.
Звери: ну хорошо, добро пожаловать в теремок. (Можно использовать разные выражения вежливости: «милости просим», «добро пожаловать», «оставайся на здоровье»)
Сказки-импровизации.
На основе знакомого сюжета и персонажей, дети сами придумывают новых героев сказки или новые повороты сюжета. Можно поставить задачу выбрать игрушку для театра и сыграть с ними сказку на столе или на ширме, придумать продолжение, например «Звери готовятся к зиме» Педагог задает направление сюжета (идет по дорожке… и вдруг…), а дети говорят сами за персонажа и его поступки. Если дети затрудняются, можно спросить: что увидел герой. Что сделал? Что сказал?
Связь с другими видами деятельности:
- разучивание песенок в процессе музыкальной НОД.
- рисование по сказке «теремок»
- лепка героев сказки и создание макета сказки в театральном уголке.
- изготовление театра из бумаги.
Работа с родителями
- мастер-класс для детей вместе с родителями: картина из соленого теста «Теремок для зайчика».
Результаты проекта:
- увеличился интерес детей к театрализованной деятельности.
- улучшились межличностные отношения детей, уменьшилось количество конфликтных эпизодов.
- дети охотнее стали включаться в сюжетно-ролевые игры, игры с правилами.
- дети охотно импровизируют с другими сказками.
Выводы по проекту:
Театрализованные игры по сказкам способствуют социализации детей в группе, способствуют развитию познавательных процессов и речи.
Опыт данного проекта позволяет использовать разные сказки и сюжеты в разных видах НОД в группе.
Литература
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: от игры до спектакля: Учеб.-мет.пособие – СПб., 2002.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. - «Вако», 2011.
- Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008.
- Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3х до 5и лет. – М.: Обруч, 2012.