С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школьную жизнь прочно вошла такая форма деятельности обучающихся, как групповая работа. Но, не смотря на то, что на открытых занятиях она присутствует повсеместно, учителя не спешат использовать её в повседневной деятельности. И на это есть свои причины. Как отмечают сами педагоги:
- «Я на уроке с целым классом гораздо больше задач решу, чем буду в группах работать…»;
- «Один человек в группе работает, а остальные отдыхают…»;
- «Групповая работа – одна болтовня…».
Таким образом, основными причинами редкого использования групповой работы на уроке являются:
- низкая организация взаимодействия обучающихся в группах и между ними;
- обучающиеся не контролируют (не могут оценить) собственную деятельность и деятельность своих товарищей во время групповой работы;
- большая затрата времени педагога на подготовку к организации групповой работы (разработка оценочных критериев и карт, их обработка).
Как же сделать групповую работу эффективной?
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Довольно часто при оценивании работы, поделанной обучающимися, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл.
Решить данную проблему позволяет техника формирующего оценивания, целью которой является мотивация обучающихся на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.
Попытаемся организовать инновационную групповую деятельность обучающихся, пользуясь методиками и формами работы, предлагаемыми техникой формирующего оценивания.
Первую, из выделенных проблем, решаем путём разработки критериев организации групповой работы.
Т1. Универсальные критерии оценки групповой деятельности обучающихся
Критерии |
1. Выбран командир. |
2. Распределены обязанности работы в группе: - командир |
3. В обсуждении задания участвуют все члены группы. |
4. Группа выполнила поставленную задачу. |
5. Отвечающий говорил чётко, громко. |
6. Ребята дали подробный ответ на вопрос. |
7. Участники группы внимательно слушают отвечающего, помогают ему найти ответы на встречные вопросы. |
8. Участники группы внимательно слушают ответы других групп, задают вопросы, активно участвуют в обсуждении проблемы |
Данные критерии необходимы педагогу для определения эффективности работы групп. Они универсальны, следовательно, могут использоваться учителем начальной школы при организации групповой работы на любом уроке.
Вторую и третью проблему решаем, разработав универсальные критерии самооценки и взаимооценки обучающихся в ходе групповой работы, а так же универсальные оценочные карты, которые будут удобны для работы обучающихся любого возраста и максимально простыми для проверки педагогом.
Т2. Универсальные оценочные карты групповой деятельности обучающихся.
Карта самооценки
Критерии самооценки |
Результат |
1. Я понял, почему задание выполняется именно так. Могу выполнить подобное задание. |
+ |
2. Я понял, как выполнить данное задание, но подобное выполнить не смогу. |
+ |
3. Не совсем понял, как выполняется данное задание. Не смогу выполнить подобное. |
+ |
4. Не понял, как выполняется данное задание. |
- |
5. Активно участвовал в работе группы, помогал товарищам, участвовал в обсуждении задачи. |
+ |
6. Участвовал в работе группы, но не помогал отвечать на вопросы, не задавал вопросы другим группам |
+ |
7. Не понял, как выполнять данное задание, поэтому не участвовал в работе группы. |
- |
Универсальная карта самооценки обучающихся 1-4 классов.
Понимание |
|
Активность |
|
Т3. Универсальная карта взаимооценки
Критерии взаимооценки | Результат |
||
Здорово |
Хорошо |
Можно сделать лучше |
|
1. Группа работала над темой. |
|
|
|
2. Выступающие говорят чётко и ясно |
|
|
|
3. Ребята нашли решение поставленной перед ними задачи |
|
|
|
4. Группа дала полный ответ на вопрос |
|
|
|
5. Участники группы подробно ответили на встречные вопросы |
|
|
|
6. Участники группы внимательно слушали ответы ребят других групп |
|
|
|
7. Участники группы участвовали в обсуждении проблемы, помогая находить ответы на вопросы другим участникам группы. |
|
|
|
8. Из ответа группы я узнал что – то новое для себя. |
Новым для меня стало: |
*Поскольку во время работы все участники группы заняты обсуждением своей проблемы, то процесс взаимооценивания начнём с момента, когда группы закончат обсуждение и перейдут в режим ответов. Обучающиеся заполняют поля карты условными значками. Восьмой пункт необходим, чтобы выявить степень вовлечённости обучающихся в процесс взаимооценки, исключить «формализм».
Начинать работу по организации групповой деятельности обучающихся будем с первых уроков в первом классе и продолжим во 2–4 классах. Разработанные методики техники формирующего оценивания позволят сделать процесс организации групповой работы более продуктивным.
Т4. Классификация методик ФО для 1 ступени обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся
Методика ФО |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Критериальное самооценивание |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Критериальное взаимооценивание |
Подготовка |
+ |
+ |
+ |
3. Карта понятий |
Подготовка |
+/- |
+ |
+ |
4. Портфолио |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Опросники самодиагностики |
Подготовка |
+/- |
+ |
+ |
6. Рубрики |
Подготовка |
+/- |
+ |
+ |
7. Составление тестов |
Подготовка |
Подготовка |
+ |
+ |
8. Недельные отчёты |
- |
Подготовка |
+/- |
+ |
Причины не использования отдельных методик в классах 1 ступени обучения. |
Не псе дети читают на начало учебного года. Низкая техника чтения и письма на конец учебного года. Не умеют обобщать, грамотно формулировать ответ на вопрос. Только учатся давать полный ответ. Дети не знают всех одноклассников. |
Низкая скорость чтения и письма. Дети не умеют объективно оценить работу товарищей. Чаще оценка основывается на взаимоотношении: «друг – не друг» |
Не могут длительно контролировать и сохранять в памяти результаты своей деятельности и деятельности товарищей. |
|
Рассмотрим поэтапность процесса повышения эффективности групповой деятельности обучающихся.
См. таблицу.
Таким образом, организация результативной групповой работы требует максимально повысить включённость обучающихся в собственную учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Необходимо, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, что они делают, к каким результатам приходят, и были уверены в том, что добьются прогресса благодаря своим усилиям.
Список литературы
- Бойцова Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы / Е.Г.Бойцова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №4 (48).
- Запрудский Н.И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей / Н.И.Запрудский. 2-е изд. Минск, 2004. 288 с.
- Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования / О.Н. Крылова. СПб. : Лема, 2010. 355 с.
- Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе / О.Н.Крылова // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции // Под общ. ред. О.Б.Даутовой, И.И.Соколовой, В.И.Сопина, З.Н.Ситник., 2014. С. 272-275.
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб.: Каро, 2015. 124 с.
- Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника / И.Логвина, Л.Рождественская. Narva : TartuUlikool, 2012. 48 с.
- Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб., 2009. Режим доступа: /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А.Пинская. М.: Логос, 2010. 260 с.
- Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М. Улановская. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся / И.С.Фишман, Г.Б.Голуб. М.: Учебная литература, 2007. 244 с.
- Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся: Методическое руководство / Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.