Каждый из нас и взрослый, и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Ребёнок основной объем информации получает в школе с помощью учителя.
В соответствии с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.
Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.
Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.
Каковы причины этого явления?
Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.
Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.
В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.
Таким образом, ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений.
Мне хотелось бы представить вашему вниманию результат нашей работы с детьми за год. В прошлом учебном году у меня был первый класс. К 1 сентября этого года у каждого ребенка есть читательский дневник, в котором ребенок прописывает автора произведения, название произведения, называет главных героев, высказывает свое мнение по отношению к произведению.
Чтобы добиться такого результата, в течение учебного года я формировала читательские умения. Давайте рассмотрим с вами на примере. Предлагаю вашему вниманию произведение Ганса Христиана Андерсена. (Каждый участник по очереди прочитывает отрывки из произведения в сопровождении слайдов с экрана).
- «За городом, у самой дороги стояла дача, неподалёку от которой у самой канавы росла ромашка. Её не заботило, что она такой бедненький цветочек, которого никто не видит и не замечает в траве. Она была счастлива и довольна всем. Училась она у ясного солнышка и слушала пение жаворонка».
- «В саду росло множество пышных, гордых цветов, каждый из которых хотел быть побольше и важнее. Они не замечали ромашку».
- «Ромашка любовалась цветами и думала, что непременно к ним прилетит жаворонок. Но певунья птичка спустилась не к пионам и розам, а прямёхонько в траву к скромной ромашке и поцеловало её».
- «Ромашка думала, что цветы будут рады её счастью, но они вытянулись, надулись и покраснели от досады».
- «В это время в саду показалась девушка и срезала ножом тюльпаны».
- «Ромашка заснула, а на утро услышала голос жаворонка, который попался в западню. Ромашке очень хотелось помочь птице».
- «Из сада вышли два мальчугана с ножом и вырезали кусок дёрна с ромашкой для жаворонка. Так ромашка попадает к пленнику, который жаловался цветку на свою неволю».
- «Мальчишки не оставили птице питья, от жажды он повыщипывал всю траву, но не тронул цветка. Жаворонок умирает, а сердечко ромашки разорвалось от тоски и муки».
- «Мальчики похоронили птицу по-царски».
- «А дёрн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу».
Итак, первое умение, которое формируется у детей - это работа с заголовками:
- выбор наиболее точного из предложенных. Выберите, пожалуйста, наиболее подходящий заголовок: «Ромашка», «Жаворонок и ромашка», «Благородный цветок».
- прогнозирование содержания по заголовку. Перед чтением произведения дети знакомятся с названием произведения - «Ромашка». Предположите, о чём пойдёт речь в произведении.
Следующее умение - определение характера книги (жанр, эмоциональная окраска) по обложке, заглавию, рисункам. Посмотрите на иллюстрации и предположите, что это: сказка, рассказ, стихотворение.
В работе формируем такое умение как - выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Например, что же означает слово «смирно сидела», «учились у своих наставников» «училась познавать благость божью», «что таится у неё на сердце». Найдите еще слова или выражения, которые вам непонятны.
Следующее умение - пользование толковым словарём. Давайте обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова и найдём незнакомое для нас слово. Например, слово «вдоволь» - до полного удовлетворения, вполне достаточно. В доме всего вдоволь. Вдоволь посмеялись.
- выделение опорных (наиболее важные для понимания читаемого) слов (Почтение – глубокое уважение; дерн – верхний слой почвы, густо заросший травой; благоухать – приятно пахнуть).
- логичное, последовательное изложение ответа на поставленный вопрос, понимание прочитанного текста. Где росла ромашка? (на даче, у обочины дороги). У кого училась ромашка? (у солнца и природы). Какой участи избежала ромашка благодаря тому, что росла в высокой траве? (от девушки, срезающей в саду цветы). Задайте, пожалуйста, ваш вопрос по тексту.
- ответы на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение). Например: «Чем была довольна ромашка?» (Всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко-высоко в небе жаворонок).
- нахождение в тексте описания к иллюстрациям. Найдите в тексте описание к предложенной иллюстрации (Вдруг раздалось «квир-квир-вит!», и жаворонок спустился… не в сад к пионам и тюльпанам, а прямёхонько в траву, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!).
- составление плана к прочитанному тексту. Давайте попробуем вместе составить план:
1. Скромная ромашка, растущая у канавы.
2. Маленькое счастье.
3. Гордые садовые цветы.
4. Поцелуй жаворонка.
5. Зависть пионов и тюльпанов.
7. Жаворонок в клетке.
8. Встреча птички и цветка.
9. Смерть от жажды.
10. Жестокость людей.
- самостоятельное выполнение заданий на основе текста учебника и дополнительной литературы;
- определение характера героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных.
Например, «Соотнеси стрелками характеристику с героями»
- осознание авторского и собственного отношения к персонажам. Например, Что почувствовали, когда узнали, что птичка погибла и цветок завял? Почему плакали мальчики, увидев утром мертвую птичку? Значит, им было жалко ее? Они могли предотвратить свои поступки? Оправдывают ли слезы и пышные похороны поступки мальчишек? Но почему же так случилось?
Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)
- выявление смыслового и эмоционального подтекста: С кем автор сравнивает цветы? (С людьми, с животными, ни с кем не сравнивает).
- определение идеи произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (От хорошего перейдет благородство, от плохого — несчастье. Жизнь дана на добрые дела. Добрые умирают, да их дела не пропадают).
- работа над идеей произведения: Человек часто не задумывается о том, что природа вокруг нас – это живое существо, она умеет расти, чувствовать, погибать. Так в чем же идея сказки? Какими мы должны быть по отношению к природе?
- нахождение главной мысли - героем сказки является не человек, а цветок, но и он может быть благородным, сильным, верным.
- вынесение важной информации для себя из этой истории (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства»).
- задание на дом: заполнить читательский дневник; сочинить небольшую сказку о ромашке; придумать другую концовку к сказке «Ромашка».
- приготовление сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета): какие цветы, кроме описываемых в произведении, растут в саду.
Сегодня мы предложили вашему вниманию читательские умения, формируемые при работе с текстом.
Давайте заполним с вами читательский дневник. Итак, автор произведения (Г.Х.Андерсен), название произведения («Ромашка»), главные герои (ромашка и жаворонок), ваше отношение к произведению: что вам понравилось и не понравилось в сказке).
Подводя итог нашей встрече, мы считаем, что в результате обучения смысловому чтению у обучающихся:
- повысится интерес учащихся к чтению;
- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.