Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. В связи с этим появляется необходимость реализации интегративно-дифференцированного подхода в управлении процессом формирования метапредметных умений обучающихся.
Под метапредметными умениями обучающихся будем понимать универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, такими как, умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью.
Начиная работу в школах по формированию метапредметных умений, необходимо:
- четко осознавать, на что направлены ФГОС. Поэтому необходимо использовать, все то, что уже наработано в школах;
- тщательно изучить все документы по реализации ФГОС для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
- осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательной организации, но и в рамках сетевого взаимодействия;
- осваивать новые технологии, изменяющие позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
Лучшим вариантом для реализации метапредметов в обучении является использование принципов интеграции и дифференциации, основной идеей которых является формирование метапредметных умений [4, с.29]. Основополагающими признаками педагогической интеграции выступают: эргатичность (педагогическая интеграция не только развивает, «творит» человека, но и сама «творима» им); диалогичность (выстраивание субъект-субъектных отношений в системе «педагог – обучаемый»); латентность (отсутствие прямых причинно-следственных связей между внешне выраженными интегративными средствами (операциями, приемами, действиями) и конечным интегративным результатом, который не имеет наблюдаемой предметной выраженности); многомерность (способность педагогической интеграции влиять на развитие всех сторон человека, заключающих в себе основные закономерности материального мира) и др.
В педагогической науке доказано, что интеграция и дифференциация органично взаимодействуют, создают необходимые условия для конструирования иерархической и ранжированной модели непрерывного многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного профессионального образования, позволяющего обучающемуся самостоятельно выбирать различные направления обучения, а образовательному учреждению формировать своё полифункциональное профессиональное пространство [1, с. 26].
Определим значение принципов интеграции и дифференциации в формировании метапредметных умений учащихся начальной школы. Интеграция позволяет учащимся перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению. На интегрированных уроках в начальной школе повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. Организация интегрированного обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению.
Для формирования метапредметных умений обучающихся начальной школы необходимы следующие условия:
1. Организация методической работы в педагогическом коллективе, создание рабочих группы по изучению и внедрению ФГОС НОО.
2. Организация обучения педагогов новым технологиям обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
3. Разработка программ формирования метапредметных умений у обучающихся НОО и ООО.
4. Разработка междисциплинарных программ формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и междисциплинарных программ развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, которые следует включить в состав основной образовательной программы образовательного учреждения.
5. Организация деятельности методического совета по реализации принципов интеграции и дифференциации.
6. Обеспечение учителей и обучающихся современными УМК.
7. Создание условий для организации и проведения дистанционных эвристических олимпиад (метапредметных).
Система метапредметных умений представлена в таблице.
Таблица
Система метапредметных умений обучающихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД |
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи). |
Осуществить действия по реализации плана. |
|
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД |
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |
Понять другие позиции (взгляды, интересы). |
|
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. |
В практике начальной школы выделяют три основных формы дифференцированного обучения: модель полного усвоения знаний; уровневая дифференциация (внутри класса); организация факультативов, кружков (дифференциация по интересам).
Внутриклассная уровневая дифференциация является самой распространенной формой дифференциации, при которой учителя используют разные виды работы:
а) Планируют выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, условия уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком – план пересказа; на самом высоком – группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.
б) Учителя планируют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в 2 группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и сами осуществляют выбор.
в) Задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.
г) Дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части – порции), задания с письменной инструкцией (например, с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик.
д) Групповая работа, предполагающая четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать и уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть должен существовать инструментарий проверки.
Модель формирования метапредметных умений обучающихся представим в соответствии с ФГС НОО, который определил в качестве главных результатов личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Пример метапредметных умений – интеллектульно-речевые умения, в основе которых лежит:
1) смысловое восприятие речи (умение слушать, читать),
2) порождение речи (умения излагать свои мысли в устной и письменной форме (классификация Т.А.Ладыженской).
Модель формирования метапредметных умений представлена на рисунке. Целью модели формирования метапредметных умений является формирование функционально грамотной личности посредством системного подхода к личностному развитию и формированию метапредметных умений обучающихся начальной школы на основе принципов интеграции и дифференциации [3, с.89].
Задачи, которые решает модель формирования метапредметных умений обучающихся:
1) определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;
2) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
3) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
4) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;
5) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Рисунок. Модель формирования метапредметных умений
Модель формирования предметных результатов рассматривается в неразрывной связи с формированием абсолютно нового для школы метапредметного результата. В качестве метапредметного результата выступают универсальные учебные действия, определяемые как способы деятельности, применяемые в учебном процессе, так и применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия). Универсальные учебные действия являются основой метапредметных умений.
Метапредметные умения - это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.
Для формирования метапредметных умений должен быть организован педагогический менеджмент. Педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (В.П.Симонов), и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога.
Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущую профессию подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.
Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками на основе принципов интеграции и дифференциации.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. 2011. - 71 с.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении [Текст]: научно-методическое пособие / А.В.Хуторской. - М. :Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2012. –227 с.
- Концепция общего среднего образования Текст. // Учительская газета. 1988. - 23 августа.
- Громыко Н.В. Метапредмет «Знание» [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Гро-мыко. - М.: Пушкинский институт, 2001. - 34 с.