Ранняя профориентация дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область приборостроения.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш детский сад находится рядом с приборостроительным заводом “Прогресс” и родители наших воспитанников работники этого завода. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях работников завода, результатах их труда. Тема оказалась интересной не только для детей, но для педагогов и родителей.

На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: о родном городе, о заводе, о профессиях В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с родителями.

Основной упор в работе сделан на старших дошкольников, но уже в средних группах мы ввели первые занятия – знакомства с заводскими профессиями.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой недостатка наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.

Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание "Аукцион профессий", в котором с удовольствием участвуют семьи детей. Экскурсии в заводской музей, производственные цеха, встречи с представителями разных профессий, концерты и поздравления работников завода в честь 8 марта, 23 февраля, Дня Победы - эти события - яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционный праздник для детей и родителей - День открытых дверей на заводе “Прогресс”, на котором родители имеют возможность познакомить детей со своим рабочим местом, показать результат своего труда.

Конспект занятия на тему: “Предприятия нашего города”

Задачи.

Образовательные. Сформировать первичные представления о заводах и фабриках города: название, выпускаемая продукция, товарный знак.

Развивающие. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.

Воспитательные. Формировать умение давать мотивированный ответ, учить ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.

Материалы и оборудование. Карточки-картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

- Ребята, сегодня мы поговорим о предприятиях нашего города Мичуринска. Как вы думаете, что такое предприятие? (Ответы детей).

- Предприятие-это заводы, фабрики, на которых работают много людей разных профессий. Каждый завод выпускает свою продукцию. Скажите, пожалуйста, какие заводы и фабрики в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)

2. Основная часть.

Мичуринск - промышленный город. Здесь много заводов. На заводах трудятся тысячи горожан.

Приборостроительный завод “Прогресс” – одно из самых больших предприятий в городе, на нём работает очень много людей разных профессий. На этом заводе изготавливают различные приборы. (Слайд)

На хлебозаводе очень много цехов, где работают люди разных профессий: лаборанты, электрики, грузчики. А кто же главный здесь? Как называют людей, которые пекут хлеб? (Пекари.) Да, пекари. Они следят за тем, чтобы хлеб хорошо поднялся, испёкся, подрумянился. (Слайд)

В Мичуринске есть ещё много заводов: “Мичуринский локомотиворемонтный завод”, “Маслозавод”, “Мясоптицекомбинат”, и др. С ними мы познакомимся в другой раз.

3. Физкультминутка.

4. Игра “Угадай товар”.

Воспитатель называет производителя, а дети показывают товар, который он выпускает. Например: кондитерская фабрика - кондитерские изделия (конфеты, печенье, вафли и т.п.); швейная фабрика – одежду (платье, пальто, брюки и т.д.);

хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);

завод бытовой техники – бытовую технику (утюг, пылесос, холодильник и т.д.);

мебельный завод – мебель (стол, стул, диван и т.д.);

молокозавод – молочную продукцию (молоко, масло, сыр и т.д.);

обувная фабрика – обувь (туфли, сапоги, тапочки и т.д.).

5. Практическая часть (конструирование).

- Я предлагаю вам построить из конструктора завод, на котором трудятся рабочие и производят детали для приборостроения.

6. Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

О каких заводах вы узнали?

На каком из этих заводов вы хотели бы работать?

Конспект занятия на тему: “Продукция завода “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

познакомить детей с продукцией завода “Прогресс”;

формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;

продолжить учить конструировать по собственному замыслу из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления.

Развивающая:

развивать логическое мышление.

Воспитательная:

воспитывать уважительное отношение, интерес, любознательность к людям разных профессий.

Оборудование: ноутбук для просмотра слайдов о заводе “Прогресс”, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

- Мы с вами ходили на завод на экскурсию. Давайте вспомним, что мы видели?

- На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

- Мы были в музее завода.

- Нам показали столовую, в которой едят рабочие.

- Есть своя типография, которая выпускает газету.  

- На заводе работает много людей разных профессий.

- Какие профессии вы запомнили?

2. Основная часть.

- Давайте поговорим с вами о продукции, которую выпускают на заводе.

На приборостроительном заводе “Прогресс” изготавливают приборы для самолетов, вертолетов, кораблей, для газонефтяных перекачивающих станций. Завод выпускает приборы для защиты нашей страны и для того, чтобы в каждом доме был газ и можно было заправить бензином автомобили.(показ слайдов)

3. Физкультминутка.

Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.

4. Практическая часть (конструирование).

- Я предлагаю вам построить из конструктора станки, на которых трудятся рабочие и производят детали для приборостроения. (После выполнения работы дети играют с постройкой).

5. Итог занятия.

Экскурсия на приборостроительный завод “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

  • познакомить детей с историей завода “Прогресс”;
  • формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;
  • познакомить дошкольников с прошлым предприятия “Прогресс”.

Развивающая:

  • развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
  • предварительная работа: Ознакомительные беседы, подготавливающие детей к экскурсии: “История профессий”, “Профессии родителей”, “Предприятия нашего района”, чтение художественной литературы В.Маяковский “Кем быть?”, С.Михалков “А что у вас?”, “Наша улица”.

Ход занятия

1. Дети, сегодня мы совершим экскурсию на приборостроительный завод “Прогресс” г. Мичуринска. Давайте вспомним правила поведения во время экскурсии:

а) не разговаривать;

б) внимательно слушать экскурсовода;

 в) по необходимости задавать вопросы;

 г) быть терпимыми друг к другу.

2. Ребята, мы с вами находимся на Мичуринском приборостроительном заводе “Прогресс”.

О заводе и его истории нам расскажет начальник цеха.

Мичуринский завод “Прогресс” основан Министерством Авиационной промышленности в 1957 г. для производства  приборов и элементов авиационной техники. 

Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточным и сборочным производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.

В настоящее время завод выпускает большое количество различных изделий, используемых практически на всех типах и видах летательных аппаратов, воздушного и наземного вооружения, производимых в России.

Другим направлением  деятельности завода  является разработка и выпуск гражданской продукции для газовой и энергетической отраслей. Товары гражданской продукции и народного потребления, выпускаемые заводом, являются дипломантами и лауреатами по программе “100 лучших товаров России”.

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Есть своя типография, которая выпускает газету.  В 1975 году открыт музей истории завода, который существует и сейчас.

На заводе работает много людей разных профессий: токарь, слесарь-сборщик, фрезеровщик, монтажник, конструктор, экономист и т.д.

3. Итог экскурсии.

- Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, выявление заинтересованности и желания пойти туда работать, когда станут взрослыми).

- Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или слайдовую презентацию.

- Изготовление поделки “Ракета” техника оригами для заводского музея.

Приложение 1