Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область приборостроения.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш детский сад находится рядом с приборостроительным заводом “Прогресс” и родители наших воспитанников работники этого завода. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях работников завода, результатах их труда. Тема оказалась интересной не только для детей, но для педагогов и родителей.
На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: о родном городе, о заводе, о профессиях В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с родителями.
Основной упор в работе сделан на старших дошкольников, но уже в средних группах мы ввели первые занятия – знакомства с заводскими профессиями.
При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой недостатка наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.
Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание "Аукцион профессий", в котором с удовольствием участвуют семьи детей. Экскурсии в заводской музей, производственные цеха, встречи с представителями разных профессий, концерты и поздравления работников завода в честь 8 марта, 23 февраля, Дня Победы - эти события - яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционный праздник для детей и родителей - День открытых дверей на заводе “Прогресс”, на котором родители имеют возможность познакомить детей со своим рабочим местом, показать результат своего труда.
Конспект занятия на тему: “Предприятия нашего города”
Задачи.
Образовательные. Сформировать первичные представления о заводах и фабриках города: название, выпускаемая продукция, товарный знак.
Развивающие. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.
Воспитательные. Формировать умение давать мотивированный ответ, учить ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.
Материалы и оборудование. Карточки-картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы поговорим о предприятиях нашего города Мичуринска. Как вы думаете, что такое предприятие? (Ответы детей).
- Предприятие-это заводы, фабрики, на которых работают много людей разных профессий. Каждый завод выпускает свою продукцию. Скажите, пожалуйста, какие заводы и фабрики в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)
2. Основная часть.
Мичуринск - промышленный город. Здесь много заводов. На заводах трудятся тысячи горожан.
Приборостроительный завод “Прогресс” – одно из самых больших предприятий в городе, на нём работает очень много людей разных профессий. На этом заводе изготавливают различные приборы. (Слайд)
На хлебозаводе очень много цехов, где работают люди разных профессий: лаборанты, электрики, грузчики. А кто же главный здесь? Как называют людей, которые пекут хлеб? (Пекари.) Да, пекари. Они следят за тем, чтобы хлеб хорошо поднялся, испёкся, подрумянился. (Слайд)
В Мичуринске есть ещё много заводов: “Мичуринский локомотиворемонтный завод”, “Маслозавод”, “Мясоптицекомбинат”, и др. С ними мы познакомимся в другой раз.
3. Физкультминутка.
4. Игра “Угадай товар”.
Воспитатель называет производителя, а дети показывают товар, который он выпускает. Например: кондитерская фабрика - кондитерские изделия (конфеты, печенье, вафли и т.п.); швейная фабрика – одежду (платье, пальто, брюки и т.д.);
хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);
завод бытовой техники – бытовую технику (утюг, пылесос, холодильник и т.д.);
мебельный завод – мебель (стол, стул, диван и т.д.);
молокозавод – молочную продукцию (молоко, масло, сыр и т.д.);
обувная фабрика – обувь (туфли, сапоги, тапочки и т.д.).
5. Практическая часть (конструирование).
- Я предлагаю вам построить из конструктора завод, на котором трудятся рабочие и производят детали для приборостроения.
6. Итог занятия.
Что нового узнали на занятии?
О каких заводах вы узнали?
На каком из этих заводов вы хотели бы работать?
Конспект занятия на тему: “Продукция завода “Прогресс”
Задачи.
Образовательная:
познакомить детей с продукцией завода “Прогресс”;
формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;
продолжить учить конструировать по собственному замыслу из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления.
Развивающая:
развивать логическое мышление.
Воспитательная:
воспитывать уважительное отношение, интерес, любознательность к людям разных профессий.
Оборудование: ноутбук для просмотра слайдов о заводе “Прогресс”, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
- Мы с вами ходили на завод на экскурсию. Давайте вспомним, что мы видели?
- На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.
- Мы были в музее завода.
- Нам показали столовую, в которой едят рабочие.
- Есть своя типография, которая выпускает газету.
- На заводе работает много людей разных профессий.
- Какие профессии вы запомнили?
2. Основная часть.
- Давайте поговорим с вами о продукции, которую выпускают на заводе.
На приборостроительном заводе “Прогресс” изготавливают приборы для самолетов, вертолетов, кораблей, для газонефтяных перекачивающих станций. Завод выпускает приборы для защиты нашей страны и для того, чтобы в каждом доме был газ и можно было заправить бензином автомобили.(показ слайдов)
3. Физкультминутка.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.
4. Практическая часть (конструирование).
- Я предлагаю вам построить из конструктора станки, на которых трудятся рабочие и производят детали для приборостроения. (После выполнения работы дети играют с постройкой).
5. Итог занятия.
Экскурсия на приборостроительный завод “Прогресс”
Задачи.
Образовательная:
- познакомить детей с историей завода “Прогресс”;
- формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;
- познакомить дошкольников с прошлым предприятия “Прогресс”.
Развивающая:
- развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.
Воспитательная:
- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
- предварительная работа: Ознакомительные беседы, подготавливающие детей к экскурсии: “История профессий”, “Профессии родителей”, “Предприятия нашего района”, чтение художественной литературы В.Маяковский “Кем быть?”, С.Михалков “А что у вас?”, “Наша улица”.
Ход занятия
1. Дети, сегодня мы совершим экскурсию на приборостроительный завод “Прогресс” г. Мичуринска. Давайте вспомним правила поведения во время экскурсии:
а) не разговаривать;
б) внимательно слушать экскурсовода;
в) по необходимости задавать вопросы;
г) быть терпимыми друг к другу.
2. Ребята, мы с вами находимся на Мичуринском приборостроительном заводе “Прогресс”.
О заводе и его истории нам расскажет начальник цеха.
Мичуринский завод “Прогресс” основан Министерством Авиационной промышленности в 1957 г. для производства приборов и элементов авиационной техники.
Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточным и сборочным производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.
В настоящее время завод выпускает большое количество различных изделий, используемых практически на всех типах и видах летательных аппаратов, воздушного и наземного вооружения, производимых в России.
Другим направлением деятельности завода является разработка и выпуск гражданской продукции для газовой и энергетической отраслей. Товары гражданской продукции и народного потребления, выпускаемые заводом, являются дипломантами и лауреатами по программе “100 лучших товаров России”.
На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.
Есть своя типография, которая выпускает газету. В 1975 году открыт музей истории завода, который существует и сейчас.
На заводе работает много людей разных профессий: токарь, слесарь-сборщик, фрезеровщик, монтажник, конструктор, экономист и т.д.
3. Итог экскурсии.
- Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, выявление заинтересованности и желания пойти туда работать, когда станут взрослыми).
- Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или слайдовую презентацию.
- Изготовление поделки “Ракета” техника оригами для заводского музея.