Классный час "Я выхожу в жизнь"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель мероприятия: развитие субъектности ребенка: помочь учащимся осознать, что их будущее зависит от их действий в настоящем времени.

Задачи мероприятия:

  • помочь учащимся осознать, насколько они готовы к взрослой жизни;
  • определить составляющие “багажа”, необходимого для успешного проживания жизни после окончания школы;
  • наметить направления дальнейшего саморазвития и самосовершенствования ученика,
  • формировать навыки анализа и самоанализа, формулирования объективных суждений по результатам деятельности, работы в оптимальном темпе.

Оборудование:

Прялка, цветные ленты, планшеты, стикеры, ручки, круг, вырезанный из ватмана, буклет.

Ход классного часа

1. Психологический настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Мне очень приятно вас видеть! Давайте возьмемся за руки. Какая фигура у нас получилась?

Ученики: Круг.

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают со словом круг?

Ответы учеников.

Учитель: Согласна с вами. Круг – это символ солнца, а значит тепла, света, жизни.

Учитель: А как вы думаете, почему мы с вами сели в круг?

Ответы учеников.

Учитель: Круг – это еще и символ дружбы и сотрудничества: только сообща, все вместе мы сможем решить любые задачи.

Посмотрите: перед нами красивая старинная вещь. Как она называется? (Ответы учеников) Прялка. Обратите внимание: у прялки тоже имеется элемент круга. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. На Русском Севере жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. А девушка пряла нитку, что символизировало создание счастливой семейной жизни.

Возьмите ленточку того цвета, которое соответствует вашему настроению, и привяжите ее на колесо. Посмотрите, как свободно летят ленты (педагог крутит колесо).

Я желаю вам, чтобы вы сегодня, независимо от настроения, были такими же уверенными, легкими и свободными в своих размышлениях, как эти летящие ленточки. Ваши мысли станут нашей пряжей, а принятые решения – нитью, символизирующей нашу жизнь.

И поэтому поговорить мне с вами хотелось бы на тему “Я выхожу в жизнь”. Давайте вместе проверим, насколько вы готовы к взрослой жизни.

УС 1 Учитель: Давайте поделимся друг с другом тем, что вы уже сегодня можете взять с собой во взрослую жизнь. Какие знания у вас есть уже сейчас, необходимые во взрослой жизни? Например: В детстве я читала все о вкусной и здоровой пище, потому что хотела питаться правильно, когда буду жить без мамы.

Ответы учеников об имеющихся знаниях.

Учитель: Ребята, многое уже знаете. Некоторые из вас назвали имеющиеся знания по различным учебным предметам, в области общения. Расскажите о своих знаниях в бытовой сфере. Вы знаете, сколько стоит электричество, вода, газ? Для чего это нужно знать?

Ответы учеников.

Учитель: Знать цены продуктов, вещей, услуг нужно, чтобы определить, сколько нужно зарабатывать, чтобы оплатить свои потребности и свое содержание.

Вы знаете своих соседей? Для чего нужны эти знания?

Ответы учеников: Оставить ключ, попросить о помощи, оставить ребенка и т. д.

У. С. № 2.

Учитель: Знать – это здорово, но так же важно и уметь что-то делать. Я теоретически знаю, как сшить платье, но ни разу не пробовала это делать, здесь нужен практический опыт. Что вы умеете делать хорошо сегодня, и это будет необходимо вам, когда вы станете взрослыми?

Ответы учеников

У. С. №3.

Учитель: Мы выяснили, что очень важно то, что вы уже знаете, что умеете. Не менее важно, на мой взгляд, что имеют люди. Кстати, я имею в виду не только материальные вещи. У меня, например, есть на все собственная точка зрения.

А что есть у вас сегодня и это нужно иметь и пытаться сохранить для взрослой жизни?

Ответы учеников

У. С. № 4.

Учитель: Ребята, мы пытались разобраться, что вы знаете, умеете, имеете уже сегодня, необходимое вам во взрослой жизни.

А что нужно еще узнать, чему научиться, что приобрести вам лично, чтобы быть счастливым и успешным взрослым человеком?

Перед вами находится круг, разделенный на секторы, в центре его человечек, это вы. Подумайте и напишите на листочках, что вы хотите, планируете узнать, и приклейте в секторе “Я хочу узнать”, напишите, чему хотите научиться и приклейте в сектор “Я хочу научиться”, напишите, что хотите приобрести и поместите в сектор “Хочу приобрести”. Запишите, и это будет происходить в вашей жизни, потому что мысль материальна.

Дети пишут…

Что вы добавили, написали? Обсуждение.

Учитель: А как вы думаете, что в 4 секторе? Что еще нужно взрослому человеку для счастливой жизни?

Ответы учеников.

Я ценю ваше мнение. И каждый человек хочет, чтобы его ценили окружающие, а для этого нужно что-то давать людям: тепло, ласку, внимание. Поэтому сектор я назвала “Готов дать”.

Ребята, а что вы готовы дать другим людям из того, что у вас есть? Чем можете поделиться сегодня, а чем, когда станете взрослыми?

Ответы учеников

Заключение.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть вглубь себя, понять, что вы знаете, умеете, имеете, что можете дать другим. Надеюсь, мы помогли друг другу разобраться в том, что нужно еще узнать, чему научиться, что приобрести, как стать нужным людям, а значит стать самодостаточным и счастливым человеком.

(Вывешивание круга на доску)

Учитель: Известный русский писатель-публицист Илья Эренбург сказал: “После поэта остаются книги, после художника – полотна, после государственного деятеля – страницы истории. А после человека?

Давайте вместе ответим на этот вопрос.

Ответы учеников.

А вот, что говорит И. Эренбург: “Разве что память, немного света и тепла”. Несите в жизнь свет, тепло, и тогда память о вас и ваших поступках будет бесконечной.

Давайте еще раз возьмемся за руки и поблагодарим друг друга за работу и хорошие идеи. Хочу вам вручить советы великих людей. Пусть они помогут вам в жизни.

Я снова хочу запустить наше колесо (учитель вращает колесо прялки). С помощью наших мыслей мы спряли, наметили планы на будущее. Крутится колесо, создается нить вашей жизни, какой она будет, зависит от вас. А мы, взрослые, всегда готовы прийти вам на помощь.

Литература

  1. Классные часы. 9 класс. /Авт. – сост. А. В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008
  2. Классные часы по профориентации школьников. Аленкина О. А. – Планета (Глобус), 2012.
  3. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростка как средство профилактики дезадаптации. Автор Мартынова А. В. – ЛОИРО, 2006.
  4. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. Хухлаева О. В. – Генезис, 2010.