По оценкам отечественных и зарубежных специалистов у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедленное развитие. Несоответствие между физическим развитием первоклассников и предъявляемыми требованиями ставят ребёнка в условия, приближающиеся к экстремальным, и адаптационный процесс у них протекает напряжённо. В результате этого к концу первого года обучения число абсолютно здоровых детей значительно уменьшается. К числу причин, влияющих на здоровье школьников (социальных, экологических, экономических и генетических), относятся и факторы внутришкольной среды.
“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
На сегодняшний день одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. С 2007 года эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив школы четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей обучающихся. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Пытаясь исправить создавшееся положение, наша школа включилась в эксперимент “Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся”.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
Сравнительный анализ пропусков учащимися по болезни, представлен в таблице:
Учебный год | Всего учащихся | Всего пропущено уроков | Пропущено уроков по болезни |
2008–2009 | 546 | 36975 | 35653 |
2009–2010 | 533 | 27817 | 27817 |
2010–2011 | 494 | 28963 | 28192 |
Таблица наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья обучающихся ухудшается и лишь 10 % школьников – являются здоровыми. За последние три года уровень здоровых обучающихся снизился с 38 % до 24 %, а больных стало 76 %. Учащиеся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома, часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин. У некоторых учащихся наблюдается нарушение сна, проблемы с дыхательной системой, достаточно часто возникает состояние слезливости. Все это требует контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, на воссоздание авторитета семьи. Появилась острая необходимость решения данной проблемы, которая играет особую роль в решении этих вопросов, ведь именно здесь должны формироваться основы здорового образа жизни, гигиены, социально-приемлемые способы удовлетворения базисных потребностей личности.
Данные по школе свидетельствуют о необходимости решения проблемы.
Общие данные по заболеваемости учащихся
Типы заболеваний |
2008–2009 | 2009–2010 | 2010–2011 |
Миопия | 81 | 99 | 77 |
Бронхиальная астма | 3 | 2 | 1 |
Сколиоз | 42 | 32 | 29 |
ДНЗ I и II степени | 33 | 51 | 49 |
Плоскостопие | 20 | 16 | 58 |
Нарушение осанки | 39 | 31 | 43 |
Болезни ЖКТ | 25 | 17 | 41 |
Болезни ССС | 2 | 4 | 28 |
Лор | 27 | 16 | 52 |
Эндокринолог | 47 | 53 | 37 |
Невропатолог | 9 | 15 | 12 |
Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья
Учебный год Группа |
2008–2009 | 2009–2010 | 2010–2011 |
Основная | 277 | 356 | 357 |
Подготовительная | 211 | 101 | 100 |
Специальная | 28 | 31 | 33 |
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение при организации учебно-воспитательного процесса в школе. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, так как это имеет прямое отношение к обучению.
Учитывая, вышесказанное и представленной возможностью, мы хотим поделиться опытом работы по использованию в группе продленного дня приемов здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых актуальных проблем – сохранение здоровья младших школьников.
Роль здоровьесберегающих минуток в группе продленного дня
Почему мы вышли на проблему здоровьесберегающего обучения? Этот шаг был неслучаен. Продленный день прочно вошел в жизнь общеобразовательной школы. Он должен быть не только воспитательным, но и оздоровительным. Основными задачами воспитателя группы продленного дня являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни.
Большие возможности, на наш взгляд, в этом отношении имеют оздоровительные двигательные мероприятия в учебном процессе и группе продленного дня.
О значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития воспитанников писали и пишут врачи, педагоги и психологи.
Воспитать здорового человека – одна из первейших заповедей нашей общеобразовательной школы. По утверждению В.А.Сухомлинского, добрая половина забот и тревог о детях в течение первых четырех лет обучения связана с заботой об их здоровье. “Я не боюсь, – говорит он, – еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”.
Мы поделимся опытом проведения на занятиях разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху учащихся.
В нашу практику вошло проведение здоровьесберегающих минуток при выполнении домашних заданий. Так как мы используем специальную гимнастику для пальцев, глаз, упражнения на осанку, для мышц шеи, рук и плеч, ритмическую гимнастику в музыкальном сопровождении.
Перед началом выполнения уроков мы разработали и проводим тренинг-настрой:
Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.
Проводя, комплекс упражнений гимнастики до занятий решаем следующие задачи:
- ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
- достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
- воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений.
На своих занятиях мы учим детей правильно дышать, используя упражнения на дыхание и формирование правильной осанки. Так как долгое сидение приводит к ослаблению дыхательных мышц.
Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь. (Потягивания, руки вверх.)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.
Наклонились, раз и два, (Наклоны вперед-назад.)
И за парты нам пора.
Используя упражнения для пальцев рук, мы формируем речедвигательный анализатор, а для того чтобы предупредить зрительное утомление школьников мы используем комплекс упражнений для глаз.
“Замок” (гимнастика для пальцев рук)
На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга)
И открыли! (пальцы расцепились)
“На море” (комплекс упражнений для глаз)
(Под медленную спокойную музыку.) LANG="EN">
1. “Горизонт”
1–4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (“на море”) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить линию горизонта справа-налево.
2. “Лодочка”
1–4 – чертим “лодочку” (дуга к низу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5–8 – повторить движение в другую сторону.
3. “Радуга”
1–4 – чертим “радугу” (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить движение в другую сторону.
4. “Солнышко”
1–8 – “На море солнышко” – чертим “солнышко” (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Повторить движение в другую сторону.
5. “Пловец плывет к берегу”
1–4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5–8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. “Яркое солнышко”
1–8 – зажмуриться – “солнышко ослепило”, закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Использование нами физкультминуток позволяет использовать оставшееся время при выполнении домашних заданий гораздо интереснее и с наибольшей результативностью учебной отдачи учащихся, сохраняя при этом здоровый образ. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшей работе.
По данной работе школьным психологом проводился экспресс-опрос и дал следующие результаты:
Оздоровительные минутки обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствую повышению внимания и активности учащихся во время выполнения уроков.
Эффективно проводить упражнения с простейшим инвентарём (скакалка, мяч, эспандер), под музыку, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнений, позволит превратить 5–10-минутный перерыв в весёлую и увлекательную игру.
Таким образом, рассматривая воспитательный процесс с позиции роли в нём движений установлено следующее:
- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения и воспитания;
- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
- знание учителем и воспитателем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю и воспитателю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
- объём двигательной деятельности учащихся в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.
Литература
- Баранчукова Г.А . Об организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и группах продленного дня. Методические рекомендации. – Л., 2001.
- Гордеева В.В . Система воспитательной работы в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н . управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
- Ковалько В.И . Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников. – М.: ВАКО, 2005.
- Ковалько В. И . Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.