Вступление:
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, включающие не только обеспечение доступности качественного образования, но и создание условий для формирования успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
В связи с этим встает особая задача по обеспечению социально-психологических и педагогических условий интеграции детей и подростков с различными отклонениями в развитии в социокультурную среду.
Наше образовательное учреждение как ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ вида Краснодарского края является единственным в системе учреждений специального коррекционного образования интернатного типа, находящихся в г. Краснодаре.
При построении коррекционно-развивающего педагогического процесса наше образовательное учреждение основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, психокоррекцию, ЛФК).
В то же время для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия в школе-интернате VІІІ вида для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, необходима организация развивающих условий.
Принципы создания развивающих условий: (приведены в сборнике (“Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата” // Под ред. Сековец Л.С., М. “Школьная пресса”, 2003):
Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.
Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможность для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.
Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.
Деятельный подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.
Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.
В ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ вида Краснодарского края разработана система развивающих условий, способствующая развитию эмоционально-волевой и поведенческой сферы, познавательных способностей обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате, решению проблем обучения, сохранению психологического здоровья учащегося путем активизации развивающей деятельности всех участников образовательного процесса.
Цель такой системы – решение проблем, возникающих в процессе обучения ребенка в школе-интернате и мешающих успешному развитию его личностного потенциала, создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало развитию познавательной сферы и проявлению творческих способностей каждого ребенка, развитию индивидуальности учащегося, раскрытию личностного потенциала.
Что мы понимаем под “развивающими условиями”?
"Развить – довести до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности", – сообщает нам Толковый словарь русского языка.
Термин “развитие” в словаре трактуется как “процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное”, а “развивать” – значит “способствовать возникновению и усилению каких-либо свойств, качеств, а также сделать духовно зрелым, дать раскрыться умственным, духовным способностям, расширить кругозор” [19, с. 796].
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что “процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны “рекламации” – нельзя возвратить юношу в школу для “доделки”, “доразвития”” (Д.Б. Эльконин, 1980, с. 60).
Условия – здесь: обстоятельства; внешнее окружение; все то, что образует среду течения какого-то процесса и влияет на само протекание процесса.
Таким образом, под развивающими условиями мы понимаем создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало раскрытию личностного потенциала учащегося, его индивидуальности, познавательной сферы, и проявлению творческих способностей каждого ребенка.
Как мы понимаем понятие “среда”?
В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С. Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П. П. Блонский), “окружающая среда” (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В психологическом контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Наиболее значимой для нашего описания является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы.
Это такие компоненты как:
- учебный,
- игровой,
- художественного творчества,
- правовой,
- пространство труда и социальной практики.
Чтобы организовать развивающие условия в коррекционной школе необходим ряд дополнительных условий:
Организационно-информационные условия:
- создание творческой группы учителей, воспитателей, специалистов, активно занимающихся проблемами развивающей работы;
- создание базы данных методик, публикаций по организации развивающей работы;
- информирование преподавателей и воспитателей о новых развивающих технологиях, методиках и приемах.
Методические условия:
- диагностика учителей и воспитателей, отражающая их отношение к организации развивающей работы, развивающим приемам, технологиям и методикам;
- анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями развивающих приемов, технологий и методик;
- консультации по использованию учителями развивающих приемов, технологий и методик;
- создание методической копилки материалов и обобщение опыта по применению развивающих приемов, технологий и методик.
Учебно-педагогические условия:
- проведение Дней (недель) математики, русского языка и т.д.;
- организация познавательных игр, конкурсов;
- подготовка факультативов, кружков;
- организация летних оздоровительно-трудовых отрядов;
- проведение выставок достижений учащихся.
Психологические условия:
- диагностика творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к творчеству;
- проведение тренингов развития познавательных способностей со школьниками;
- организация коррекционно-развивающих занятий;
- консультации для школьников, родителей и учителей.
Финансовые условия:
- выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (соревнования, конкурсы, праздники, игры);
- создание материально-технической базы для проведения коррекционной и развивающей работы;
- выделение средств на программное обеспечение, применение информационных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы.
При разработке системы развивающей работы мы опирались на предложенный В.В. Натаровым алгоритм развития познавательной деятельности (Таблица 1).
Таблица 1. Алгоритм развития познавательной деятельности ребенка (по Натарову В.В., 1999).
| Формирование потребности "хочу учиться!" |
| создание условий, при которых возможно удовлетворение этой потребности |
| предметная среда (условия): все предметы, которые используются в деятельности, начиная с помещения и включая приборы, наглядные пособия, мебель и т.п. |
идеальная среда: взаимоотношения, которые складываются между партнерами в процессе познавательной деятельности. |
Одним из важных условий реализации системы развивающих условий в коррекционном учреждении является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Так как в школах интернатного типа дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно продумываем оформление рекреаций, коридоров, классных комнат, мастерских, столовой и спален.
Все помещения школы-интерната оформлены в определенном стиле:
- Продумано их световое, декоративное и цветовое оформление. Уют и красоту вестибюлю и школьным помещениям придают картины из природных материалов, декоративные растения и светлые шелковые шторы на окнах;
- Учебные классы, спальни, кабинеты специалистов, медицинский кабинет, столовая, рекреации оснащены специальными комплектами мебели;
- Проведено озеленение школы и пришкольного участка, оформлены уголки живой природы. Всюду в оформлении интерната присутствуют декоративные растения и цветы. Их очень много и в классах, и в коридорах, и в столовой. Дети сами их выращивают и заботливо ухаживают за ними;
- Для занятий пением, музыкой, танцами имеется эстетически оформленный малый актовый зал. Приобретены костюмы и театральный реквизит для кружка кукольного театра;
- Три года назад были созданы кабинет декоративно-прикладного творчества, изобразительной деятельности;
- В этом году оформлен кабинет цветоводства;
- Эффективно используются рекреация и коридоры: в них размещаются стенды с фотографиями, рисунками и поделками детей.
Именно взрослый создает все условия для нормального психофизиологического развития ребенка. Поэтому важным элементом системы развивающих условий является конструирование межличностных отношений в школьном коллективе. Мы стремимся к созданию условий для развития взаимоотношений по сотрудничающему типу (гибкость в контактах, широкий круг интересов, потребность в социально приемлемых нормах поведения и т.д.). Таким образом, особую значимость приобретает социокультурная среда, которая будет окружать ребенка. И, если мы хотим понять и помочь ребенку, то должны помнить, что являемся составной частью окружающей его среды, в которой ребенок должен жить и расти. Причем, необходимо помнить, что не только среда оказывает влияние на ребенка, но и ребенок также может воздействовать на свое окружение (либо поддерживать ее полностью, либо изменять, либо вообще не принимать).
В ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ в создании развивающих условий участвуют все участники образовательного процесса.
Основные функции субъектов образовательного процесса по обеспечению развивающих условий в ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ вида Краснодарского края представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Обеспечение развивающих условий в ГСОУ школа-интернат № 15 Краснодарского края.
|
Обучающийся ребенок ←Развивающие условия→ |
|||
|
Субъекты |
Ведущие функции |
||
| Родители | Создание условий развития и формирования общественно значимой личности в рамках семьи. | ||
| Учитель Воспитатель |
Создание условий реализации развивающих задач в рамках учебно-воспитательного процесса. | ||
| Педагог-психолог | Создание условий для развития познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы, личностного развития, коммуникативных способностей. | ||
| Социальный педагог | Участие в создании развивающих условий для социальной адаптации ребенка во взаимодействии с семьей и гражданско-общественными организациями. | ||
| Логопед Дефектолог |
Создание условий развития сохраненных функций. | ||
| Учитель физического воспитания | Создание условий физического развития, развития моторики, пространственной ориентации. | ||
| Учитель ИЗО | Создание условий развития моторики, пространственной ориентации, эстетического вкуса, творческих способностей. | ||
| Педагог-организатор | Создание условий развития творческих способностей детей при проведении массовых мероприятий. | ||
| Педагог дополнительного образования | Создание условий развития профессионально- трудовых навыков, творческих способностей. |
||
| Врач (медсестра) | Создание условий развития сохранных функций ребенка. | ||
| Общественные организации | Оказание материально-методической помощи в реализации развивающих условий для обучающихся с нарушениями интеллектуальной деятельности. | ||
| Администрация | Координаций усилий субъектов образовательного процесса по созданию развивающих условий в образовательном учреждении. | ||
Рассмотрим подробнее распределение функциональных обязанностей по реализации системы развивающих условий.
Чтобы помочь родителям, лицам их заменяющим, создавать развивающие условия для своего ребенка с нарушениями интеллектуальной деятельности необходимо:
- научить родителя помогать своему ребенку, развивать его способности;
- ознакомить родителей (лиц, их заменяющих) с приемами коррекции и развития, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
- проводить индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания по оказанию психолого-педагогической помощи по вопросам развития познавательных способностей, творческого потенциала ребенка с нарушениями интеллектуальной деятельности; по проблемам в нахождении психологического контакта с подростками, стабилизации обстановки в семье.
Организовывая развивающие условия в рамках учебно-воспитательного процесса 2009–2010 учебного года педагоги и воспитатели школы-интерната реализуют следующие проекты:
- “Развитие творческих наклонностей учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности на уроках ИЗО и внеклассных занятиях по предмету” (Андреева Н.В., учитель ИЗО);
- “Художественно-эстетическое развитие учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством” (Брусницына Л.Ю., учитель трудового обучения) (Плетение из талаша и природных материалов.);
- “Применение элементов дыхательной методики А.Н. Стрельниковой в работе с учащимися с нарушениями интеллектуальной деятельности” (Кабакова Г.К., воспитатель);
- “Выявление и развитие креативных способностей учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности на уроках литературы и внеклассных занятиях по предмету” (Кобылкина В.Л., учитель русского языка и литературы);
- “Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности младших классов в процессе проведения арт-уроков” (Петреченко Т.В., учитель начальных классов);
- “Развитие творческих способностей школьников с нарушениями интеллектуальной деятельности в процессе игровой деятельности” (Шумихина З.Ф., воспитатель);
- “Развитие личностного потенциала, индивидуальности и творческих наклонностей учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности на уроках цветоводства” (Ситникова Т.В., учитель трудового обучения (цветоводство)).
В рамки организации развивающих условий педагога коррекционной школы хорошо вписываются нетрадиционные формы уроков: урок-соревнование, урок-КВН, урок-конкурс, урок-игра, урок – ролевая игра, урок-экскурсия, театрализованные уроки, уроки творчества, интегративные (межпредметные) уроки и т.д.
Развивающая работа – активное воздействие школьного психолога на процесс формирования личности ребенка. Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы школьного психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле образовательных и воспитательных мероприятий, с участием учителей, воспитателей, родителей (лиц, их заменяющих).
В 2008–2009 учебном году педагогами-психологами проводилась следующая коррекционно-развивающая работа:
- разработка и реализация индивидуальных программ по итогам ПМПк, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка;
- коррекционно-развивающие программы, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, и др.: программа “Адаптация к школе учащихся 1 класса” (Сигидина И.Л.); программа “Развивающие игры” для учащихся 1–4 классов (Сигидина И.Л.); программа “Коррекция поведения” для учащихся “группы риска” (Сигидина И.Л.); Программа по развитию познавательной деятельности младших школьников. Радость познания. Автор Н.В.Бабкина; “Курс развития творческого мышления ” Автор Ю.Б. Гатанов;
- программы повышения социальной компетенции детей и подростков, разработанные на основе нидерландской модели социальной компетенции (Иванов Л.М., Конева Е.В.).
Огромную роль в организации развивающих условий играет воспитательная работа с учащимися. В основу планирования воспитательной работы в нашей школе-интернате положена пошаговая программа формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через различные виды деятельности, разработанная Московским аналитическим научно-методическим центром “Развитие и коррекция”. С учетом рекомендаций программы в основу тематики проведения бесед, встреч, экскурсий, вечеров досуга и пр. была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, воспитание у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие положительного отношения к ней.
Попыткой активизации процесса социальной адаптации через развитие творческих способностей обучающихся школы-интерната явилось создание в 2008-2009 учебном году проекта “Креативная реабилитация школьников с ограниченными возможностями здоровья – одно из средств социализации и интеграции их в общество”.
Важное место в рамках системы развивающей работы было уделено внедрению новых форм воспитательной работы: занятия-практикумы, игры-упражнения, занятия по оригами. Каждая из названных форм отрабатывалась отдельным воспитателем с позиции коррекционно-развивающей направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы. Такие занятия способствовали:
- развитию психомоторики, развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать;
- раскрытию творческих возможностей, эстетического вкуса (умения видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетания);
- познанию окружающего мира.
В 2008-2009 учебном году была проведена серия воспитательных мероприятий направленных на развитие возможностей и способностей каждого воспитанника.
Таблица 3. Сводная таблица воспитательных мероприятий ГСОУ школа-интернат № 15 VIII вида в 2008–2009 г.г.
| Воспитательные мероприятия | 1–4 классы (всего 50чел.) |
5–7 классы (всего 43чел.) |
8–9 классы (всего 36чел.) |
Приняли участие | % от общего числа обучающихся |
| Общешкольные праздники | 37 | 32 | 25 | 94 | 73 |
| Классные праздники | 32 | 40 | 30 | 102 | 79 |
| Общешкольные и классные экскурсии | 35 | 35 | 23 | 93 | 72 |
| Дежурство по школе | – | 28 | 36 | 64 | 50 |
| Творческие отчеты (выставки, концерты и т.д.) | 30 | 25 | 28 | 83 | 64 |
| Кружковая работа | 37 | 35 | 23 | 95 | 63 |
| Вечера досуга | 30 | 38 | 27 | 95 | 63 |
| Мелкие ремонтные работы | – | 10 | 19 | 29 | 38 |
| Итого в среднем по школе | 63 |
Особая роль в вопросах организации развивающих условий отводится дополнительному образованию, которое организовано как внутри специальной школы-интерната, так и вне ее; как во внеурочное время, так и во время учебных занятий.
Его основная цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование в ГСОУ школе-интернате обеспечено работой 11 кружков, трех секций, двух клубов. В кружках занимаются 72 учащихся. В системе кружковой работы заняты 10 педагогов школы-интерната № 15 и два специалиста – работники других образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
- Предполагается положительная динамика по следующим показателям:
- Успешная социализация выпускников.
- Положительная динамика здоровья учащихся (снижение хронических заболеваний, близорукости, сколиозов и др.).
- Положительная динамика развития познавательных процессов учащихся.
- Удовлетворенность учащихся и учителей отношениями в школе-интернате, улучшение психологического климата в классе, школе-интернате.
- Рост профессионализма учителей (динамика увеличения количества учителей, повысивших свои разряды, занимающихся творческой работой).
- Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.
- Применение учителями, воспитателями и специалистами развивающих технологий.
- Создание банка данных методических разработок с использованием развивающих технологий, направленных на развитие познавательных и творческих способностей.
Таким образом, педагогический коллектив школы-интерната № 15 работает над созданием развивающих условий, которые способствуют компенсации неблагоприятных условий проживания детей из неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей, обеспечивают целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников, успешной социализации выпускников.
Список использованной литературы:
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
- Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся// Рождественская И.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 7” г. Новодвинска Архангельской области.
- Проектирование предметно-развивающей среды для учащихся I ступени в МБОУ “Школа-интернат № 2 основного общего образования”//Теряева И.П.,учитель начальных классов МБОУ “Школа-интернат № 2”.
- Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М., 1990. C.238
- Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психолог. труды: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.10.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб., 2002.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
- Слободчиков В.И и др. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М., 1995.
- Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях. //Педагогика, 2002, №1. С.23-26.
- Аникеев М.В. к.п.н., директор МОУ “Китежская средняя общеобразовательная школа” Семейный детский дом “Китеж”: опыт создания гуманистической развивающей среды.
- Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.:Владос, 2006.
- Тубельский А.Н. Как создавать условия для развития индивидуальности ребенка /Авторская школа. – М.: Изд. дом “Эврика”, 2003.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения. – М., 2005.
- Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии// Дефектология, 1997, №2.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: – Николаев, 2005.
- Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во “Аркти”, 2004.
- Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата// Под ред. Сековец Л.С. – М.: “Школьная пресса”, 2003.
- Толковый словарь русского языка.