Создание развивающих условий в ГСОУ школе-интернате VIII вида

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: ОВЗ, развивающее обучение, коррекционно-развивающая работа


Вступление:

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, включающие не только обеспечение доступности качественного образования, но и создание условий для формирования успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

В связи с этим встает особая задача по обеспечению социально-психологических и педагогических условий интеграции детей и подростков с различными отклонениями в развитии в социокультурную среду.

 Наше образовательное учреждение как ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ вида Краснодарского края является единственным в системе учреждений специального коррекционного образования интернатного типа, находящихся в г. Краснодаре. 

При построении коррекционно-развивающего педагогического процесса наше образовательное учреждение основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, психокоррекцию, ЛФК).

В то же время для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия в школе-интернате VІІІ вида для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, необходима организация развивающих условий.

Принципы создания развивающих условий: (приведены в сборнике (“Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата” // Под ред. Сековец Л.С., М. “Школьная пресса”, 2003):

Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.

Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможность для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.

Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.

Деятельный подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.

В ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ вида Краснодарского края разработана система развивающих условий, способствующая развитию эмоционально-волевой и поведенческой сферы, познавательных способностей обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате, решению проблем обучения, сохранению психологического здоровья учащегося путем активизации развивающей деятельности всех участников образовательного процесса.

Цель такой системы – решение проблем, возникающих в процессе обучения ребенка в школе-интернате и мешающих успешному развитию его личностного потенциала, создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало развитию познавательной сферы и проявлению творческих способностей каждого ребенка, развитию индивидуальности учащегося, раскрытию личностного потенциала.

Что мы понимаем под “развивающими условиями”?

"Развить – довести до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности", – сообщает нам Толковый словарь русского языка.

Термин “развитие” в словаре трактуется как “процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное”, а “развивать” – значит “способствовать возникновению и усилению каких-либо свойств, качеств, а также сделать духовно зрелым, дать раскрыться умственным, духовным способностям, расширить кругозор” [19, с. 796].

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что “процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны “рекламации” – нельзя возвратить юношу в школу для “доделки”, “доразвития”” (Д.Б. Эльконин, 1980, с. 60).

Условия – здесь: обстоятельства; внешнее окружение; все то, что образует среду течения какого-то процесса и влияет на само протекание процесса.

Таким образом, под развивающими условиями мы понимаем создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало раскрытию личностного потенциала учащегося, его индивидуальности, познавательной сферы, и проявлению творческих способностей каждого ребенка.

Как мы понимаем понятие “среда”?

В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С. Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П. П. Блонский), “окружающая среда” (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В психологическом контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Наиболее значимой для нашего описания является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы.

Это такие компоненты как:

  • учебный,
  • игровой,
  • художественного творчества,
  • правовой,
  • пространство труда и социальной практики.

Чтобы организовать развивающие условия в коррекционной школе необходим ряд дополнительных условий:

Организационно-информационные условия:

  • создание творческой группы учителей, воспитателей, специалистов, активно занимающихся проблемами развивающей работы;
  • создание базы данных методик, публикаций по организации развивающей работы;
  • информирование преподавателей и воспитателей о новых развивающих технологиях, методиках и приемах.

Методические условия:

  • диагностика учителей и воспитателей, отражающая их отношение к организации развивающей работы, развивающим приемам, технологиям и методикам;
  • анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями развивающих приемов, технологий и методик;
  • консультации по использованию учителями развивающих приемов, технологий и методик;
  • создание методической копилки материалов и обобщение опыта по применению развивающих приемов, технологий и методик.

Учебно-педагогические условия:

  • проведение Дней (недель) математики, русского языка и т.д.;
  • организация познавательных игр, конкурсов;
  • подготовка факультативов, кружков;
  • организация летних оздоровительно-трудовых отрядов;
  • проведение выставок достижений учащихся.

Психологические условия:

  • диагностика творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к творчеству;
  • проведение тренингов развития познавательных способностей со школьниками;
  • организация коррекционно-развивающих занятий;
  • консультации для школьников, родителей и учителей.

Финансовые условия:

  • выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (соревнования, конкурсы, праздники, игры);
  • создание материально-технической базы для проведения коррекционной и развивающей работы;
  • выделение средств на программное обеспечение, применение информационных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы.

При разработке системы развивающей работы мы опирались на предложенный В.В. Натаровым алгоритм развития познавательной деятельности (Таблица 1).

Таблица 1. Алгоритм развития познавательной деятельности ребенка (по Натарову В.В., 1999).

Формирование потребности "хочу учиться!"
создание условий, при которых возможно удовлетворение этой потребности
предметная среда (условия):
все предметы, которые используются в деятельности, начиная с помещения и включая приборы, наглядные пособия, мебель и т.п.
идеальная среда:
взаимоотношения, которые складываются между партнерами в процессе познавательной деятельности.

Одним из важных условий реализации системы развивающих условий в коррекционном учреждении является правильно организованная предметно-развивающая среда.

Так как в школах интернатного типа дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно продумываем оформление рекреаций, коридоров, классных комнат, мастерских, столовой и спален.

Все помещения школы-интерната оформлены в определенном стиле:

  • Продумано их световое, декоративное и цветовое оформление. Уют и красоту вестибюлю и школьным помещениям придают картины из природных материалов, декоративные растения и светлые шелковые шторы на окнах;
  • Учебные классы, спальни, кабинеты специалистов, медицинский кабинет, столовая, рекреации оснащены специальными комплектами мебели;
  • Проведено озеленение школы и пришкольного участка, оформлены уголки живой природы. Всюду в оформлении интерната присутствуют декоративные растения и цветы. Их очень много и в классах, и в коридорах, и в столовой. Дети сами их выращивают и заботливо ухаживают за ними;
  • Для занятий пением, музыкой, танцами имеется эстетически оформленный малый актовый зал. Приобретены костюмы и театральный реквизит для кружка кукольного театра;
  • Три года назад были созданы кабинет декоративно-прикладного творчества, изобразительной деятельности;
  • В этом году оформлен кабинет цветоводства;
  • Эффективно используются рекреация и коридоры: в них размещаются стенды с фотографиями, рисунками и поделками детей.

Именно взрослый создает все условия для нормального психофизиологического развития ребенка. Поэтому важным элементом системы развивающих условий является конструирование межличностных отношений в школьном коллективе. Мы стремимся к созданию условий для развития взаимоотношений по сотрудничающему типу (гибкость в контактах, широкий круг интересов, потребность в социально приемлемых нормах поведения и т.д.). Таким образом, особую значимость приобретает социокультурная среда, которая будет окружать ребенка. И, если мы хотим понять и помочь ребенку, то должны помнить, что являемся составной частью окружающей его среды, в которой ребенок должен жить и расти. Причем, необходимо помнить, что не только среда оказывает влияние на ребенка, но и ребенок также может воздействовать на свое окружение (либо поддерживать ее полностью, либо изменять, либо вообще не принимать).

В ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ в создании развивающих условий участвуют все участники образовательного процесса.

Основные функции субъектов образовательного процесса по обеспечению развивающих условий в ГСОУ школа-интернат № 15 VІІІ вида Краснодарского края представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Обеспечение развивающих условий в ГСОУ школа-интернат № 15 Краснодарского края.

 
 

Обучающийся ребенок

←Развивающие условия→

 

Субъекты

Ведущие функции

Родители Создание условий развития и формирования общественно значимой личности в рамках семьи.
Учитель
Воспитатель
Создание условий реализации развивающих задач в рамках учебно-воспитательного процесса.
Педагог-психолог Создание условий для развития познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы, личностного развития, коммуникативных способностей.
Социальный педагог Участие в создании развивающих условий для социальной адаптации ребенка во взаимодействии с семьей и гражданско-общественными организациями.
Логопед
Дефектолог
Создание условий развития сохраненных функций.
Учитель физического воспитания Создание условий физического развития, развития моторики, пространственной ориентации.
Учитель ИЗО Создание условий развития моторики, пространственной ориентации, эстетического вкуса, творческих способностей.
Педагог-организатор Создание условий развития творческих способностей детей при проведении массовых мероприятий.
Педагог дополнительного образования Создание условий развития профессионально-

трудовых навыков, творческих способностей.

Врач (медсестра) Создание условий развития сохранных функций ребенка.
Общественные организации Оказание материально-методической помощи в реализации развивающих условий для обучающихся с нарушениями интеллектуальной деятельности.
Администрация Координаций усилий субъектов образовательного процесса по созданию развивающих условий в образовательном учреждении.

Рассмотрим подробнее распределение функциональных обязанностей по реализации системы развивающих условий.

Чтобы помочь родителям, лицам их заменяющим, создавать развивающие условия для своего ребенка с нарушениями интеллектуальной деятельности необходимо:

  • научить родителя помогать своему ребенку, развивать его способности;
  • ознакомить родителей (лиц, их заменяющих) с приемами коррекции и развития, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  • проводить индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания по оказанию психолого-педагогической помощи по вопросам развития познавательных способностей, творческого потенциала ребенка с нарушениями интеллектуальной деятельности; по проблемам в нахождении психологического контакта с подростками, стабилизации обстановки в семье.

Организовывая развивающие условия в рамках учебно-воспитательного процесса 2009–2010 учебного года педагоги и воспитатели школы-интерната реализуют следующие проекты:

  • “Развитие творческих наклонностей учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности на уроках ИЗО и внеклассных занятиях по предмету” (Андреева Н.В., учитель ИЗО);
  • “Художественно-эстетическое развитие учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством” (Брусницына Л.Ю., учитель трудового обучения) (Плетение из талаша и природных материалов.);
  • “Применение элементов дыхательной методики А.Н. Стрельниковой в работе с учащимися с нарушениями интеллектуальной деятельности” (Кабакова Г.К., воспитатель);
  • “Выявление и развитие креативных способностей учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности на уроках литературы и внеклассных занятиях по предмету” (Кобылкина В.Л., учитель русского языка и литературы);
  • “Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности младших классов в процессе проведения арт-уроков” (Петреченко Т.В., учитель начальных классов);
  • “Развитие творческих способностей школьников с нарушениями интеллектуальной деятельности в процессе игровой деятельности” (Шумихина З.Ф., воспитатель);
  • “Развитие личностного потенциала, индивидуальности и творческих наклонностей учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности на уроках цветоводства” (Ситникова Т.В., учитель трудового обучения (цветоводство)).

В рамки организации развивающих условий педагога коррекционной школы хорошо вписываются нетрадиционные формы уроков: урок-соревнование, урок-КВН, урок-конкурс, урок-игра, урок – ролевая игра, урок-экскурсия, театрализованные уроки, уроки творчества, интегративные (межпредметные) уроки и т.д.

Развивающая работа – активное воздействие школьного психолога на процесс формирования личности ребенка. Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы школьного психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле образовательных и воспитательных мероприятий, с участием учителей, воспитателей, родителей (лиц, их заменяющих).

В 2008–2009 учебном году педагогами-психологами проводилась следующая коррекционно-развивающая работа:

  • разработка и реализация индивидуальных программ по итогам ПМПк, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка;
  • коррекционно-развивающие программы, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, и др.: программа “Адаптация к школе учащихся 1 класса” (Сигидина И.Л.); программа “Развивающие игры” для учащихся 1–4 классов (Сигидина И.Л.); программа “Коррекция поведения” для учащихся “группы риска” (Сигидина И.Л.); Программа по развитию познавательной деятельности младших школьников. Радость познания. Автор Н.В.Бабкина; “Курс развития творческого мышления ” Автор Ю.Б. Гатанов;
  • программы повышения социальной компетенции детей и подростков, разработанные на основе нидерландской модели социальной компетенции (Иванов Л.М., Конева Е.В.).

Огромную роль в организации развивающих условий играет воспитательная работа с учащимися. В основу планирования воспитательной работы в нашей школе-интернате положена пошаговая программа формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через различные виды деятельности, разработанная Московским аналитическим научно-методическим центром “Развитие и коррекция”. С учетом рекомендаций программы в основу тематики проведения бесед, встреч, экскурсий, вечеров досуга и пр. была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, воспитание у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие положительного отношения к ней.

Попыткой активизации процесса социальной адаптации через развитие творческих способностей обучающихся школы-интерната явилось создание в 2008-2009 учебном году проекта “Креативная реабилитация школьников с ограниченными возможностями здоровья – одно из средств социализации и интеграции их в общество”.

Важное место в рамках системы развивающей работы было уделено внедрению новых форм воспитательной работы: занятия-практикумы, игры-упражнения, занятия по оригами. Каждая из названных форм отрабатывалась отдельным воспитателем с позиции коррекционно-развивающей направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы. Такие занятия способствовали:

  • развитию психомоторики, развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать;
  • раскрытию творческих возможностей, эстетического вкуса (умения видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетания);
  • познанию окружающего мира.

В 2008-2009 учебном году была проведена серия воспитательных мероприятий направленных на развитие возможностей и способностей каждого воспитанника.

Таблица 3. Сводная таблица воспитательных мероприятий ГСОУ школа-интернат № 15 VIII вида в 2008–2009 г.г.

Воспитательные мероприятия 1–4 классы

(всего 50чел.)

5–7 классы

(всего 43чел.)

8–9 классы

(всего 36чел.)

Приняли участие % от общего числа обучающихся
Общешкольные праздники 37 32 25 94 73
Классные праздники 32 40 30 102 79
Общешкольные и классные экскурсии 35 35 23 93 72
Дежурство по школе 28 36 64 50
Творческие отчеты (выставки, концерты и т.д.) 30 25 28 83 64
Кружковая работа 37 35 23 95 63
Вечера досуга 30 38 27 95 63
Мелкие ремонтные работы 10 19 29 38
Итого в среднем по школе 63

Особая роль в вопросах организации развивающих условий отводится дополнительному образованию, которое организовано как внутри специальной школы-интерната, так и вне ее; как во внеурочное время, так и во время учебных занятий.

Его основная цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование в ГСОУ школе-интернате обеспечено работой 11 кружков, трех секций, двух клубов. В кружках занимаются 72 учащихся. В системе кружковой работы заняты 10 педагогов школы-интерната № 15 и два специалиста – работники других образовательных учреждений.

Ожидаемые результаты:

  1. Предполагается положительная динамика по следующим показателям:
  2. Успешная социализация выпускников.
  3. Положительная динамика здоровья учащихся (снижение хронических заболеваний, близорукости, сколиозов и др.).
  4. Положительная динамика развития познавательных процессов учащихся.
  5. Удовлетворенность учащихся и учителей отношениями в школе-интернате, улучшение психологического климата в классе, школе-интернате.
  6. Рост профессионализма учителей (динамика увеличения количества учителей, повысивших свои разряды, занимающихся творческой работой).
  7. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.
  8. Применение учителями, воспитателями и специалистами развивающих технологий.
  9. Создание банка данных методических разработок с использованием развивающих технологий, направленных на развитие познавательных и творческих способностей.

Таким образом, педагогический коллектив школы-интерната № 15 работает над созданием развивающих условий, которые способствуют компенсации неблагоприятных условий проживания детей из неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей, обеспечивают целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников, успешной социализации выпускников.

Список использованной литературы:

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  3. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся// Рождественская И.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 7” г. Новодвинска Архангельской области.
  4. Проектирование предметно-развивающей среды для учащихся I ступени в МБОУ “Школа-интернат № 2 основного общего образования”//Теряева И.П.,учитель начальных классов МБОУ “Школа-интернат № 2”.
  5. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М., 1990. C.238
  6. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психолог. труды: В 2 т. М., 1989. Т.2. С.10.
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб., 2002.
  8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  9. Слободчиков В.И и др. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М., 1995.
  10. Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях. //Педагогика, 2002, №1. С.23-26.
  11. Аникеев М.В. к.п.н., директор МОУ “Китежская средняя общеобразовательная школа” Семейный детский дом “Китеж”: опыт создания гуманистической развивающей среды.
  12. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.:Владос, 2006.
  13. Тубельский А.Н. Как создавать условия для развития индивидуальности ребенка /Авторская школа. – М.: Изд. дом “Эврика”, 2003.
  14. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. – М., 2005.
  15. Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии// Дефектология, 1997, №2.
  16. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: – Николаев, 2005.
  17. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во “Аркти”, 2004.
  18. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата// Под ред. Сековец Л.С. – М.: “Школьная пресса”, 2003.
  19. Толковый словарь русского языка.