На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы образования подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
Поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре – актуальная задача школы. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.
Хочу поделиться опытом работы в обучении русскому языку и литературе через проектную и исследовательскую деятельность уч-ся.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте.
Какие цели я ставлю в процессе работы над проектом?
– научить самостоятельному достижению
намеченной цели;
– научить предвидеть мини-проблемы, которые
предстоит при этом решит– сформировать умение
работать с информацией, находить источники, из
которых ее можно почерпнуть;
– сформировать умения проводить исследования,
передавать и презентовать полученные знания и
опыт;
– сформировать навыки совместной работы и
делового общения в группе.
Этапы работы над проектом:
– предпроект;
– этап планирования работы над проектом;
– аналитический этап;
– этап обобщения;
– презентация полученных результатов.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы.
В процессе “обучения – учения” происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных знаний и умений; степень осмысления использованной информации; оригинальность идеи, способа решения проблемы и т.д. Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Приведу конкретный пример. Изучая тему “Лексика” в 9 классе, мы с ребятами говорим о сленге как явлении современной лингвистики. Ставлю перед собой задачу привлечь к этому явлению максимальное внимание учащихся, исследовать особенности сленга как языкового явления.
Группы ребята формируют сами и тему выбирают из предложенных мною по желанию.
Возможные темы исследований:
- Из истории сленга.
- Сленг и жаргон в современном русском языке.
- Способы образования отдельных единиц сленга.
- Лексические особенности современного сленга.
- Особенности употребления сленга в ученической и в учительской среде на примере своей школы.
Работа в каждой группе ведётся одновременно. Материалы раз в неделю корректируются учителем. Собранный, откорректированный материал каждая группа анализирует, обобщает, выносит на всеобщее обсуждение. Материал, прошедший все этапы, готовится в виде электронной презентации.
Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.
В течение года ребята работают над несколькими проектами и как результат, как правило, в апреле, мы проводим лингвистическую научно-практическую конференцию. Говоря о конкретном проекте, о молодёжном сленге, хочу сказать, что после окончания работы над проектом, после проведённого исследования сленга в родной школе и презентации его на школьной конференции, слушатели проектов стали больше обращать внимание на свою речь, сленг постепенно отошёл на второй план.
Языковое обследование уч-ся школы:
Сленг |
Норма |
проценты % употребления в речи |
Чел | Человек | 5класс – 10% |
Хоре | Хватит | В основном старшеклассники – 80% |
Пара | Двойка | 100% |
Домашка | Домашняя работа | 5 – 9 классы 100% |
Училка Препод |
Учитель | 100% |
Труба | Мобильный телефон | 70 – 80% |
Предки | Родители | 100% |
Классуха | Классный руководитель | 90 – 100% |
Физра Литра Матеша |
Физическая культура Литература Математика |
90 -100% |
Задрала ( учитель) Достала |
Надоела | 100% |
Ящик Камп |
Телевизор Компьютер |
80 – 90% |
Сачкануть Слинять Сдёрнуть |
Уйти с урока( прогулять) | 100% |
Содрать Скатать |
Списать | 100% |
Проект имел положительный практический опыт. Подводя итог, скажу: ПРОЕКТ – это метод обучения, это содержание обучения, это форма организации учебного процесса, это особая педагогическая философия, это инновация и опыт.