Сцена оформлена под казачью горницу: русская печь, у печи – глиняная посуда, чугунки, рогач, кочерга; стол, накрытый белой, вязаной крючком скатертью, на столе – самовар, чашки; вдоль стены – лавки, крытые вязаным полотном; над лавками – ковер, вышитый крестиком; на полу – домотканая дорожка.
Ход мероприятия
Ведущий: Давным-давно после трудового дня казаки и казачки собирались на игрища, на посиделки. Там пели, танцевали, занимались рукоделием, спорили, ссорились и мирились, влюблялись, вспоминали прошлое, обсуждали настоящее, мечтали о будущем. Мы приглашаем вас к нам в горницу на посиделки.
(Татьяна суетится у печи, дед Щукарь пьет чай за столом, баба прядет.)
Дед: Что-то ты, Татьяна, все у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаевничать. Мать вон от кудели не оторвешь.
(Татьяна садится за стол, наливает чаю.)
Баба: А мне прясть – все равно, что песню петь, гораздо люблю!
Татьяна: Маманя, завтра мясоед начинается. Что стряпать будем?
Баба: А суп с бараниной состряпаем. Баранину кусками наруби и обжарь вместе с костями в сливочном масле. Как мясо обжаришь, луку репчатого сыпь. А потом вари все это. Почти готово будет – сыпь пшено и картошку. А в конце заправим суп чесноком, зеленью, сметаной и рублеными вареными яйцами. Вот так-то…
Татьяна: А к супу гречневую кашу подадим.
(Татьяна садится рядом с матерью)
Баба: Ну, ничего мудреного в этом нет. Хотя, оно, конечно, и кашу можно по-разному состряпать – крутую, рассыпчатую, размазню. Гречневая каша сама себя хвалит. А вот, пожалуй, гречневую кашу с грибами и сготовь. Как только грибы сварятся, кидай крупу.
Татьяна: Маманя, колчан пригож стрелами, а обед пирогами. Сделаем пирог, чиненный сластями – и милости прошу к нашему шалашу.
(Раздается стук в дверь, входят девушки.)
Первая девушка: Здорово дневали, хозяева, мир вам, и мы – к вам.
Татьяна: Давно поджидаем, гдей-то вы, девчата, загулялись, уж думали, не явитесь.
Вторая девушка: А мы вот покуда пирогов напекли, семечек нажарили да косы заплели – вот уж и вечер настал.
Татьяна: Проходите, касатушки, у меня уж и самовар вскипячен.
(Девушки проходят в горницу, выкладывают из корзины пирог и тыквенные семечки на стол, садятся на лавку, каждая достает рукоделие. Одна вяжет спицами, другая крючком, третья вышивает.)
Баба: А что же казаков с вами нетути?
Третья девушка: Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся.
(За дверью раздается смех, топот, слышен стук в дверь, входят ребята.)
Первый парень: Здорово дневали, а нас не ждали?
Татьяна: Ждали, ждали, все жданки съели.
Второй парень: А коли ждали, так и дождались.
Дед: Ну, чаво у нас делается? Рассказали бы, чаво знаете, чаво слыхивали?
Первая девушка: Дедунь, а давай мы лучше песню споем…
Баба: Татьяна, приглашай гостей к столу.
Татьяна: Проходите, гости дорогие. Красна река берегами, а обед едоками. Девчата вот и пирог принесли.
(режет пирог, раздает гостям. Гости едят пирог, приговаривают.)
Первый парень: Я пирог покрошу, откушать попрошу.
Второй парень: Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.
Третий парень: И обед не в обед, коли хлеба нет.
Казак: А чтобы силушки у нас в походе не убавилось, хозяюшки приготовят целебный взвар. Каким варевом потчевать будете?
(Ученики предлагают попробовать чай по разным казачьим рецептам + Елена Николаевна, директор краеведческого музея со своим чаем и его рецептом)
Вторая девушка: Дедунь, расскажи лучше ты чего-нибудь, сказку какую, быль…
(Дед садится на лавку, достает валенки и начинает работать – подшивает валенки, пользуясь шилом и суровой просмоленной нитью.)
Дед: Ну, ласточки-касатушки, уговорили. Слухайте, раз такое дело, быль Донскую. (фон: старинная казачья песня)
Ой-да, как во поле было, во полюшке,
Во широком было раздолюшке,
Не два сокола солеталися –
Солеталися они, повстречалися.
Не два брата соезжалися,
Промеж собой обзывалися
Да родней познавалися,
Белыми руками обнималися
Да усточками целовалися.
А повстречалися во чистом поле
Млад донской казак с татарином
И здоровались не руками белыми,
А пиками стальными длинными,
И спозналися не роднею близкою,
А стрелами-то калеными.
И обнималися саблями вострыми,
И целовалися пулями свинцовыми.
Ой-да, гудела степь широкая,
Обливалася кровью жаркою,
Убиралась головами бритыми,
Наряжалась цветами черными.
Третья девушка: Какая грустная история, дедушка!
Казак: Да, Скоро в поход отправляться. Заиграем нашу, походную!
Песня «При лужку при лужке»
Казачка: Песню играете, а еще походные сумки не готовы. Соберитесь в поход, да ничего нужного не забудьте!
Конкурс «Соберись быстрее в поход»
Выбираются два мальчика – казака. Перед ними разложены предметы и вещи: нож, веревка, сухари, овес, сало и т.д. Из этих предметов нужно выбрать те, которые необходимы казаку в походе. Выберет те предметы, которые ему пригодятся, и расскажет о них.
Презентация о казаках
Казак 1: Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.
Казачка 1: На Дону и его притоках – Донце, Хопре и Медведице – держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель и бесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки”.
Казак 2: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружал частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.
Казачка 2:
Степью широкою!..
Степью необъятною!
Там!…– на воле, на тихом Дону!
Скучно станет – на Волгу пойдем,
Бедно станет – и денег найдем,
Волга-матушка всех приютит,
Всех приласкает и всех одарит…
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…
(Гимн «Всколыхнулся, взволновался, Тихий Дон…»)
Казак: 4 мая 1918 года на заседании Круга Спасения Дона Народным гимном объявлена известная казачья песня «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны Фёдором Анисимовым:сегодня является официальным гимном Всевеликого Войска Донского, а три куплета — гимном Ростовской области.
Казак 3: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка: “Хоть жизнь собачья, так слава казачья”. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.
Казачка 3: Позднее казачьи поселения стали называть “станицами”, от слова “стан”, стоянка. В станицах жили от 100 до 200 человек. “На Дону что ни хутор, то своя запевка” (в каждом хуторе все по-своему), “Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт). Жили зажиточно, богато одевались.
На плетнях развешана посуда:
Банки, склянки, толстые горшки.
Прибрано гумно, порядок всюду:
Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки,
Крыши, чаканом покрытые, стоят.
Звяканье удил в порывах ветра,
Кони в холодке овёс едят.
Пахнет обмолоченной соломой,
Выбитый катками, дремлет ток.
Под навесом из доски дубовой
Бочка, в ней терновый бродит сок.
Куры роются в сухом навозе,
Призывает их к себе петух.
Молоко несёт хозяйка козье,
За ней сладковатый ползёт дух.
Разметались за плетнём левады.
Расплелись там шапкой кабаки.
Тихо шелестят стога соломы,
Сложены прикладом кизяки.
Спит станица в полудённом зное,
Величаво воды несёт Дон.
Неустанно трудятся лишь пчёлы:
Им неведом летом дневной сон.
Ведущий 1. Наша малая родина - край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк — писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».
Ведущий 2. Объявляет турнир знатоков пословиц.
Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью? (Ребята по очереди говорят)
- Дон тихий, а слава о нём громкая.
- Казак без друзей, что дуб без корней.
- Конь подо мной – полк за мной.
- Казак голодует, а конь сыт.
- Казак сам не ест, а коня накормит.
- Конь казаку неизменный друг.
- Учи белого лебедя плавать, казачьего сына — на коня садиться.
- То и конь, что треноги рвёт.
- Степного коня в стойле не удержишь.
- Помилуй, Господи, коня и меня.
- Казаку конь себя дороже.
- Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною.
- Не конь везёт, а Бог несёт.
- Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.
- Без коня казак круглая сирота.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Всяк свистнет, да не по-казацки.
- И шашка остра, а дух – сильнее.
- Где казак, там и слава!
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Казак без коня – сирота.
- Слава предков не ржавеет.
- Кровь казачья – не водица.
Ведущий 1. А знаете ли вы какое значение имела серьга в ухе казака? (Серьга в ухе казака имела не только символические и сакральные значения, но и означала его роль и место в роду. Так, серьга в левом ухе указывала на то, что он единственный сын у матери, в правом – что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживался всеми казаками).
Презентация Одежда казаков
Казачка 1: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку («спидницу»). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.
Казачка 2: В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко. Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.
Казак 1: Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов. То, что постановил круг было свято – это был закон. Самым тяжким преступлением на Дону была измена, предательство, за которое виновный карался смертной казнью.
Казачка 1: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по– казачьи – баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила, зерно молола, хлеб пекла – все это в основном делала женщина – чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. “Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет” (воинские тяготы ложатся и на семью), “станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают” (служба казачья полна реальной опасности).
Казак 2: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место. Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.
Ведущий 2. А что вы ребята знаете о казаках?
Кто такие казаки? (Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово "казак" начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке. "Казак" в переводе с тюркского означает "вольный человек", удалец". Так называли себя беглые крестьяне и посадские люди, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.)
- На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)
- С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
- Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)
- Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)
- Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
- Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)
- Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)
Братья Логачёвы, Данила и Никита, исполняют казачью песню «Как у нашей сотни»
Казачество, его быт, традиции стало известно всему миру благодаря М.А. Шолохову. Писатель родился и вырос на донской земле. С ней он связал и литературную судьбу. И в трудные годы, и в счастливые дни эта земля питала его талант жизнетворными соками, давала силу. Редкому художнику дано так сродниться со своей землёй, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона.
Воспоминания детства и юности отразились в «Донских рассказах» Михаила Шолохова как надежды на светлое будущее, и поэтому они согреты особой поэтичностью и лиризмом и наполнены большим нравственным смыслом.
Инсценировка отрывка из рассказа “Нахаленок”.
Дед (снимает ремень ): А ну иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!!
Мишка: За что, дедуня?
Дед: А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал.
Мишка: Дедуня, я не брал…
Дед: Ложись, постреленыш, и спущай портки!..
Мишка: Да, еще чего! Бить будешь!
Дед (ласково, заманивая внука): Ну, подойди ко мне, голубь мой!
Мишка: А пороть не будешь?
Дед: Нет, не буду, по голове поглажу да сказку расскажу…
Мишка (осторожно и тихо подходит к деду): Дедуня, дедуня, а на небе черти бывают?
Дед (хватает внука за вихор): Я тебе зараз всыплю чертей!..Поплюю в кой-какие места да хворостиной высушу!..Ах, ты, лихоманец вредный, ты на что ж это на супоросной свинье катался?
Мишка: А-а-а! Отпусти! Отпусти!
Дед (просовывает Мишкину голову промеж колен и начинает пороть): Не езди на свинье! Не езди…
Мишка брыкается, старается вырваться.
Дед: Сиди тут, сто чертов твоей матери! Я тебе по-дедовски шкуру спущу!
Мишка кусает деда за ногу и вырывается.
Дед: Ах, лихоманец зубастый, покалечил деда!(Застегивает ремень поверх рубахи).
Мишка: Ну, дедунюшка…попомни!
Дед: Ты что ж это, поганец, деду грозишь?(Снова расстегивает ремень.) Значит, ты мне грозишь?
Мишка (исчезая за калиткой, выглядывая в щелку, караулит каждое движение деда ): Погоди, погоди, дедунюшка!.. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!
Дед: За такие слова, Михайло Фомич, иди, я тебе уши-то оболтаю!
Мишка грозится кулачком и убегает, придерживая штанишки.
2 ведущий: Книги Шолохова - великое духовное наследие, которое веками будет помогать людям постигать правду и великий смысл жизни «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Так звучат мудрые слова Шолоховского завещания.
1 Ведущий:
Донские, сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал с годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной
Паром пересекает Дон.
Здесь Вёшки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленокрылых елей торжество.
Здесь "Тихий Дон" писал
Волшебник Шолохов,
И мы во власти волшебства его.
(финал мероприятия: Ученики поют и танцуют песню "Ой-ся, ты ой-ся")