Литературно-музыкальная гостиная "Казачьи посиделки"

Разделы: Внеклассная работа


Сцена оформлена под казачью горницу: русская печь, у печи – глиняная посуда, чугунки, рогач, кочерга; стол, накрытый белой, вязаной крючком скатертью, на столе – самовар, чашки; вдоль стены – лавки, крытые вязаным полотном; над лавками – ковер, вышитый крестиком; на полу – домотканая дорожка.

Ход мероприятия

Ведущий: Давным-давно после трудового дня казаки и казачки собирались на игрища, на посиделки. Там пели, танцевали, занимались рукоделием, спорили, ссорились и мирились, влюблялись, вспоминали прошлое, обсуждали настоящее, мечтали о будущем. Мы приглашаем вас к нам в горницу на посиделки.

(Татьяна суетится у печи, дед Щукарь пьет чай за столом, баба прядет.)

Дед: Что-то ты, Татьяна, все у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаевничать. Мать вон от кудели не оторвешь.

(Татьяна садится за стол, наливает чаю.)

Баба: А мне прясть – все равно, что песню петь, гораздо люблю!

Татьяна: Маманя, завтра мясоед начинается. Что стряпать будем?

Баба: А суп с бараниной состряпаем. Баранину кусками наруби и обжарь вместе с костями в сливочном масле. Как мясо обжаришь, луку репчатого сыпь. А потом вари все это. Почти готово будет – сыпь пшено и картошку. А в конце заправим суп чесноком, зеленью, сметаной и рублеными вареными яйцами. Вот так-то…

Татьяна: А к супу гречневую кашу подадим.

(Татьяна садится рядом с матерью)

Баба: Ну, ничего мудреного в этом нет. Хотя, оно, конечно, и кашу можно по-разному состряпать – крутую, рассыпчатую, размазню. Гречневая каша сама себя хвалит. А вот, пожалуй, гречневую кашу с грибами и сготовь. Как только грибы сварятся, кидай крупу.

Татьяна: Маманя, колчан пригож стрелами, а обед пирогами. Сделаем пирог, чиненный сластями – и милости прошу к нашему шалашу.

(Раздается стук в дверь, входят девушки.)

Первая девушка: Здорово дневали, хозяева, мир вам, и мы – к вам.

Татьяна: Давно поджидаем, гдей-то вы, девчата, загулялись, уж думали, не явитесь.

Вторая девушка: А мы вот покуда пирогов напекли, семечек нажарили да косы заплели – вот уж и вечер настал.

Татьяна: Проходите, касатушки, у меня уж и самовар вскипячен.

(Девушки проходят в горницу, выкладывают из корзины пирог и тыквенные семечки на стол, садятся на лавку, каждая достает рукоделие. Одна вяжет спицами, другая крючком, третья вышивает.)

Баба: А что же казаков с вами нетути?

Третья девушка: Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся.

(За дверью раздается смех, топот, слышен стук в дверь, входят ребята.)

Первый парень: Здорово дневали, а нас не ждали?

Татьяна: Ждали, ждали, все жданки съели.

Второй парень: А коли ждали, так и дождались.

Дед: Ну, чаво у нас делается? Рассказали бы, чаво знаете, чаво слыхивали?

Первая девушка: Дедунь, а давай мы лучше песню споем…

Баба: Татьяна, приглашай гостей к столу.

Татьяна: Проходите, гости дорогие. Красна река берегами, а обед едоками. Девчата вот и пирог принесли.

(режет пирог, раздает гостям. Гости едят пирог, приговаривают.)

Первый парень: Я пирог покрошу, откушать попрошу.

Второй парень: Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.

Третий парень: И обед не в обед, коли хлеба нет.

Казак: А чтобы силушки у нас в походе не убавилось, хозяюшки приготовят целебный взвар. Каким варевом потчевать будете?

(Ученики предлагают попробовать чай по разным казачьим рецептам + Елена Николаевна, директор краеведческого музея со своим чаем и его рецептом)

Вторая девушка: Дедунь, расскажи лучше ты чего-нибудь, сказку какую, быль…

(Дед садится на лавку, достает валенки и начинает работать – подшивает валенки, пользуясь шилом и суровой просмоленной нитью.)

Дед: Ну, ласточки-касатушки, уговорили. Слухайте, раз такое дело, быль Донскую. (фон: старинная казачья песня)

Ой-да, как во поле было, во полюшке,
Во широком было раздолюшке,
Не два сокола солеталися –
Солеталися они, повстречалися.
Не два брата соезжалися,
Промеж собой обзывалися
Да родней познавалися,
Белыми руками обнималися
Да усточками целовалися.
А повстречалися во чистом поле
Млад донской казак с татарином
И здоровались не руками белыми,
А пиками стальными длинными,
И спозналися не роднею близкою,
А стрелами-то калеными.
И обнималися саблями вострыми,
И целовалися пулями свинцовыми.
Ой-да, гудела степь широкая,
Обливалася кровью жаркою,
Убиралась головами бритыми,
Наряжалась цветами черными.

Третья девушка: Какая грустная история, дедушка!

Казак: Да, Скоро в поход отправляться. Заиграем нашу, походную!

Песня «При лужку при лужке»

Казачка: Песню играете, а еще походные сумки не готовы. Соберитесь в поход, да ничего нужного не забудьте!

Конкурс «Соберись быстрее в поход»
Выбираются два мальчика – казака. Перед ними разложены предметы и вещи: нож, веревка, сухари, овес, сало и т.д. Из этих предметов нужно выбрать те, которые необходимы казаку в походе. Выберет те предметы, которые ему пригодятся, и расскажет о них.

Презентация о казаках

Казак 1: Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.

Казачка 1: На Дону и его притоках – Донце, Хопре и Медведице – держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель и бесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки”.

Казак 2: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружал частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.

Казачка 2: 

Степью широкою!..
Степью необъятною!
Там!…– на воле, на тихом Дону!
Скучно станет – на Волгу пойдем,
Бедно станет – и денег найдем,
Волга-матушка всех приютит,
Всех приласкает и всех одарит…
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…

(Гимн «Всколыхнулся, взволновался, Тихий Дон…»)

Казак: 4 мая 1918 года на заседании Круга Спасения Дона Народным гимном объявлена известная казачья песня «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны Фёдором Анисимовым:сегодня является официальным гимном Всевеликого Войска Донского, а три куплета — гимном Ростовской области.

Казак 3: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка: “Хоть жизнь собачья, так слава казачья”. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.

Казачка 3: Позднее казачьи поселения стали называть “станицами”, от слова “стан”, стоянка. В станицах жили от 100 до 200 человек. “На Дону что ни хутор, то своя запевка” (в каждом хуторе все по-своему), “Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт). Жили зажиточно, богато одевались.

На плетнях развешана посуда:
Банки, склянки, толстые горшки.
Прибрано гумно, порядок всюду:
Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки,
Крыши, чаканом покрытые, стоят.
Звяканье удил в порывах ветра,
Кони в холодке овёс едят.
Пахнет обмолоченной соломой,
Выбитый катками, дремлет ток.
Под навесом из доски дубовой
Бочка, в ней терновый бродит сок.
Куры роются в сухом навозе,
Призывает их к себе петух.
Молоко несёт хозяйка козье,
За ней сладковатый ползёт дух.
Разметались за плетнём левады.
Расплелись там шапкой кабаки.
Тихо шелестят стога соломы,
Сложены прикладом кизяки.
Спит станица в полудённом зное,
Величаво воды несёт Дон.
Неустанно трудятся лишь пчёлы:
Им неведом летом дневной сон.

Ведущий 1. Наша малая родина - край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк — писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

Ведущий 2. Объявляет турнир знатоков пословиц.

Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью? (Ребята по очереди говорят)

  • Дон тихий, а слава о нём громкая.
  • Казак без друзей, что дуб без корней.
  • Конь подо мной – полк за мной.
  • Казак голодует, а конь сыт.
  • Казак сам не ест, а коня накормит.
  • Конь казаку неизменный друг.
  • Учи белого лебедя плавать, казачьего сына — на коня садиться.
  • То и конь, что треноги рвёт.
  • Степного коня в стойле не удержишь.
  • Помилуй, Господи, коня и меня.
  • Казаку конь себя дороже.
  • Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною.
  • Не конь везёт, а Бог несёт.
  • Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.
  • Без коня казак круглая сирота.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Всяк свистнет, да не по-казацки.
  • И шашка остра, а дух – сильнее.
  • Где казак, там и слава!
  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
  • Казак без коня – сирота.
  • Слава предков не ржавеет.
  • Кровь казачья – не водица.

Ведущий 1. А знаете ли вы какое значение имела серьга в ухе казака? (Серьга в ухе казака имела не только символические и сакральные значения, но и означала его роль и место в роду. Так, серьга в левом ухе указывала на то, что он единственный сын у матери, в правом – что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживался всеми казаками).

Презентация Одежда казаков

Казачка 1: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку («спидницу»). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

Казачка 2: В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко. Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Казак 1: Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов. То, что постановил круг было свято – это был закон. Самым тяжким преступлением на Дону была измена, предательство, за которое виновный карался смертной казнью.

Казачка 1: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по– казачьи – баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила, зерно молола, хлеб пекла – все это в основном делала женщина – чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. “Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет” (воинские тяготы ложатся и на семью), “станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают” (служба казачья полна реальной опасности).

Казак 2: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место. Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

Ведущий 2. А что вы ребята знаете о казаках?

Кто такие казаки? (Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово "казак" начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке. "Казак" в переводе с тюркского означает "вольный человек", удалец". Так называли себя беглые крестьяне и посадские люди, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.)

  1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)
  2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
  3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)
  4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)
  5. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
  6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)
  7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

Братья Логачёвы, Данила и Никита, исполняют казачью песню «Как у нашей сотни»

Казачество, его быт, традиции стало известно всему миру благодаря М.А. Шолохову. Писатель родился и вырос на донской земле. С ней он связал и литературную судьбу. И в трудные годы, и в счастливые дни эта земля питала его талант жизнетворными соками, давала силу. Редкому художнику дано так сродниться со своей землёй, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона.

Воспоминания детства и юности отразились в «Донских рассказах» Михаила Шолохова как надежды на светлое будущее, и поэтому они согреты особой поэтичностью и лиризмом и наполнены большим нравственным смыслом.

Инсценировка отрывка из рассказа “Нахаленок”.

Дед (снимает ремень ): А ну иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!!

Мишка: За что, дедуня?

Дед: А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал.

Мишка: Дедуня, я не брал…

Дед: Ложись, постреленыш, и спущай портки!..

Мишка: Да, еще чего! Бить будешь!

Дед (ласково, заманивая внука): Ну, подойди ко мне, голубь мой!

Мишка: А пороть не будешь?

Дед: Нет, не буду, по голове поглажу да сказку расскажу…

Мишка (осторожно и тихо подходит к деду): Дедуня, дедуня, а на небе черти бывают?

Дед (хватает внука за вихор): Я тебе зараз всыплю чертей!..Поплюю в кой-какие места да хворостиной высушу!..Ах, ты, лихоманец вредный, ты на что ж это на супоросной свинье катался?

Мишка: А-а-а! Отпусти! Отпусти!

Дед (просовывает Мишкину голову промеж колен и начинает пороть): Не езди на свинье! Не езди…

Мишка брыкается, старается вырваться.

Дед: Сиди тут, сто чертов твоей матери! Я тебе по-дедовски шкуру спущу!

Мишка кусает деда за ногу и вырывается.

Дед: Ах, лихоманец зубастый, покалечил деда!(Застегивает ремень поверх рубахи).

Мишка: Ну, дедунюшка…попомни!

Дед: Ты что ж это, поганец, деду грозишь?(Снова расстегивает ремень.) Значит, ты мне грозишь?

Мишка (исчезая за калиткой, выглядывая в щелку, караулит каждое движение деда ): Погоди, погоди, дедунюшка!.. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!

Дед: За такие слова, Михайло Фомич, иди, я тебе уши-то оболтаю!

Мишка грозится кулачком и убегает, придерживая штанишки.

2 ведущий: Книги Шолохова - великое духовное наследие, которое веками будет помогать людям постигать правду и великий смысл жизни «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Так звучат мудрые слова Шолоховского завещания.

1 Ведущий:

Донские, сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал с годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной
Паром пересекает Дон.
Здесь Вёшки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленокрылых елей торжество.
Здесь "Тихий Дон" писал
Волшебник Шолохов,
И мы во власти волшебства его.

(финал мероприятия: Ученики поют и танцуют песню "Ой-ся, ты ой-ся")