Нравственно-эстетические ценности стихов С.Королева как основа нравственного воспитания учащихся

Разделы: Краеведение


Что может быть приятнее для слуха и взгляда, чем стихи о родной стороне, написанные с любовью и трепетной нежностью? Каждый звук в поэтической строке заставляет сердце биться чаще, а перед мысленным взором возникнуть образ неповторимой степной природы, картину русского, ещё казачьего быта. Каждое слово несёт в себе эмоциональный груз. Таких стихотворений мало, ведь и станица наша не велика, но ещё меньше певцов, способных передать в чёрно-белых книжных строках всю красоту и прелесть незамысловатых звонких птичьих трелей, перекатов золотых пшеничных волн, серебра и изумрудной зелени молодых берёз. Не каждый сможет, не каждый сумеет. Сергей Александрович Королёв мог. Его чистое, искреннее чувство и умение подобрать именно ТО слово, сделали его одним из выдающихся певцов Дона и любимым сыном станицы Кагальницкой. Его именем в 1999 году была названа районная библиотека.

По словам И. Кона, “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя - это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Ученик приводит своё “я” в соответствии с миром духовных и культурных ценностей.

В решении вопросов нравственного воспитания учащихся важная роль принадлежит региональному компоненту, представляющему систему знаний о культурных, исторических и социальных ценностях.

Изучение донской культуры невозможно без приобщения к своим собственным корням. Конечно, у каждого района, каждой станицы есть своя гордость, своя сокровищница. Именно таким культурным наследием я считаю творчество нашего земляка, поэта Сергея Королёва.

Я - внук степи. Сын города - потом
Мне в откровенье бабушкины сказки.
Но не терплю, подделывая краски,
Ложь малевать на фоне золотом.

Это строки из стихотворения нашего донского поэта-Сергея Королёва. Судьба не одарила его всеобщим признанием и славой. Две небольшие книжечки при жизни - малое пространство духовного восхождения на поэтический Олимп. После смерти “голос его тихих песен” не замер, не оборвался, а только стал набирать силу.

Ежегодно в день рождения поэта 4 апреля в библиотеке им.С. Королёва мы проводим “Королёвские чтения” для жителей станицы.

Основной темой творчества поэта стала Донщина. Поэт любит “эту равнинную ревнивую землю”, “это степное ястребиное небо”. Поэтому-то иные стихи у него так целомудренны и щемящи:

И вот внезапно на ладони -
Стеблинка в нежной желтизне,
Неужто донник?
Точно-донник.
Вдыхаю мёд - и горько мне.
(“Донник”)

В этом стихотворении – живое ощущение отцовского дома. Казаки издавна хранили пучки сухого донника, брали их в поход.Мама С.Королева

Им пахли волосы любимой.
По троицам – отцовский дом.
Казак, измыканный чужбиной,
Завидев донник, видел Дон.

Стихотворение “Донник” я предлагаю для изучения в 8 классе. Эти стихи помогают почувствовать тесную связь с родным краем, сблизиться со своей историей, тем самым воспитывают чувство любви к Родине. В своих устных ответах, сочинениях учащиеся отмечают: “стихотворение “Донник” помогло мне окунуться в прошлое, сблизиться с историей родного края. Никогда раньше не обращал внимания на это растение, а ведь донник растёт у нас. Читая стихотворение, невольно чувствуешь его запах и понимаешь С. Королёва, что Родина – это и стебелёк, и песчинка, и запах, и многие другие мелочи. И невольно щемит сердце, глядя вокруг”.

Интересен Королёв как мастер-живописец. Донской край рисует как огромное полотно, на котором “мчится птицей по берегу обрыва шалый жеребёнок”, “сидит и удит, закинув удочку в зарю, мальчик”, “вещий ворон”, кружащий над степью, “серебряные косы ивы”, “подраненная стужею полынь”. Всё здесь важно, всё имеет значение.

Интересным для изучения, для анализа я считаю стихотворение “Игорево поле”. Поэт представляет нам мир контраста. Лирический герой - наш современник, но он обращается к прошлому не по причине модного увлечения стариной, а чтобы поставить свои вопросы будущему. Это естественное продолжение поэтом поисков своей изначальности, преемственности времён, причастности к истории своей Родины.

Ночной мой стан на Караул-горе,
А я у древних снов на карауле.

И он, XX века житель, стоит на Караул-горе, как девять веков назад другой русский человек, терзаемый тревогой и предбоевой лихорадкой, мучился, как помочь князю Игорю.

Я доскачу, успею, упряжу.
Я князю всё, что будет расскажу.
Пускай на Сечу Русь подымет всю.

Автор показывает преемственность поколений, традиций. В каждой строке - гордая любовь к прошлому своей Родины.

Замечательна пейзажная лирика С. Королева. В его стихах - краски, звуки, запахи Донской степи. Здесь - и полынная дымка, и ковыльная седина, и пыльный шлях, и древние курганы, и цокот копыт резвых, как ветер, дончаков, и шелестящее течение тихого Дона...

Его лучшие стихи неторопливы, раздумчивы, наполнены емкими поэтическими образами. Собранные вместе, они представляют одно целое, одну взволнованную песню “о земле и сердце Дона”. За каждой строчкой чувствуется беспокойный, подчас противоречивый характер лирического героя, влюблённого в землю предков.

Важной особенностью поэзии С. Королёва является поэтизация быта. Поэт мастерски передаёт особенности казачьего пения, конкретизирует детали. Быт станицы, казачий уклад, характеры и судьбы своих земляков, всё живое и сущее в его стихах отразилось в совершенно новом ракурсе, его талант видения изумляет.

Чебачий, дымный, винный дух базов,
Раскаты свадеб с песенною ярью -
С такой нестареющею старью
Взнесённых ввысь казачьих голосов!
...Родительница степь!
Ты осени себя и нас живящими ветрами!
Да прорастут и всколосятся дни,
Для вечных нив распаханные нами!
(“Сухие ветры осени донской”)

Покоряет лиризм Королёва, его естественная, как бы врождённая песенность языка, чувство звука и слова, непринуждённость изложения поэтической мысли: строки напоминают то течение так любимой им реки Дон, то кружевную вязь деревянной резьбы, то чёрный накат прибоя...Стихи очень ритмичны, причём ритмику поэт использует как средство выразительности образов и настроений, что удаётся ему в совершенстве.

Имитация движения поезда, стремительно летящего через грозовую ночь к рассвету, ясно прослушивается и чувствуется физически в таких напряжённых строках:

О жизнь - особой гордости талант!
Счастливец, кто его не потеряет.
И поезд, как оглохший музыкант,
Одну и ту же тему повторяет.
А ночь - бушует музыке вослед,
Огарки молний стелются по следу:
- Добудь, добудь, добудь свою победу!
Бетховен.
Патетический рассвет...
(“Не стуки стыков, а стальной отсчёт...”)

Язык стихов С. Королёва открывает ученикам мир прекрасного, приобщает к художественному восприятию литературы.

В творчестве поэта ощущается тонкий психологизм. Душа поэта, его чувства, мысли, стремления-всё дышит любовью к Родине. Особо хочется сказать о стихотворении, ставшем названием книги Сергея Королёва “Воспоминания о песне” - это стихотворение-автопортрет, но не внешности автора, а его души во взаимодействии с историей и временем. Лейтмотив стихотворения-строчка из старинной казачьей песни: “Ты полюби, красавица, меня!”. В юности поэта она стала связующим звеном в преемственности культуры двух поколений:

Не помню всю, но чисто помню это,
Подёрнутое жилкою огня,
В той родниковой заводи рассвета:
- Ты полюби, красавица, меня!
Так неутешно и счастливо плача
Над юностью - разливною водой,
Играли песню две седых казачки
И гармонист подыгрывал седой.

У трех красавиц просила душа поэта любви. Первой была Родина:

Всей плотью предугадывая сладко
Своих разливов буйственную новь,
Я прорастал прекрасною догадкой,
Что Родина поётся, как Любовь.

Затем его душа обращается к любимой женщине. Третьей и последней красавицей была Жизнь. Здесь обращение поэта достигает психологической кульминации, строка из казачьей песни обретает другой, более глубокий и личный смысл:

Я всё же пребываю сам собою.
Но и на снежном гребне бытия
Не к женщине с любовною мольбою
Неловким сердцем подступаюсь я:
-Ты полюби! За что- откуда знаю?
Но я живу, твоей струной звеня.
Я- голос твой, я речь твоя хмельная, -
Ты полюби, красавица, меня!

Стихи С. Королёва невозможно читать без волнения. Они завлекают, затягивают в глубину, заставляют сопереживать автору и очищать сердце. Каждая его строка выстрадана, вырезана из живой плоти природы и поэта, и в каждой строке - жизнь: вкус, цвет, движение, мысль. Поражает требовательность к слову поэта, точность в поиске образов и интонаций, беспощадность к отбору стихов. Единая канва его поэзии - это любовь к жизни, восторженная, всеобъемлющая.

Я свои дни не итожу,
Воз ещё полный везу.
Если в пути обезножу,
То на руках поползу.
Всё, что прикажешь, осилю,
Вечным началом пребудь
И не кончайся, Россия,
Мой нескончаемый путь!
(“Снова в душе раскололся...”)

У стихов С. Королёва есть ценное качество - возвращать зрение читательской душе, если оно притупилось или поутратилось. Достигается это тем, что стихи пронизаны болевыми импульсами поэта, его абсолютной незащищённостью, безысходностью, непроизвольным пророчеством близкой трагедии. Но это не нытьё, не жалобы, не поиск жалости и снисхождения, а поэтический подвиг предчувствующего свою скорую гибель человека. И он торопится излить всего себя без остатка в поэзии, поэзии настоящей, бескомпромиссной, достойной стать классическим образцом, дополняющим русскую литературу. Об этом говорят учащиеся в устных выступлениях и небольших письменных работах: “Меня поразила лирика поэта последних лет. Каждое стихотворение звучит как завещание. Автор чувствует свою гибель, спешит как можно больше написать, и это придаёт стихам особую красоту”.

“Возвращение поэта” в нашу жизнь растянулось на долгие 15 лет, связанные с изданием его литературных архивов.