Интегрированное занятие литературного клуба старшеклассников "Лира", посвященное 300-летию М.В. Ломоносова

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели занятия:

1. Познакомиться с:

  • жизнью и деятельностью единственного в своём роде гения человечества – М.В. Ломоносовым;
  • возможностями для сельских школьников поступления в МГУ – через акцию «Покори Воробьёвы горы!», проводимую МГУ совместно с газетой «Московский комсомолец»;
  • современным состоянием МГУ им Ломоносова;
  • данными современных учёных-психологов о возможностях человеческого мозга и памяти.

2. Развитие навыков:

  • выступления перед аудиторией;
  • выразительного чтения стихотворения;
  • инсценирования произведений – отрывков из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов».

Эпиграфы к занятию:

Если внимательно посмотреть назад, то станет ясным, что многие краеугольные камни нашей жизни были заложены…именно Ломоносовым.
С.И Вавилов, русский физик XX века.

Вся красота Вселенныя существовала в его мысли.
А. Радищев, русский писатель XVIII века.

План занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник».
  3. Инсценировка по отрывку из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов».
  4. Учёба Ломоносова в Германии, немецкий учёный Х. Вольф о российском студенте на немецком и русском языках.
  5. Желание блага для Отчизны – исходное побуждение к науке.
  6. Академия наук России во времена императрицы Елизаветы Петровны.
  7. Усилия Ломоносова по созданию в стране широкой демократической системы образования и просвещения.
  8. Проект и план Московского университета, составленные Ломоносовым.
  9. Инсценировка по отрывку из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов».
  10. «Российская грамматика» Ломоносова.
  11. Мозаичные работы мастерской М.Ломоносова.
  12. МГУ имени Ломоносова сегодня.
  13. Информация об исследованиях современных учёных психологов и напутственные слова Ломоносова юным и молодым.

Ход занятия

1 слайд – Кисляков Н.И. Юный Ломоносов на пути в Москву. 1948.

Блистательна и трагична судьба этого «умственного великана» Ломоносова.

Стремительная научная карьера, дружба вельмож и сановников, царствующих особ при жизни и почти полное забвение, отрицание каких-либо научных заслуг и снисходительное признание одних лишь стихотворных опытов на ниве русской словесности после смерти.

И только тогда, спустя столетие настало время вновь открыть Ломоносова, перед учёным миром предстала могучая фигура неповторимого гения, не имеющая себе равных в истории человечества.

А намного раньше, более века назад, в 1731-м году среди малолетних учеников Московского заиконопасского училища появился двадцатилетний малограмотный переросток с далёкой северной окраины России.

2 слайдИллюстрация к стихотворению А.Н. Некрасова «Школьник».

Отрывок из стихотворения А.Н. Некрасова «Школьник»:

– Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош…

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик…

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.

3 слайд – картина «Поморы».

Инсценировка по отрывку поэмы Алексея Маркова “Михайло Ломоносов”.

Из обшивней широкий, дюжий
Детина вылез и притих,
И оглянулся неуклюже,
Смахнул солому с плеч своих….
Старик, сосед по Холмогорам,
Рукою об руку стуча,
Приблизился к Михайле:

– Скоро
Ты обратишься в москвича.
Гляди, да станешь барин грозный,
Забудешь, где и кем рождён!..-
Потом подумал и серьёзно
Добавил на прощанье он:
Пришёл не к батюшке родному,
Ты никому не нужен тут…
Ходи всю ночь от дома к дому –
Нигде приюта не дадут.
Вот кулебяки, пригодятся!
Бери же, что за разговор…
Ещё придётся поскитаться,
Но ты держись: ведь ты помор!
…Домой вернёмся, в Холмогоры,
И за тебя влетит ещё… –

Котомку вскинув на плечо,
Ответа не найдя помору,
Пошёл Михайло Ломоносов,
Сдержав рыдание с трудом.

4-ые слайды:

1– Студент немецкого университета.

2 – Вид г. Марбурга, XVIII век;

3– Христиан Вольф. Гравюра.

В 1736 году, за успехи в науке, Ломоносов был среди других учеников Академии Наук отправлен в Германию – изучать горное дело и металлургию. В Германии он получил блестящую оценку знаний профессорами, у которых учился. Вот как отзывался о Ломоносове один из его преподавателей, известный немецкий учёный

Христиан Вольф: «Der junge Mann Michajlo Lomonossow.kam in Marburg.er horte mathematische.philosofische und besonders physische Vorlesungen und verliebte sich die Wissenschaft sehr.Ich hoffne. dass er nach der Heimkehr viele Nutzender Gesellschaft bringen wird.was ich ihm wunsche.»

То есть: «Молодой человек, преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов, с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто математические, философические, особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. Ежели впредь с таким же рачением простираться будет, то не сомневаюсь, что, возвратясь в Отечество, принесёт пользу обществу, чего от сердца желаю».

Из академической заграничной командировки Ломоносов возвращается в Петербург вполне сложившимся, европейски образованным учёным. И с 1741 года начинается его поистине титаническая деятельность. Трудно измыслить тему, которой не коснулся бы его быстрый и смелый ум. В течение 16-ти лет этот не знающий устали гигант заваливает Академию наук своими трактатами, изобретениями, проектами, сообщениями.

У Ломоносова исходным его побуждением к науке явилась тяга к нравственной истине, а затем (в пору зрелости) – любовь к Отчизне, желание блага для неё, как для самого себя.

Что за причины побудили его к науке?

5-ые слайды:

1 – Вишняков И.Я. Императрица Елисавета Петровна;

2 – Вид Петербурга со здания Академии наук. Качалов Г.А.

3 – Ломоносов перед зданием Академии наук. В.В. и Л.Г. Петровы.

Русская императрица Елизавета Петровна была дочерью Петра I. Казалось, что русские люди после ледяного «бироновского» десятилетия должны были вздохнуть свободно. Но в Академии наук порядки оставались прежними, и засилию иностранцев (преимущественно немцев, притом во вред интересов Российского государства) не виделось конца. Управляющий канцелярией Шумахер, профессор истории Миллер, профессор физики Крафт…даже простые хозяйственные должности в академии и те замещались иностранцами, чаще – родственниками самого Шумахера. И если это было бы в начале открытия Академии, когда допетровская Русь не располагала в достаточном количестве своими научными кадрами, то к 1741 году, когда пошёл 17-й год существования Академии, такое положение ничем не объяснишь, кроме неуклонно проводимой политики на ограничение доступа к науке лицам «туземного» происхождения. А ведь были же в других русских учебных заведениях преподаватели, основательно разбиравшиеся в различных науках, и им, вероятно, можно бы предоставить профессорские должности в Петербурге. Но этого не произошло ни при Петре I, ни после него.

6-ые слайды:

1– М.В. Ломоносов и Г.В. Рихман;

2 – Л.Эйлер, математик, физик, механик. Христиан Вольф, профессор Маргбурского университета.

Ломоносову не были свойственны какие-либо расовые предрассудки. Таким он остался на всю жизнь. Более того, находясь в Германии, он женился на немке (Елизавете Цильх); В Петербурге дружил с профессором Рихманом, с большим уважением относился к выдающимся учёным Западной Европы: Д.Бернулли, Л.Эйлеру, Х.Вольфу и другим. Что касается культуры Древней Греции и Рима, а также европейской культуры Ренессанса, то всё это составляло фундаментальную основу дальнейших разысканий Ломоносова. И вообще не только Ломоносов, но и другие русские люди были рады иностранцам, если они приезжали в Россию с добрыми намерениями.

Но, прибыв в Петербургскую Академию наук, молодой учёный столкнулся с вопиющим произволом Шумахера и его приспешников, с интригами, казнокрадством. Ситуация осложнялась тем, что Шумахер был не просто корыстолюбивым деспотом, но и искусным проводником политики на недопущение русских людей в жизнедеятельные сферы, в первую очередь сферу науки и образования.

Ломоносов как никто другой в его время глубоко осознал необходимость создания основ развития науки, без чего немыслим прогресс в России. Именно ему принадлежат лучшие в 18 веке пособия по горно-рудному делу, лучшие проекты географических экспедиций, известные научные труды почти по всем отраслям науки. И потому, наверное, русский физик 20 века, академик С.И. Вавилов писал: (зачитать с медиа-презентации слова учёного).

7-ые слайды:

1 – первое здание МГУ;

2 – современное здание МГУ.

Забота о России особенно наглядно сказалась в усилиях Ломоносова по созданию в стране широкой и демократической системы образования и просвещения. Основной замысел учёного сводился к тому, чтобы подготовить свои национальные кадры, приобщить к знаниям не только детей дворянского происхождения, но и детей из простых семей. О проекте Ломоносова по созданию МГУ:

«Московский государственный университет был открыт 7 мая 1755 года в здании Главной аптеки на красной площади, в том месте, где теперь находится Исторический музей (показ на слайде рисунка старого здания университета). До сих пор поражает проект и план университета, составленные лично Ломоносовым, поражают своей современностью, мудростью. Проект учитывал насущные потребности страны в специалистах с широкой образовательной подготовкой и умением работать в определённых отраслях хозяйственной, научной и культурной деятельности. Чрезвычайно примечательно, что Московский университет был тогда единственным в Европе, где не было богословского факультета и богословие вообще не преподавалось. К тому же занятия шли не на латыни, как везде, а на родном для учащихся русском языке. Ломоносов лично сам создавал русскую научную терминологию, многие введённые им термины сохранились до наших дней: материя, электричество, градус, атмосфера, термометр, воздушный насос, возгорание и другие. Именно Ломоносов, отец университета, добился одинаковых прав для поступления туда молодых людей всех сословий. В университете «студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в этом нет нужды», – гордо говорил он. А при университете, по мысли Ломоносова, должна быть гимназия, чтобы готовить новую смену, ибо без гимназии университет – «пашня без семян».

Со времени создания и до сего дня студентов и преподавателей университета воспитывает имя его создателя, удивительного человека и учёного – Михайлы Ломоносова, воспитывает его великий пример служения Отечеству, науке.

Сегодня диплом МГУ имени Ломоносова – своеобразный пропуск в элитарный научный мир. И не только в России, но и за рубежом. МГУ стоит в одном ряду со всемирно известными старинными великобританскими университетами Кембриджем и Оксфордом, основанными один в 12-м, другой в 13-м веке.

К сожалению, в XVIII веке в России истинные творцы науки (прежде всего Ломоносов) подвергались гонению. Их чернили в глазах двора, обвиняли во всевозможных пороках, «необузданности» темперамента, тщеславии и тому прочее. Отсюда и трагедия Ломоносова, осознающего невозможность развития русской науки в условиях, когда командные ключевые посты находились в руках иноземцев (немцев), а также людей, прислуживающих им с целью укрепления своего благополучия.

Ломоносов не был понят современниками и умирал мучимый сомнениями. В весенний день открытия университета, созданного Ломоносовым, учёный лежал дома, больной и забытый всеми. А в Москве был праздничный день…

Инсценировка по отрывку из поэмы А. Маркова «Михайло Ломоносов»:

Открытие университета
Сегодня в праздничной Москве…
И чуть не с самого рассвета
Скворцы резвятся в синеве.
……………………………….
Учёные в нарядах строгих,
Ученики из Спасских школ
И гости, только что с дороги,
Иной десятки вёрст прошёл.
В неловких зипунах крестьяне,
Проездом бывшие в Москве,
Судили издали собранье,
Расположившись на траве.
Все – и купец и даже нищий –
Не пропустили торжества.
Блестели в дегте голенища
В тот ясный день у большинства….
…Забыли вдруг, не пригласили,
И, может, сердце оттого
Всё реже бьётся, обессилев,
Не упрекая никого.

Поповский, говоришь, какой-то?
Впусти же, Лизонька, скорей!
Да створку наконец открой ты,
Я не простыну, вот ей-ей!
Садись, Николенька, спасибо,
Не забываешь старика…
Печален ты? Стряслось что-либо?
Иль просто из-за пустяка?
А, понимаю.. Что ж ты это?
Ещё настанут времена –
Не только университетам
Присвоят наши имена.
Все на Руси, где сердца пламень,
Где вложен жар моей души,
Как нашу славу ни души,
В веках за нами остаётся
Недоброхотам на беду,
Уже в столетиях поётся
Гимн беззаветному труду.

Не складывай, Никола, руки,
И сей добро – оно взойдёт!
И с благодарным словом внуки
Пожнут его в какой-то год.

Полностью текст работы приведен в Приложении.