Монологическая речь как вид вербального общения людей представляет собой многогранное явление: В таком сложном виде речевой деятельности, сгустке лингвистических, психологических и методических характеристик, чрезвычайно трудно определить объекты измерения.
В средней общеобразовательной школе монологическая устная речь имеет характеристики учебной, которые в "экстремальных" условиях учебного процесса являются минимизированными, ограниченными, усеченными, но по своей сущности сохраняют основные черты реальной монологической речи. Под учебной монологической устной речью понимается связное монологическое высказывание разного объема, содержащее учебную информацию и обладающее определенной композиционной структурой.
Для определения объектов контроля следует рассмотреть реальную монологическую речь, с тем, чтобы выделить возможные уровни приближения к ней в условиях школьного обучения.
Анализ характеристик монологической речи (организованности, произвольности и развернутости) позволил выделить умения (общего и частного характера), являющиеся объектами пооперационного контроля.
Организованность монологической устной речи предполагает умение планировать свое высказывание. Так как программа складывается из своего рода смысловых "вех" (то есть включает в себя корреляты отдельных, особенно важных для высказывания компонентов, таких, как субъект, предикат или объект, причем в той мере, в какой их взаимоотношение существенно для будущего высказывания), то можно предположить, что умение планировать монологическое высказывание слагается из:
- умения прогнозировать композиционную структуру высказывания;
- умения наметить смысловые вехи высказывания;
- умения наметить производный языковой материал.
Произвольность монологической устной речи основывается, в частности, на умении избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, то есть умение адекватно оформлять замысел высказывания с помощью языковых средств изучаемого языка.
Идея неоднородности информации, содержащейся в сообщении (смысловые вехи в качестве опорных пунктов и производный языковой материал), позволяет уточнить и конкретизировать умения, характеризующие произвольность монологической устной речи применительно к условиям средней общеобразовательной школы.
Умения адекватно оформлять замысел высказывания с помощью языковых средств изучаемого языка предполагает:
- умение оформлять смысловые вехи высказывания с помощью языковых средств изучаемого языка;
- умение раскрывать информацию, заключенную в смысловых вехах, с помощью производного языкового материала;
- умение интонационно акцентировать смысловые центры (опорные пункты) высказывания.
Развернутость монологической устной речи базируется на 1) умение ясно и последовательно излагать мысли и 2) умение правильно строить высказывание в соответствии с функционально-смысловыми разновидностями монологов. Учитывая тот факт, что в условиях школы обучают не просто монологической устной речи, а трем ее речевым формам (учебному описанию, учебному повествованию и учебному рассуждению), следует детализировать умения, характеризующие развернутость монологической устной речи.
Умение ясно и последовательно излагать мысли включает:
- умение соблюдать логическую последовательность в монологе-описании;
- умение соблюдать хронологическую последовательность в монологе-повествовании;
- умение доказательно (аргументированно) излагать мысли в монологе-рассуждении.
Умение строить высказывание в соответствии с функциональными разновидностями монолога основывается на:
- умение поставить коммуникативную задачу;
- умение раскрыть коммуникативное намерение в соответствии с логикой построения описания, повествования, рассуждения;
- умение закончить высказывание.
Четыре выделенных общих умения, а также конкретизирующие их частные умения в совокупности составляют учебную монологическую устную речь и являются объектами постоянного пооперационного контроля.