Развитие речи детей с РАС

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, расстройства аутистического спектра РАС, аутизм


Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков РАС. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, они отражают основную специфику аутизма, а именно - несформированность коммуникативного поведения.

При всем разнообразии речевых нарушений, можно выделить основные особенности речи у детей с расстройствами аутистического спектра, проявляющиеся в различной степени и сочетаниях:

  • Мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей (от 25-30% до 50% по данным различных авторов;
  • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время с отсрочкой; при этом дети могут повторять абстрактные, малопонятные им слова, фразы, получая удовольствие или успокаиваясь от их звучания;
  • Большое количество слов - штампов и фраз - «попугайность» речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
  • Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); автономность речи - «речь для себя», говорит «сам с собой»;
  • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе - «он» или «ты», а о других иногда «я»); применение в отношении себя глаголов в безличной форме («пить сок», «идти гулять»); долгое отсутствие в активном словаре слов, которые обозначают близких для ребёнка людей;
  • Нарушение семантики (расширение или чрезмерное - до буквальности - сужение толкований значений слов), трудности понимания информации, неологизмы - (слово, фраза сконструированные ребёнком для обозначения предмета, действия и т.п.);
  • Отсутствие использования мимики, жестов и интонации в общении;
  • Нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи (патологические изменения темпа, ритма, высоты голоса).

Так как конкретной программы для детей с РАС нет, то мы в своей работе исходим из оценки выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка.

Развитие речи детей с РАС ведётся поэтапно и последовательно. Усилия специалиста должны быть направлены на то, чтобы включить в процесс обучения максимальную зрительную опору, так как мышление аутичного ребёнка имеет тип «буквального». Реальные предметы, картинки применяются на всех этапах работы с ним.

Первый этап работы. Установление контакта

Основная цель данного этапа - адаптация ребенка к условиям группы, диагностика сформированности речи, а также установление эмоционального контакта педагога с ребенком.

Второй этап. Выработка учебного стереотипа

Цель данного этапа - выработать умение сидеть за столом.

Третий этап. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков

Сначала вырабатывается фиксация взора на картинке или на интересующей вещи ребёнка, которую педагог держит на уровне своих глаз. Добавляется инструкция «Посмотри на меня».

Отрабатывается указательный жест. Параллельно отрабатывается жест «да» и вводится жест «нет».

Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов.

Следующий этап обучения пониманию речи - формирование навыков, касающихся понимания названий действий. В начале используют те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, «пьет», «сидит», «рисует», «ест» и т.п.). Можно подобрать и изображения тех действий, которые часто встречаются в быту («спит», «моет» и т.п.). На каждый глагол подбирается несколько картинок.

Пятый этап. Обучение экспрессивной речи

Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

Главная задача - установление контроля над подражанием. Здесь мы работаем над:

1. имитацией вербальных (произносительных) движений, т.е.

  • Имитация основных движений
  • Имитация действий с предметами
  • Имитация мелких и точных движений
  • Имитация вербальных (произносительных) движений

2. формированием длительного выдоха

Здесь мы находим всевозможные способы, связанные с воздушной струей, интересные ребенку ("выдыхает" на ватку, через соломинку, игры с мыльными пузырями).

3. формированием фонематического слуха

На начальном этапе вводится работа с музыкальными инструментами: барабан, бубен, дудка. Первоначальной целью является преодоление страха различных звучаний, обучаем взаимодействию с музыкальными инструментами.

Вторичным этапом работы является обучение ребенка различать темпы. Параллельно идет работа по различению звуков музыкальных инструментов. В дальнейшем вводятся задания, по различению на слух речевых звуков, слов.

4. произнесением звуков речи

Перспектива постановки и вызова звука по показу проводится сразу после усвоения ребенком вербальных движений.

Вместе со звуком мы знакомим малыша с буквой, жестом и пиктограммой, обозначающими соответствующий звук.

Появляющиеся звуки необходимо закреплять во всевозможных звукоподражаниях.

5. расширением словарного запаса

Специфика речевого развития детей, при работе над расширением словарного запаса, формированием коммуникативных навыков, позволяет нам идти по пути обучения глобальному чтению и использовать пиктограммы (карточки PECS). Здесь используются лексические темы.

  • При накоплении номинативного словаря используются игры на соотнесение предмета с картинкой, нахождение парной картинки, классификации предметов, вводятся задания, с использованием глобального чтения.
  • Работа над накоплением атрибутивного словаря начинается с изучения основных оттенков цвета: красный, желтый, синий, зеленый, их классификации. Затем идет работа над соотнесением ребенком слова с оттенком цвета с последующим считыванием написанных заранее слов.
  • При накоплении предикативного словаря мы от конкретных действий переходим к формированию понимания того, что данные глаголы могут обозначать движения других существ. Принцип работы с предикативным словарём остаётся тем же - соотнесение слова, обозначающего действие предмета с изображением этого действия на картинке.
  • При работе с картинками мы составляем предложение из написанных заранее слов. При построении предложений используется опора на пиктограммы и внешние схемы.

Дальнейшие занятия строятся таким образом, чтобы продолжить развитие речи ребёнка.

Список литературы

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
  2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутитаых детей: Методические разработки. - М.:Теревинф, 2003.- 160 с.
  3. Блейлер Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.112-125.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.