Формирование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в играх и упражнениях по развитию пространственных представлений

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с ТНР


Формирование пространственных представлений тесно переплетается с коррекционной работой логопеда по формированию и совершенствованию грамматического строя речи, профилактике нарушений звуко-буквенного анализа, синтеза, чтения и письма у детей с ТНР. Усвоение детьми с ТНР пространственных представлений и соответствующего им языкового оформления имеет ряд особенностей: своеобразие зрительного восприятия, несформированность целостного образа предмета и ситуации, отсутствие прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета, определенное своеобразие мыслительной деятельности, проявляющиеся в трудностях овладения пространственным анализом, синтезом, трудности установления причинно-следственных связей на уровне пространственных ориентировок, затруднения в понимании сложной словесной инструкции, трудности языкового оформления. Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.

Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень интеллектуального развития дошкольников. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Работа по формированию пространственных представлений и их языкового оформления у детей с ТНР должна вестись поэтапно, целенаправленно, учитывать следующие принципы: ведущей игровой деятельности, индивидуального и дифференцированного подхода с учётом уровня сформированности пространственных представлений и развития речи ребёнка, учёт закономерностей развития пространственных представлений, системности, последовательности в усложнении материала, создание ситуации успеха.

Этапы формирования пространственных отношений включают в себя: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, пространственную ориентацию на листе бумаги.

На 1 этапе ведётся работа по освоению пространства собственного тела. Педагог предлагает ребёнку следующие игровые упражнения: «Верх - низ» (назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти; назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти. «Путаница» - логопед неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу), или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями. «Верх» - педагог предлагает показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.). «Низ» - покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т.д.). «Право - лево» - предлагается выполнить упражнения без предметов и с предметами правой, затем левой рукой. Во время выполнения игровых действий необходимо проговаривать с ребёнком направления движения, тем самым побуждая его использовать в речи наречия с пространственным значением (вверху, внизу, справа, слева, снизу, впереди, сзади).

На 2 этапе проводится работа по уточнению и обогащению представлений детей о внешнем пространстве. Предлагаются игры: «Моя комната», «Детский сад», «Водное пространство», «Царство зверей, птиц», «Пустыня». Игровые действия предполагают употребление в речи детей наречий: слева, справа, вверху, внизу; предлогов: в, из, на, с, у, к, от, в, за, под, над, из-под, за, из-за, между. Необходимо учитывать данную последовательность изучения предлогов.

На 3 этапе проводится работа по определению пространственных представлений по отношению к самому себе и также продолжается активизация в речи усвоенных ранее и новых предлогов, наречий с пространственным значением. Педагог организовывает следующие игры: «Справа - слева, спереди - сзади», «Шеренга» (выстраиваются в ряд игрушки, уточняется их расположение), «Поезд» (выстраиваются дети, игрушки друг за другом, ребёнок рассказывает кто где стоит), «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Клад», «Водитель» (дети, рассказывая о расположении предметов употребляют соответствующие наречия, предлоги, глаголы с приставками).

На 4 этапе дети упражняются в определении ориентации предметов по отношению друг к другу. Предлагаются следующие игровые упражнения: «Попади в ворота (комментарий - мяч слева, справа, пролетел над воротами)» «Кинотеатр (рассказывают о расположении зрителей по отношению друг к другу или рассаживают по инструкции)», «Комната (описывают расположение предметов или сами располагают предметы интерьера и рассказывают об этом)», «Прятки (раскрывают место укрытия)». Предполагается усложнение употребления предлогов, наречий, глаголов с приставками в самостоятельной детской речи (словосочетание, простое предложение, сложное предложение). Речевые игровые упражнения, в которых дети ориентируются в схеме предмета, стоящего напротив, представляют двойную сложность: зеркальное расположение и необходимость употребления в речи более сложного речевого оборота («Это моя левая рука, а это ваша левая рука. В моей правой руке мяч, в вашей правой руке - кубик.)

На 5 этапе проводится работа по развитию пространственной ориентации на листе бумаги. Предлагаются следующие игровые упражнения: «Фигуры (игрушки) в ряд», «Лабиринт», «Коврик». Система работы должна быть жестко выстроена, если ребенком не усвоен один этап, то бесполезно переходить к другому.

В результате проводимой работы у детей с ТНР развиваются пространственные представления для понимания и употребления в речи предложно- падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. Дети легко ориентируются в окружающем пространстве, в собственном теле, на листе бумаги, без труда выполняют графические диктанты. У детей устраняется проблема «зеркального» написания букв и цифр.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей с ТНР. Просвещение, 2014.
  2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М, Педагогика, 2016.
  3. Афанасьева Е.А, Фомичёва М.Ф. Овладение пространственными представлениями, как основа усвоения предложно падежных конструкций детьми с тяжёлыми нарушениями речи, СП. научных трудов МГПУ 2017.