Сказки народов России как средство развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: сказка, самооценка, сказкотерапия, старшие дошкольники, сказки народов России


В настоящее время особенно актуально исследование проблемы использования сказок народов России для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников. В быстротечном современном мире с самого рождения на ребенка обрушивается огромный поток информации.

Влияние не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: доброта, справедливость, милосердие. Традиции семейного чтения сведены к минимуму. Родители мало внимания уделяют формированию у детей нравственных представлений, использованию сказки для воздействия на эмоции ребенка, для мотивации его действий в контексте социализации личности дошкольника. Ведь сказка - это естественная составляющая повседневной жизни ребенка, один из самых чистых и животворных источников формирования этических норм и представлений.

Благодаря воспитанию через сказку дети расширяют границы своего внутреннего мира, формированию здоровой самооценки, что является необходимой предпосылкой формирования навыков учебной деятельности, показателем дошкольной зрелости.

Старший дошкольный возраст важный в развитии личности ребенка, так как происходит развитие сложного компонента как самосознание и возникает на базе знаний и мыслей о себе. При правильном и гармоничном психологическом и педагогическом воздействии на ребенка, в детском саду и дома, даст возможность выработки адекватной самооценки, что позволит в дальнейшем осуществлять активный жизненный выбор, развитие жизненных ценностей, на отношение его к окружающим его людям и на общее его развитие.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

С.В.Устинова, Е.А.Грименко, утверждают, сказка была и остается примером добра и зла в понятной для ребенка форме. Для детей сказка оказывает лечебное действие. Эксперты детской психологии, заявляют, что именно сказка помогает ребенку преодолеть стрессовые ситуации. А театрализация проблемных ситуаций сказкой, может решить вопросы, которые детям сложно понять [2].

Взрослые с раннего детства должны прививать любовь к духовной культуре. Сказку можно рассматривать не только как увлекательное и интересное времяпровождение, но и сильный механизм развития. До сердца ребенка взрослый может дотронуться только через игру, сказку, детское творчество и тд.

Сказка является своеобразным учителем, сказка всегда чему то учит, учит сопереживать персонажам, чувствовать. Не обходимо грамотно подходить взрослому к выбору сказки и не просто прочитать, а вместе с ребенком ее прожить, осмыслить прочитанное, это позволит воспитать и развивать определенные качества.

Е.А. Грименко говорит о важным компоненте в развитии нравственных качеств, которой является сказка. Она доступна и понятно изложена для ребенка, а взрослый легко объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. Благодаря сказке складываются основы правильного поведения, навыки общения. Важно учитывать само отношение взрослого к сказке, если он сам чувствует этот сказочный мир, то сказка будет наиболее интересной ребенку. Герои сказки наделены отличными качествами. Хорошие герои в сказке всегда смелые, активные, трудолюбивые, честные. Ребенок сопоставляя себя с героем сказки, перенимает и высокие нравственные качества, учиться принимать правильные решения, оптимистично думать [2].

Сказкотерапия корректирует поведение через сказочное поведение. Интересная история увлечет любого ребенка, поможет пережить различные ситуации и найти правильные решения без вреда для самого ребенка. Развить творческие способности, увидеть способы в достижении цели и решении жизненных задач, поспособствует появлению уверенности, быстрой перестройке к окружающей обстановке, освобождается от негативных мыслей, учит осознанию сильных и слабых сторон, самоконтролю и ведет к развитию адекватной самооценки[4].

Чтение детям сказок необходимо для полноценного развития умственного и эстетического, речевого развития. Она помогает воспитывать самостоятельную и здоровую личность, развивает основы правильного поведения, навыков общения и имеет немаловажное социальное значение. Необходимо прививать любовь к художественному слову и чем раньше, тем лучше для ребенка. Особое внимание необходимо уделять внимаю детей на моральные качества героев сказки и их поступки. Слушая сказки, ребенок научиться сопереживать героям, волноваться вместе с ним. Тем самым развивается как личность. Это очень важные качества, которые ему помогут в будущем. Чем раньше взрослые начнут читать сказки, тем высока вероятность, что добрые чувства ребенка возьмут вверх над злыми.

Русские народные сказки так близки и понятны, вводят детей в удивительный сказочный мир, выражают высокие моральные идеи. Учат доброму отношению к людям и животным. В сказке противопоставляются такие качества трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Расположение детей имеют те герои которые наделены: отзывчивостью, храбростью, любовью к труду. Дети рады счастливой развязке, радуются победе добра и зла.

Выбор сказки играет большую роль в воспитании детей, необходимо обращать внимание не только на занимательности, доступности, но и на моральный аспект произведения.

При работе со сказкой создаются условия тесного взаимодействия ребенка и взрослого, что позволяет поддерживать инициативу детей, а также приобщить детей к культурным нормам, традициям семь, общества и государства, что соответствует принципам ФГОС.

В процессе работы со сказкой происходит процесс, который поддерживает ребенка при неудачах, помогает контролировать свое мышление, помогает укрепить веру в себя и свои способности и дает возможность минимизировать неудачи. Обратная связь обеспечивает взаимопонимание, учит анализировать. Таким образом, происходит здоровое развитие эмоционального мира ребенка.

На занятиях с использованием сказок народов России, можно использовать разнообразные формы работы. Помимо традиционных занятий, это могут быть игры, упражнения, художественно продуктивная деятельность.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, методы и приемы работы со сказкой:

- Анализ сказки. После прочтения детям задается ряд вопросов, например, «Как вы думаете, о чем, про что, про кого» и т.д. Форма может быть построена как индивидуальная, так и групповая, где каждый может высказать свое мнение о сказочной ситуации.

- Рассказывание сказки. Способствует развитию фантазии, воображению. Предложить детям рассказать сказку от первого или третьего лица или от имени других действующих лиц. Например, сказку «Гуси-лебеди» рассказать от лица мальчика.

- Моделирование сказки, данный прием позволяет выявить содержание и последовательность событий, способствует быстрому запоминанию содержания сказки. Развитие речи посредством использования сказки, обучение детей построению и использованию модели для пересказа и сочинению собственных рассказов. Начинается моделирование с замены одних объектов на другие. В качестве заместителей удобно использовать бумажные геометрические фигуры, различные по цвету и величине и т.д.

- Выразительные движения, способствует развитию творческих способностей учащихся. Для эффективного средства освоения выразительных движений служит слово и музыка.

- Проблемные ситуации - это ситуации, для овладения которыми индивид, должен найти и использовать новые решения. Проблемные ситуации активно влияют на познавательную, речевую, творческую деятельность. Требуют постановки правильного проблемного вопроса.

- Творческие задания. Итогом выполнения творческого задания будет продукт. Может быть как индивидуальным так и коллективным.

- Сочинение сказок. Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательном уровне строит планы на будущее [4].

В дошкольном возрасте ребенок тянется к необычному и сказочному, не даром этот возраст называют возрастом сказки. Сказки народов России - это произведения устного народного творчества, которые в свою очередь совершенствуют воображение, мышление, память, с раннего возраста прививают нравственные и моральные качества, что в особенности необходимо для дальнейшего развития и становления ребенка как личности.

Сказка - незаменимый инструмент в формировании личности ребенка. То что ребенок видит и слышит, будут опорными точками для его будущего творчества. Материал накапливается с раннего возраста, из которого будут строиться его фантазии. Применение сказки является самым эффективным методом, использующих художественные возможности для достижения позитивных изменений в развитии детей.

Одно из особенных ролей в дошкольном воспитании чтение сказок, через которые воспитываются тактичность, доброжелательность, самоконтроль, умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них. Многие современные дети не умеют общаться, проявление злости с раннего возраста, враждебность, не стремление к помощи товарищам в трудных ситуациях, плохо развита эмпатия. А чтение русско-народных сказок с раннего младшего возраста способствует формированию и развитию нравственных качеств ребенка.

Наиболее оптимальной формой работы по развитию самооценки старших дошкольников через чтение сказок народов России, на основе интегрированного подхода представляет собой форма воспитания как литературная гостиная.

Еженедельно проводилась углубленная работа по содержанию сказок народов России. Встречи проводились один раз в неделю в музыкальном зале, во второй половине дня. В группе была организованна предметно-развивающая среда: книжный уголок, альбомы народов России, иллюстрации к сказкам.

Гостиная - это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Цель литературной гостиной - привить любовь родному слову, содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами, способствовать раскрытию творческих способностей [1].

Для выполнения поставленных задач, был разработан план плана культурной практики «Литературная гостиная» по развитию самооценки детей старшего возраста на три месяца (в рамках Примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)[2].

В ходе реализации плана культурной практики «Литературная гостиная» по сказкам народов России, были осуществлены основные виды деятельности:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребенком, по очереди или группой детей.

3. Придумывание продолжения или другого конца сказки.

4. Инсценировка сказки.

5. Рисование, пластические импровизации на тему сказки.

Таблица.
Фрагмент плана реализации культурной практики «Литературная гостиная» по сказкам народов России

Цель и задачи предварительная подготовка

Тема НОД

Оборудование

Цель:
- Закрепить знания детей о нашей Родине, познакомить с государствами-соседями Украина и Белоруссия, с ее народом, культурой и традициями.
- Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.
Задачи:
1. Познакомить с государствами-соседями нашей страны.
2. Воспитывать уважение к людям и обычаям разных национальностей.
3. Воспитание добрых чувств и желания помочь другим.

Беседа «Соседи России»
Чтение и осуждение сказок народов Белоруссии: «Руковичка» и «Почему Барсук и Лиса в норах живут»
Рассматривание иллюстраций к сказкам и национальных костюмов

Проектор, компьютер,
физическая карта
России, символика
государств(картинки),
иллюстрации к сказкам,
альбом «Костюмы разных народов»,
русско-народный костюм для рассказчицы

Цель: Развивать интерес к культуре разных народов. Воспитывать любовь и уважение к народам, живущим в России.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о России как о многонациональном государстве.
2. Расширить представление о городах России.
3. Формировать уважение к старшим людям, к труду.

Беседа «Нас много в России»
Чтение и обсуждение сказок
народов Татарстана: «Три совета отца»
Прослушивание музыки и песен народов Татарстана

Проектор, компьютер, иллюстрации к сказке, Д.Б.Кабалевский «Родной край», А.Ключарёв «Новая Казань», «Сююмбике», С.Емелина «Яживу в Татарстане», русско-народный костюм для рассказчицы.

Цель: Знакомство со сказками.
Задачи:
1. Развивать интерес к народам Восточной Сибири.
2. Закреплять умение отличать добро от зла, выбирать между хорошим поступком и плохим.
3. Формировать навыки умения работать в команде, выявление и развитие представлений о лидерстве.

Чтение и обсуждение сказок народов Восточной Сибири: «Как птицы царя выбирали» (хакасские) и «Два барана и Лиса».
Лепка из пластилина героев сказки.

Проектор, компьютер,
альбомы народы Хакасии, иллюстрации к сказкам, русско-
народный костюм для рассказчицы.

Развитие и воспитание детей через знакомство со сказками народов России проводиться в соответствии с реализацией программных требований, не допуская перегрузки детей лишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников.

На коммуникативно-познавательной деятельности даются представления о разнообразии сказок народов России через рассматривание иллюстраций и проводятся беседы по прочитанным сказкам.

Детям предлагалось ответить на проблемные вопросы, например: почему герой поступил так? Они должны охарактеризовать героя на основе его поведения. Большое количество ответов детей показывает, что они способны устанавливать связь между моральными качествами героев и их поступками. Дети могут давать правильную оценку и проникнув в самую суть. Сказка становиться результативным средством воспитания дошкольников.

При обсуждении сказки «Гуси-лебеди», дети утверждали, что гуси и Баба-Яга злые, так как похитили мальчика, а сестрица добрая, но отметили, что нельзя оставлять детей без присмотра и считают такое поведение неправильным и безрассудным.

Обсуждение марийской сказки «Заячий домик», на вопрос чему учит сказка? Дети без раздумий отвечали: ответственности, если бы заяц не запер свой дом, то мог бы избежать всех своих переживаний и сохранил свое жилище. Все звери, кроме петушка, действовали неправильно, не разобравшись в ситуации, они позволили страху возобладать над разумом. Сказка напоминает, как важно в подобных ситуациях полагаться на разум, а не на эмоции и чувства.

Список литературы

  1. Карташова Н.И. Роль сказки как средства развития у старших дошкольников с патологией речи устного монолога // Детство, открытое миру : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 2017. - С. 155-158.
  2. Устинова С.В., Грименко Е.А., Золотых О.А., Курганская О.С. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки // Современные тенденции в науке, технике, образовании : сб. науч. тр. II междунар.науч.-практ. конф. - Смоленск, 2017. - С. 73-76.
  3. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Просвещение, 2003. - 367 с.
  4. Тренинг по сказкотерапии /Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.-176с.