Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Именно предмет математики дает широкие возможности для исследования. Формирование исследовательских умений начинается с развития специальных навыков на уроке математики. Изучая математику, выполняя практические, исследовательские работы и задания, учащиеся кратко повторяют путь, который прошло человечество, добывая математические знания.
В настоящее время в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не излагает истину, а учит ее находить самостоятельно. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
В научно-методической литературе метод исследования называют также метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем.
Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми активными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П.Вахтеров и Л.С.Выгодский [1].
И сегодня очень актуально звучат слова В.П.Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников - умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме [1].
Работы поискового и исследовательского характера наиболее благоприятно влияют на развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся.
Организация проектной и исследовательской деятельности в соответствии со Стандартом начального общего образования становится одним из важнейших условий эффективности подготовки младших школьников к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении [4].
Эффективной формой формирования универсальных учебных действий (УУД) является учебный проект и исследовательская деятельность младших школьников, что обеспечивает возможность самостоятельно развиваться делать выводы.
К сожалению, наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Проект - с латинского языка переводится как «брошенный вперед».
Проектирование - это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, или состояния). Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Предметное содержание учебного курса «Математика» позволяет организовывать такие учебные проекты.
Ещё одно определение: «метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов [2].
Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Поскольку с точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования, кратко остановимся на их специфике.
К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, воспроизводимости, доказательности, точности. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.
Основные характеристики науки как системы знаний - полнота, достоверность, систематичность. Наука как вид деятельности характеризуется методом. Известно, что новые знания теоретически можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. Наука радикально отличается тем, что в ней единственно допустимым является научный метод. Под научным методом, в данном контексте, следует понимать совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом.
К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три главные особенности:
- во-первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
- во-вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
- в-третьих - всегда определять место изучаемого в системе известного [5].
Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.
Такими видами деятельности в начальной школе являются практические работы с элементами исследования. Данный вид работы способствует формированию самостоятельной деятельности младших школьников, стимулируют развитие творческих способностей. Однако исследования ученых показали, что во время учебного процесса на самостоятельную деятельность учащихся отводится не более 13% всего учебного времени. При этом большинство самостоятельных работ на уроке математики приходится на закрепление изложенного учителем учебного материала, непосредственно после его объяснения на уроке, а также на проверку знаний и умений учащихся. Таким образом, на уроке преобладает репродуктивный, а не продуктивный вид деятельности.
Именно предмет математики дает широкие возможности для исследования. Изучая математику, выполняя практические, исследовательские работы и задания, учащиеся кратко повторяют путь, который прошло человечество, добывая математические знания.
На начальном этапе обучения математике необходимо формирование интеллектуальных навыков высокого уровня, способствующих выработке научного стиля мышления, творческому развитию личности это возможно в процессе формирования исследовательских умений.
Научный стиль мышления и присущие ему исследовательские качества формируются в процессе активной познавательной деятельности, одним из компонентов которой является учебно-исследовательская. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как урок-исследование, задачи определенного вида.
Формирование исследовательских умений начинается с развития специальных навыков на уроке математики, рассмотрим структуру такого урока, это урок-исследования (урок творчества).
Структура урока-исследования может быть следующей:
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация знаний, умений, навыков и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования.
2.2. Определите темы исследования.
2.3. Формулирование цели исследования.
2.4. Выдвижение гипотезы.
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
2.6. Составление плана исследования.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
III. Оценочно-рефлексивный этап.
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества [3].
Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал, чему необходимо учить в начальной школе. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения математике детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах по математике. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Литература
- Общая педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений / под ред. В.Л.Сластенина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Ч.1. - 288с.
- Телешева Т.А. Педагогическая теория Джона Дьюи [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-288 (дата обращения: 09.07.2021).
- Типология уроков в начальной школе (ФГОС) Маркович Лариса Владимировна [электронный ресурс] - URL: http://www.mobu-co.ru/index.php/fgos-noo/94-tipologiya-urokov-v-nachalnoj-shkole-fgos (дата обращения: 09.07.2021).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241 [электронный ресурс] - URL: http.минобрнауки.рф/документы/922. (дата обращения: 09.07.2021).
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.; Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 320с. 4.