«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Я.А.Коменский
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры.
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Работая по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходит интеграция дисциплин.
Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражено интеграция естественнонаучных знаний.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности.
Предмет «Биология» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Последнее является немаловажным компонентом по формированию функциональной грамотности у школьников.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Основой для определения термина «интеграция» в методике стало наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:
- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
- при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий;
- в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов [1];
При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают разные процессы, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических условий жизни на Земле. Чтобы сформировать понятие о целостности природы, необходимо биологическое содержание на уроке раскрывать в диалектическом единстве «природа-человек-общество». Отсюда вытекает значимость установления не только внутрипредметных связей, но и интеграции материала из других предметов (химии, географии, физики, математика, астрономия, история). Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, а также - реальной повседневной жизни [2].
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычный урок, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимать перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Реализация интегрированных уроков позволяет использовать современные образовательные технологии обучения таких как:
- Объяснительно-иллюстративное обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Развивающее обучение;
- Формирование приемов учебной работы;
- Технология формирования учебной деятельности школьников;
- Технология дифференцированного обучения;
- Технология учебно-игровой деятельности;
- Технология коммуникативно-диалоговой деятельности;
- Модульная технология;
- Технология проектной деятельности.
Технологии, методы и приемы обучения, используемые на интегрированных уроках, позволяют формировать у школьника целостного представления об окружающем мире - это цель обучения. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны
Таким образом, введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Литература и информационные источники
- Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии [текст]/- А.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 1996. - 234с.
- Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам [текст] / И.Я. Лернер. - М., 2001. - 119 с.
- Столяренко, Л. Педагогика [текст] Л. Столяренко. - Ростов, 2000. - 97 с.
- https://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-preimuschestva-integrirovannih-urokov-2099921.html.
- https://urok.1sept.ru/articles/651044.