Интегрированные уроки – способ создания целостного мировоззрения

Разделы: Общепедагогические технологии


"От ребенка к миру и от мира - к ребенку".
Дж Дьюи

Реформатор образования Дж. Дьюи, провозгласив ребенка Солнцем, центром Вселенной, выдвинул новый принцип построения программ - интегрированный.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и такие казалось бы противоположные предметы, как математика, физика и история и обществознание, трудовое. Напротив, по своей сути, эти школьные предметы является интегрированным, и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.

Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического и гуманитарного цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики и обилием учебного материала, противоречивостью взглядов в области истории и обществознания, неумением применить знания различных предметов. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции с другими науками, такими как история, изобразительное искусство, иностранный язык и др.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. (Приложение1,2). Возможна разнообразная интеграция учебных предмет.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.

Основные идеи:

  • Способствует созданию целостного мировоззрения.
  • Связь предметов друг с другом
  • Углубленное изучение предмета.
  • Активное участие учащихся в создании урока.
  • Воспитание самостоятельности.

Пути реализации:

  • Расширение и систематизация опорных знаний (факты, понятия, законы, идеи) из ряда учебных предметов.
  • Использование материала предметов (литература, география, химия) в качестве источника знании для истории и наоборот.
  • Творческое домашнее задание

Результативность:

  • Высокая активность учащихся на уроке.
  • Умение применять полученные знания на уроках истории знания на других предметах
  • Умение работать самостоятельно.

Одно из направлений совершенствования учебного процесса в современной школе - проведение уроков, выходящих за рамки одного предмета. Достаточно естественной представляется интеграция учебного материала истории физики и математики.

Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80%  урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественый, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ исторических документов, мультимедийное сопровождение.

Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у учеников наиболее целостное восприятие мира. Большая возможность использовать на интегрированных уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении.

Основные технологии в интегрированном обучении;

  1. Объяснительно – иллюстративное обучение
  2. Личностно – ориентированное обучение
  3. Развивающее обучение
  4. Формирование приемов учебной работы
  5. Технология формирования учебной деятельности школьников
  6. Технология дифференцированного обучения
  7. Технология учебно – игровой деятельности
  8. Технология коммуникативно - диалоговой деятельности
  9. Модульная технология
  10. Технология проектной деятельности

Результаты интегрированного обучения и его значение

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных и гуманитарных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического и гуманитарного цикла;

6) формирует у учащихся общие понятия физики, математики, истории и других предметов;

7) обобщение умений и навыков: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;

8) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, истории на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Вот уже на протяжении нескольких лет, наша рабочая группа проводит раз в четверть интегрированные занятия. Темы занятий разнообразны (например):

“Что нам стоит дом построить” - проведено на межмуниципальном семинаре “Школа социального партнерства: проектирование качества образования”.Интегрированный исследовательский проект “Осадное оружие древнего мира” “Путешествие в мир открытий и изобретений”, “Открываем секреты природы” - семинар по обмену педагогическим опытом (мастер-класс) “Создание среды, способствующий саморазвитию ребенка”


Приложение 1

“Моделирование образовательного события”

Интегрированный проект “Что нам стоит дом построить”

Открытый урок на межмуниципальном семинаре по теме “Что нам стоит дом построить?”

Каждая команда решает свои задачи в течение 15 минут, 5 минут на составление отчёта и подготовку к выступлению.

II. Практическая работа:

Задания группе экономистов:

  1. Познакомится со сметой на строительство одноэтажного жилого дома, площадью 130 м? (смета прилагается).
  2. Вычислить стоимость материалов для строительства коробки кирпичного дома.
  3. Вычислить стоимость материалов для строительства коробки деревянного дома из бруса.
  4. Вычислить стоимость железа для покрытия двускатной крыши жилого дома.

Приложение:

Стоимость 1 кирпича ..... рублей.

Стоимость 1м3 бруса........ рублей.

Стоимость листа железа размером 1м * 6м ......рублей.

Цены с.Молчаново ..........года.

Задание физикам – теоретикам:

Имея в распоряжении бруски древесины, весы, определить из пород какого дерева они сделаны.

Определить количество машин для перевозки кирпичей необходимых для строительства дома (грузоподъёмность машины – ..... т).

Для строительства дома необходимо -  ...... штук кирпичей.

Результаты своих измерений внесите в заявку

Стройматериалы P, кг/м3 V, м3 m, кг Количество машин
Сосна       -
Ель       -
Кирпич        

Задание экологам:

  1. Чем отличается естественный радиационный фон в деревянных домах от фона в кирпичных?
  2. Назовите с экологической точки зрения достоинства сосны.
  3. Определите преимущества и недостатки кирпича с экологической точки зрения.
  4. Когда лучше заготавливать древесину? Почему?
  5. Какой материал лучше использовать при постройке дома с учетом их экологических особенностей

Задание дизайнерам:

  • Создать модели кирпичного и деревянного домов в мастере презентаций Power Point.

III. Итог урока:

  • Заслушаем итоги каждой группы:
  • Экономисты
  • Физики-теоретики
  • Экологи
  • Дизайнеры

Вопросы классу:

- Кто решил для себя, что можно построить свой дом в нашем селе и создать условия для проживания своей семьи в сельской местности?

- Кто-то из вас может получить строительную специальность. Какие строительные специальности вы знаете? Где их можно получить?

- У нас сегодня присутствует Юрий Дмитриевич, ведущий специалист , землеустроитель сельской администрации , попросим его рассказать о своей работе.

- Награждение участников проекта сертификатами.

- Презентация молчановских домов.


Приложение 2

Интегрированный исследовательский проект (физика, история, технология) “Осадное оружие древнего мира”

1. Проблема исследования:

На уроках истории мы очень часто разбираем тему “Культура...”. Мы постоянно недоумевали: какая же это история, если мы разбираем развитие образования, науки...

На уроках физики, мы знакомились в 7 классе с простейшими механизмами (блоки), а то что простейшими механизмами являются и орудия древнего мира, ознакомились частично. А ведь их множество.

А оказывается, что все предметы, которые мы изучаем в школе тесно взаимосвязаны между собой.

Мы решили выявить данную проблему на примере таких на первый взгляд ни чем не связанных между собой предметов, как технология, физика, история на примере допороховой артиллерии, т.е. - таранов, катапульт, баллист и других.

Технология нам поможет сделать макеты.

Физика - рассчитать физические возможности орудий, с точки зрения законов механики.

История – исторические военные конфликты, где применялись эти простейшие казалось бы, виды вооружения.

С названиями метательных машин в научной литературе царит ужасная  неразбериха. На то есть четыре причины: путаница между греческими, римскими и позднейшими системами классификации.

2. Защита проекта