Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях, важнейших окислителях и продуктах их восстановления;
- выявить зависимость протекания процессов окислительно-восстановительных реакций в различных средах.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать информацию о протекании окислительно-восстановительных процессов.
- Совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ.
- Экспериментально изучить влияние среды на продукты реакции при взаимодействии перманганата калия, бихромата калия с восстановителями.
- Сопоставить и проанализировать данные полученные экспериментальным путём.
- Совершенствовать умения по составлению уравнений химических реакций и уравнивать методом электронного баланса.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Демонстрационный эксперимент «Взаимодействие дихромата калия с водородом». Эксперимент выполняет ученик 11-го класса. Раствор дихромата калия имеет оранжевую окраску, добавляем к нему насыщенный раствор серной кислоты и гранулы цинка. Начинается выделение газа – водорода.
Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑
Дихромат калия реагирует с водородом и образуется гидратированный ион хрома (III). В данном случае, сульфат хрома (III) имеет окраску зелёного цвета.
K2Cr2O7 + 3H2 + 4H2SO4 → K2SO4 + Cr2(SO4)3 +7H2O
Если продолжать реакцию, то водород будет взаимодействовать с сульфатом хрома (III). Образуется сульфат хрома (II).
Cr2(SO4)3 + H2 → 2CrSO4 + H2SO4
Раствор приобретает голубую окраску. Однако, соли хрома (II) нестойкие, они быстро окисляются до соединений хрома (III). Голубой раствор опять позеленеет.
4CrSO4 + O2 + 2H2SO4 → 2Cr2(SO4)3 +2H2O
3. Постановка целей и задач урока
К какому типу относят все химические реакции, проделанные в эксперименте? (Окислительно-восстановительные реакции.) Какие реакции называются окислительно-восстановительными? (Это реакции протекающие с изменением степени окисления одного или нескольких элементов.)
4. Обобщение и систематизация знаний
Фронтальный опрос. Повторим основные понятия данной темы.
- Что называется степенью окисления?
- Что такое окислитель?
- Что такое восстановитель?
- Какой процесс называется восстановлением?
- Какой процесс называется окислением?
- Какие вещества могут быть только окислителями? Приведите примеры.
- Какие вещества могут быть только восстановителями? Приведите примеры.
- Какие вещества могут быть и окислителями, и восстановителями? Приведите примеры.
- Какой метод составления уравнения окислительно-восстановительных реакций вы знаете?
Окислитель |
Восстановитель |
+ ē |
- ē |
↓ С.О. |
↑ С.О. |
Восстановился |
Окислился |
Процесс восстановления |
Процесс окисления |
# простые вещества -неметаллы (O2, Cl2, Br2…); |
# простые вещества -металлы (Na, K, Ca…); |
* С.О. – степень окисления
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Лабораторный опыт. Выполнить в парах одну окисительно-восстановительную реакцию, записать соответствующее уравнение химической реакции, уравнять методом электронного баланса. Записать уравнения на доске.
Примеры лабораторных опытов:
1. В пробирку внести несколько капель перманганата калия, добавить несколько капель раствора серной кислоты и свежеприготовленный раствор сульфита натрия.
5Na2SO3 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5Na2SO4 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O
2. В пробирку внести несколько капель перманганата калия, добавить несколько капель раствора гидроксида калия и свежеприготовленный раствор сульфита натрия, нагреть смесь в пламени спиртовки.
Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH → 2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O
3. В пробирку внести несколько капель перманганата калия, добавить несколько капель дистиллированной воды и свежеприготовленный раствор сульфита натрия.
5Na2SO3 + 2KMnO4 + H2O → 3Na2SO4 + 2MnO2 + 2KOH
4. В пробирку с раствором дихроматом калия добавить несколько капель раствора серной кислоты, затем внести несколько кристалликов сульфита натрия.
3Na2SO3 + K2Cr2O7 + 4H2SO4 → 3Na2SO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 4H2O
5. В пробирку с раствором дихроматом калия добавить несколько капель раствора гидроксида калия, затем внести несколько кристалликов сульфита натрия. Что наблюдаете? Что произойдёт если к полученной смеси прилить избыток щёлочи.
3Na2SO3 + K2Cr2O7 + 4KOH + 4H2O → 3Na2SO4 + 2K3[Cr(OH)6]
* При выборе лабораторных опытов необходимо исходить из оснащения кабинета химии. Можно провести опыты с йодидом калия, бромидом натрия или солями железа (II). Главное, выявить в опытах зависимость изменения степеней окисления основных окислителей от среды.
6. Обобщение результатов лабораторных опытов
Учащиеся выявляют закономерности проведённых реакций, составляют схему – таблицу «Продукты восстановления окислителей в разных средах».
KMnO4 фиолетовый раствор |
+ Восстановитель |
В кислой среде |
Mn2+, бесцветная соль |
В нейтральной среде |
MnO2, коричневый осадок |
||
В щелочной среде |
K2MnO4, зеленый раствор |
K2CrO4 желтый раствор в щелочной среде |
+ Восстановитель |
В кислой среде |
Cr+3 зеленый раствор |
В нейтральной среде |
Cr(OH)3серо-зеленый осадок |
||
В щелочной среде |
K3[Cr(OH)6] болотно-зеленый раствор |
7. Итоги урока
При сдаче единого государственного экзамена по окончании 11-го класса, ребята встретятся с окислительно-восстановительными реакциями в заданиях 21, 30, 32, 34 и не только. Поэтому в конце урока предлагаем закрепить материал упражнениями из сборников КИМ. Например, из сборника Д.Ю.Добротина «ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные материалы» под редакцией ФИПИ.
Задание 30. Для выполнения заданий используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, йодид калия, фторид аммония, гидроксид цинка, сульфат магния, гидрокарбонат кальция. Допустимо использование водных растворов веществ. Из предложенного перечня выберете вещества, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция. В ответе запишите уравнение окислительно-восстановительной реакции с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 32. Нитрат меди (II) прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте. Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурого газа. Напишите уравнения описанных реакций.
Список литературы
- Глинка Н.Л. Общая химия. / М.: Химия, 1985.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Учебники по химии 8, 9, 11 классов – М.: Просвещение 2012 – 2016
- http://www.mylaboratory.ru/fun/experiments/bichromatreborn
- ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные материалы: 30 вариантов/ под ред. Д.Ю.Добротина. – М.: Издательство «Национальное образование, 2020.