Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ);
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ;
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежит: текст.
Инструменты для рисования: плакаты, маркеры, стикеры.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы PowerPoint.
Ход мастер-класса
Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас! Меня зовут Поровицына Елена Сергеевна. Я хочу начать с высказывания великого древнекитайского философа Конфуция
«Я вижу, и я запоминаю.
Я слышу, и я забываю.
Я делаю, и я понимаю.»
и писателя Сти́вена Э́двина Кинга
Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
- Мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, технологии развития критического мышления. Я на конкурсе в первый раз и возможно до меня уже представляли работу по данной технологии.
Технология «Критическое мышление через чтение и письмо», американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова).
Работая многие годы в школе, я замечаю, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10 %. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90 %.
Мотивацией послужили вопросы:
- Как же научить детей учиться?
- Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности?
- Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем?
- Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?
- Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.
А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?
- Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?
Ответ нашла, когда познакомилась с технологией критического мышления , но самое главная причина это - несформированность универсальных учебных действий. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Теория развития критического мышления состоит из трёх этапов.
- Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
- Второй этап – «осмысление» - содержательная работа , в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
- Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно работать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я раздам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех, не забывая сказать, на каком языке приветствие.
- На Востоке говорят «Салям алейкум» и складывают руки возле груди, вот так. (показ)
- В Германии девушки говорят «О-ля-ля» и машут правой рукой.
-В Англии говорят «Хелоу» и поднимают над головой собранные в замок руки.
- Во Франции мужчины говорят «Бонжур» и наклоняют голову вниз.
- В Украине «Здоровеньки буллы!»
- На планете Мумба-Юмба раздвигают руки и говорят «Ку».
- Спасибо всем. И если, как говорят учёные, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться.
- Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление - это ключевое слово в основе технологии, которую я применяю на уроках.
Данную технологию в начальных классах можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства .
На уроках литературного чтения мы используем приёмы технологии развития критического мышления, такие как:
- Чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн;
- использование «толстых» и «тонких» вопросов;
- метод «Светофор»;
- Иинсерт;
- ромашка Блума.
Я хочу на примере работы с художественным произведением рассмотреть часть приёмов технологии развития критического мышления.
Практическая работа по произведению Валентины Осеевой «Печенье»
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта», «дружба» при работе с художественным произведением.
На этапе закрепления класс делится на три группы.
Первой группе даётся задание – составить кластер о добре.
Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, схема - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, графически отображать размышления об изучаемом объекте. Нужно записать слова или предложения по теме и установить связи. Дети очень любят такой приём.
- Что такое добро? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает это слово? Значит, что оно.
- Что значит «добро»? Для членов группы приготовлены маркеры и листы с ключевым словом. Составьте кластер «Цветок добра» с этим понятием. Запишите как можно больше определений этому слову и скажите, для чего «добро» нужно людям.
Второй группе я предлагаю поработать с методом «фишбоун». «Фишбоун» - по-другому «рыбная кость», «скелет рыбы». Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Он помогает разбить общую проблемную тему на ряд предположений, гипотез, аргументов и сделать сооветствующий вывод.
В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
- Тема «добро». На верхней половине напишите, какие добрые поступки вы совершали, а на нижней к чему это привело, следствие и сделайте вывод.
3) Третьей группе я предлагаю почувствовать себя в роли режиссёров и создать диафильм по теме «Наши добрые дела»
Пока третья группа работает со своим заданием, первая группа представляет свой кластер.
- Покажите свою работу.
(ответы: дружба - это доверие, добродетель, любовь, подарок судьбы, взаимопомощь, общение, веселье)
Вывод. - Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны.
- Посмотрите, какой кластер получился у моих детей. (слайд)
- А вот еже одна форма кластера – интерактивный кластер.
(видео с ответами детей: добро – это радость, мама, кусочек счастья, любовь, взаимопомощь, это наша добрая учительница, мы желаем добра всем людям на земле)
2) Вторая группа применяла в своей работе метод «фишбоун». Покажите свою работу.
- Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Делая людям добро, сам становишься счастливым и в ответ получаешь добро.
- Посмотрите на работу детей на слайде.
- По завершению ее заполнения мы вместе с ребятами загадали желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала нам решать любые проблемы.
3) Третья группа представляет свою работу «Наши добрые дела»
- А теперь, посмотрите, какой фильм создали мои дети.
(просмотр фильма)
И в заключение хочу сказать, что применение данной технологии позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося. И результатом моей работы стало, что дети стали более эмоциональными, общительными, внимательными, увеличился словарный запас. Также я хочу пожелать всем успехов в нашей работе. Спасибо за внимание.