Воспитание учащихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии.
Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма, гражданственности, духовности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Наш школьный музей «Родина – это важно!» был открыт 20 февраля в 2007 учебном году, во время краеведческой недели 19-24 февраля «Люби и знай родной Кузбасс». По инициативе руководителя краеведческого кружка начальных классов, учителей школы и учащихся 9 классов – мы участвовали с проектом о создании школьного музея в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» и победили.
Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся». Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.
Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.
Наш музей существует 12 лет. За это время собрано достаточно много краеведческого материала, который очень активно используется при проведении уроков истории, внеклассных мероприятий. Воспитательный потенциал школьного музея велик. Школьный музей - это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
В музее открыты постоянные экспозиции: «Город угля и молодости» (посвящена истории города и ее людям). Мини музей о березе. Память должна жить. Спасибо за жизнь! (посвящены Великой Отечественной войне) «Дом мечты и радости» (посвящена истории школы, учителям и учащимся). «Русская изба». «Моя малая родина Кузбасс» (посвящена истории родного края, природе края)
При реализации задач воспитания личности школьника средствами музея нами используются разные формы работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; опрос населения; уроки мужества, встречи с интересными людьми; выставки творчества учащихся; краеведческие викторины, смотр-конкурсы; выставки городского краеведческого музея; исследовательская и поисковая деятельность;вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, исторические и краеведческие игры, конференции, лекции, поездки по другим музеям и городам; экскурсия; музейные уроки; консультация; научные чтения; кружки; клубы; исторические и литературные вечера; праздники; концерты и т. д.
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Экспозиции музея помогают при проведении музейных уроков, но и уроков истории, литературы, географии, внеклассных мероприятий: «За землю русскую сумел он постоять», «Из одного металла льют медаль за бой и медаль за труд», «Детство, опаленное войной», «Моя родина Кузбасс…» (Приложение 1), «Русская изба …». «Это наша с тобою судьба…». Музей является центром творческого общения, развития и досуга, краеведческим центром школы и города, поэтому при подготовке Дня Победы, юбилея города, области и других общих мероприятий используется материалы данных экспозиций.
Часто ведь можно услышать слова о том, что история нашего города ничем не примечательна, и живут здесь совсем обычные люди, так что и гордиться – то особенно нечем. Подготовка экскурсий, бесед помогает убедиться в обратном. Учащимися подготовлены и проводятся экскурсии: «Город угля и молодости», «Улицы, проспекты … города», «Почетные граждане города Березовского», «Обычные люди города Березовского», «Народные умельцы нашего города» и т. д.
К 40-летию города учащимися начальных классов выполнен проект – «Береза - русская красавица, ты символ Родины моей, и город мой – Березовский». Был собран большой материал и появилась идея создать мини музей о березе.
Школьники узнают историю шахты, знакомятся с нелегким трудом профессии шахтера, знакомятся с шахтерами, где используется уголь - через презентации, экскурсии, видеофильмы, которые создает школьная студия «Синема».
Приложение 2)
Также музей занимается просветительской работой, проводятся беседы на темы: «В русской избе», «Как жили на Руси», «Вещи из старого чемодана (бабушкиного сундука)» и др. Ребята с нетерпением ждут такие встречи, ведь в нашем музее можно не только посмотреть экспонаты, но и потрогать их, так сказать прикоснуться к истории.
Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, школы, своей семьи формируется осознание ребенком себя частью страны, осознание своей способности повлиять на ее развитие. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, школьники учатся раскрывать взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
Ребенок в музее не должен быть пассивным слушателем и зрителем. Формы активности детей могут быть различны: от простой возможности потрогать старинный предмет до ролевой игры, в ходе которой ребенок на практике осваивает определенные социальные функции и роли. Ребята в ноябре на занятиях кружка «Художественный труд» создали макет «Добыча угля открытым способом», после знакомства в музее по курсу краеведения с темой «Угольные предприятия Кузбасса».
Музей занимает важное место в жизни учащихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники вначале важного шага - учебы, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни.
Активные помощники - ветераны педагогического труда, те, кто стояли у истоков создания музея, те, кто сами создавали историю школы – теперь наши незаменимые друзья и помощники. Они проводят уроки истории школы, участвуют в краеведческих чтениях, помогают собирать и систематизировать поисковый материал, принимают участие в организации и проведении встреч выпускников. Сегодня Совет музея и Совет ветеранов шахты «Березовская» ведет активную подготовку к великой дате 75-й годовщины со дня Великой Победы, разработан план мероприятий, где будут и встречи с ветеранами войны, и участие в операциях «Помоги ветерану», «Долг», Уроки мужества, участие в митинге – 9 мая, шествии Бессмертный полк и многое другое.
Музей образовательного учреждения сегодня – не отдельно стоящий институт, а одно из ключевых звеньев образовательной и воспитательной работы в школе. Деятельность музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов и приемов работы. В музее также происходит обучение и воспитание; пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и области ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность.
Школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества (школа - близлежащие предприятия и учреждения, общественные организации, местные средства массовой информации и, наконец, жители района, в том числе и родители учащихся, проживающих в районе шахты «Березовская».
Образовательно-воспитательный процесс происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где школьник ощущает свою сопричастность к предметам, фактам, конкретным людским судьбам, нередко при возможности диалога с этими людьми. Все это, в конечном счете, способствуют успешной реализации образовательно-воспитательных функций школьного музея.
Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее.
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
любое человечества сознанье
в картинах, письменах, стихах…
сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь,
музей гостей встречает,
в стенах, своих входящих привечает,
лишь стоит преступить его порог.
Не принято здесь громко говорить,
и строгие глядят с портретов лица,
ты понимаешь: стоило родиться,
чтобы узнать, как мастер мог творить.