Возраст обучающихся – 9-10 лет
Срок реализации программы - 1 год
Количество часов – 38 часов
Пояснительная записка
Яркими характеристиками современного мира являются процессы интеграции и интенсивного международного общения. В связи с этим вопросы эффективности обучения иностранным языкам уже в начальной школе приобретают особую актуальность. Иностранный язык – один из новых предметов в системе начального образования в российской школе. Именно в этот период закладывается основа формирования языковой личности XXI века, мотивированной на постоянное изучение и совершенствование иностранного языка – неотъемлемой части формирования современной личности.
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения. При этом возрастает потребность в таких видах деятельности, которые выводят пользование английским языком за рамки урока, расширяют возможности освоения языковых навыков и речевых умений в моделируемых ситуациях общения, отражают жизнь современных детей.
Особенной и отличительной чертой современной личности является способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности обучающегося и учителя становятся не только предметные и личностные результаты, но и метапредметные. Для школы актуальна проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. На сегодняшний день, метапредметность является одной из важных составляющих современного урока.
Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. На уроках английского языка реализуются разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, обществознанием, географией, информатикой и историей.
Актуальность программы
С каждым годом все дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года.
Каждому интересна история развития событий его большой и дружной семьи в то время. У многих в семейном архиве бережно хранятся письма с фронта прадедов, ордена и медали, документы и военные фотографии, газетные статьи. Многие учащиеся в рамках разных проектных работ занимаются исследованием боевого пути своих прадедов и узнают какими они у них были, какой они прошли путь, какие героические подвиги совершали, какими орденами и медалями были награждены.
Все меньше и меньше становится тех людей, что пережили войну. Именно они представляют собой ту живую нить, которая связывает нас с историей страны. Чем меньше рядом с нами очевидцев той страшной войны, тем тоньше та нить. Страшно осознавать, что эта нить может оборваться. Поэтому так важны каждое слово, каждый факт из истории жизни этих людей. Поэтому так важны проектно-исследовательские работы на эту тему.
Данная проектная деятельность является приоритетным направлением в работе с обучающимися потому, что полученные результаты дают возможность учащимся продемонстрировать свои достижения на публичных презентациях различного уровня на английском языке: перед сверстниками, родителями, педагогами, широкой общественностью.
Метод проектов как образовательная технология позволяет всем обучающимся увидеть плоды своего труда, оценить его самостоятельно и публично презентовать. Таким образом, становится очевидным необходимость данной программы дополнительного образования по созданию проектов в рамках военно-патриотической направленности.
Данная программа предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области творческого и социального проектирования и рассчитана на проведение внеурочных занятий с учащимися 3-4 классов в объеме 38 ч.
Педагогическая целесообразность программы
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет повысить качество образования в учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлечь детей к новой форме деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в соответствии желаемых изменений свойств и качеств личности обучающегося согласно спрогнозированным в программе целям и задачам образования.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для тех учащихся начальной школы, которые стремятся добывать знания целенаправленно по данной тематике, используя в качестве рабочего языка английский. В условиях дополнительного образования школьники создают свои исследовательские работы посещая музеи, исследуя различные иностранные источники информации и беседы с участниками ВОВ. Программа отличается ещё и тем, что позволяет учащимся сделать сравнительный анализ и провести параллель между образом жизни современного школьника и детей военных лет.
Цели и задачи программы
Цели:
формирование у учащихся:
- гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
- более глубокого осознания особенностей культуры и истории своего народа;
- воспитательной компетенции по передаче младшим школьникам общественно-исторического опыта, высоких моральных качеств, творческого отношения к деятельности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения;
- умений и навыков музейной, исследовательской работы, поисковой, оформительской деятельности, общения с различным кругом людей;
- объективного процесса внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил младших школьников;
- активного военно-патриотического воспитания, нравственных ценностей, гражданского сознания, чувства самоуважения, любви к истории страны, к Отечеству.
Задачи:
- познакомить учащихся с теоретическими материалами по проектной деятельности;
- сформировать у школьников психологическую готовность к восприятию проектной деятельности по данной тематике;
- развить навыки коллективной проектной деятельности и решений специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
- сформировать у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
- развить социально-психологические качества личности;
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе;
- активное участие в возрождении утраченных нравственных ценностей и реализации государственной политики в области воспитания патриотизма.
Результаты освоения программы
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Организация речевого взаимодействия в рамках данной тематики значительно повышает мотивацию учащихся к пользованию языком как средством межкультурного общения.
Необходимая для системы дополнительного образования практическая деятельность обеспечивается походами в музеи и экскурсии по военной тематике, беседы с членами их семей, что помогает раскрытию личностных качеств ребенка, способствует формированию морально-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию. Возможность организации значительной части работы учащихся в малых группах и в парах, способствует формированию самостоятельности и партнерских отношений. Использование аудио- и видеозаписей является необходимой составляющей занятий. Использование компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы учащихся с материалом, способствовать развитию автономии учащихся.
Занятия нацелены на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся. Конечными результатами реализации программы должны стать духовный и культурный подъем учащихся и их патриотическое самосознание.
Содержание курса
В курсе обучения по дополнительной общеразвивающей программе военно-патриотической направленности «War and Peace» (Война и Мир) можно выделить следующие содержательные линии:
1. Воспитание детей на патриотических традициях.
2. Творческое развитие личности учащихся, приобщение к военной истории;
3. Воспитание любви и интереса к своей Родине, к ее прошлому, к истории своей семьи в Великой Отечественной войне;
4. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
5. Получение и расширение знаний учащихся о своей стране, его истории, традициях и культуре.
6. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.
Основной содержательной линией из всех перечисленных является военно-патриотическое воспитание. Необходимость изучения истории нашей страны в период войны 1941-1945 гг. Углубить и систематизировать знания о семье, привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности. Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли войны. Развить способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые, пережила страна. Показать жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории. Сформировать на основе материала нравственно-ценностные ориентиры.
Предметное содержание речи
Предметное содержание данной патриотической программы соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
- Война и мой город
- Война и моя школа
- Война и моя семья
- Война и моя жизнь
Требования к уровню подготовки
Должны знать/понимать:
- Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
- Особенности исторического, социологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
- Взаимосвязь и особенности истории России;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем военного времени;
- Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Должны уметь:
- Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Анализировать источник исторической информации;
- Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
- Представлять результаты изучения исторического материала в проектах, конспектах, реферате, рецензии;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- Использования навыков исторического анализа при восприятии получаемой извне социальной информации;
- Соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
- Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, Гражданина России.
Владеть компетенциями:
- Информационной
- Коммуникативной
- Рефлексивной
- Познавательной.
Тематическое планирование курса. 3-4 класс. (34 часа)
Содержание |
Название модуля |
Характеристика учебной деятельности учащихся. |
Война и мой город |
1.Города-герои СССР - символ мужества и стойкости защитников |
- учащиеся знакомятся с информацией о городах-героях Великой Отечественной Войны, мужестве, выносливости и героических подвигах их защитников. |
Война и моя школа |
1.Школьные годы во время Великой Отечественной Войны. |
- учащиеся работают в группах, используя интернет – ресурсы, исследуют информацию о школе в военное время: |
Война и моя семья |
1.Великая Победа, добытая единством. |
- учащиеся проводят интервью среди членов своих семей о военном прошлом родственников, анализируют информацию, представляют ее в виде презентаций, докладов и т.д. на английском языке. |
Война в моей жизни |
1.Вчера закончилась война (Let’s Talk About War) (1ч) |
- учащиеся знакомятся с образом жизни своих сверстников в годы войны, некоторыми реалиями, отрывками из книг, детскими песнями и литературными произведениями военного периода. |
Использованная литература
- Ефимов Л. А., Чувашия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Страницы истории Чувашии, – Чебоксары, 2001. – 215 с.
- Краснов С.И., Каменский Р.Г., Ученическое проектирование и деятельное содержание образования – стратегическое направление развития образования: практическое руководство, – Москва: Просвещение, 2008. - 96 с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.:, 2006.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
- Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.