Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, о храме, об устройстве храма, формирование уважительного отношения к христианским реалиям, знакомство с храмами родного края.
Задачи урока:
- Повторить полученные ранее знания об устройстве православного храма, особенностях службы, правилах поведения.
- Познакомиться с историей Сретенского кафедрального собора города Скопина.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: учебники, индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
1. - На прошлом занятии мы с вами говорили об устройстве храма. Давайте вспомним, из каких же частей он состоит?
- Ответы учащихся, в помощь - Презентация 1, слайд 2-3.
- Какие правила поведения вы запомнили?
- Ответы учащихся, в помощь - Презентация 1, слайд 4-6
2. Заполнение индивидуальных карточек, обсуждение ответов (Приложение – «Карточка к уроку. Храм»)
III. Изучение нового материала
Мы с вами уже знаем, что такое кафедральный собор – это главный храм города. С таким храмом я и хочу вас сегодня познакомить… Презентация 2, слайд 1-2.
Я думаю, многие его видели, кто-то его посещал. Я впервые увидела это здание, когда была совсем маленькой девочкой. Тогда это было наполовину разрушенное здание из красного кирпича, в которое совсем недавно вдохнули жизнь – снова начали проводить Богослужения….
Но обо всем по порядку…
«Первоначальное построение этого храма относится к началу XVIII века. Он был деревянным. В 1778 году деревянная церковь была перенесена в с. Кремнево, а на ее месте было начато построение каменного храма. В 1790 году была освещена в честь Сретения Господня, а постройка колокольни была окончена в 1799 году. К ХХ веку церковь имела три престола во имя Сретения Господня, святителя Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла…»
Презентация 2, слайд 3 – На этой старой фотографии еще можно увидеть изображения апостолов Петра и Павла и Святителя Николая, которые, к сожалению, не сохранились. Сейчас на их месте современные росписи.
Так сложилось, что на Руси у церквей и монастырей было «две жизни». Одна проходила в служении Богу, а вторая…Чем только не служили храмы в годы советской власти! (если, конечно, не были разрушены).
Не избежали подобной участи и скопинские церкви: из тринадцати, находившихся в городе, чудом уцелели к началу 90-х четыре – одна действующая кладбищенская Никольская и три полуразрушенных.
Церковь Сретения Господня была разрушена в предвоенные годы. Презентация 2, слайд 4-5. Затем здание долгое время служило складом базы горторга. Постепенно здание храма приходило в упадок, превращалось в груду развалин. Прекрасное архитектурное сооружение конца XVIII века зияло пустотами окон о дверей. Внутри совсем не было полов, на сводах росли кустарники, кровля была полностью разрушена, алтарная часть поломана…
IV. Физминутка для глаз
Но, наконец, времена упорного богоборчества проходят, и церкви возвращаются к своему изначальному предназначению.
Вопрос о восстановлении Сретенской церкви решался с 1988 года. Но только в конце 1992 здание собора было возвращено Русской Православной Церкви. Начались восстановительные работы. На начальном этапе было организованно несколько субботников по очистке здания от грязи и мусора, на которых верующие охотно приходили и работали, не покладая рук… Практически все городские промышленные предприятия оказали финансовую помощь. Впереди были огромные восстановительные работы. Презентация 2, слайд 6-10
7 сентября 1997 года состоялось освящение храма. С этого дня двери церкви открылись для прихожан! Восстановительные работы продолжаются по сей день. Презентация 2, слайд 11-17
V. Виртуальная экскурсия
А сейчас давайте «зайдем» в храм…
Презентация 2, слайд 18-35; звучит песня: Жанна Бичевская «Спешите в храмы Божии»
VI. Беседа после виртуальной экскурсии
- Какие церковные предметы вы узнали?
- Какие части храма были показаны?
- Какие иконы вы увидели? Каким святым?
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
VII . Подведение итогов урока
- Сегодня на уроке мы познакомились с вами с главным храмом нашего города – Сретенским кафедральным собором. Узнали, сколько бед пришлось ему пережить и сколько всего вытерпеть. Но, с Божьей помощью, храм выстоял и теперь возвышается над городом, блистая в лучах солнца!
«…Как дым костра в безветрии, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту.
Он рвется ввысь, торжественно и строго,
Певучей силой камень окрылен,—
Для Бога он иль не для Бога строен,
Но Человеком был воздвигнут он.
И нет в нем лицемерного смиренья, —
Безвестный зодчий был правдив и смел:
Он стал творцом — и окрылил каменья.
И гордость в них свою запечатлел…»
Вадим Сергеевич Шефнер
VIII . Домашнее задание
- Рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- Спросить у взрослых о других храмах нашего города
Карточка к уроку. Храм.
Установите соответствие между понятием и его определением:
Кадило |
А) панихидный столик, с изображением распятия, где зажигают свечи, чтобы помолиться об умерших |
Канун |
Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли |
Иконостас |
В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения |
Алтарь |
Г) двери, через которые во время богослужения выносят Евангелие – благую весть о Господе Иисусе Христе |
Царские врата |
Д) стена из икон, за которой расположен Алтарь |
Задание на выбор одного правильного ответа:
1. Храм символизирует
А) голубя
Б) корабль
В) меч
2. Найди неверный ответ:
А) Колокольный звон сопровождает молитву в храме
Б) Колокольный звон предупреждает о приближении врага
В) Колокольный звон звучит только во время церковных праздников
Г) Колокольный звон заставляет человека задуматься о своей духовной жизни
Соотнесите понятия и их значения. Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго.
Алтарь Кафедральный собор Канон Часовня Благовест Блаженный |
Свод правил в храмостроительстве |