Урок моей мечты

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В значительном числе школ в России существует традиция замены педагогов учениками на уроках в “День учителя”. Это мероприятие часто называется “Днем дублера” или “Днем самоуправления”. Считается, что оно способствует развитию самостоятельности и чувства ответственности; помогает показать ученикам учебный процесс с другой стороны. Оказавшись на месте учителя, учащийся понимает, насколько сложен и вместе с тем интересен труд педагога.

Мы будем рассматривать этот опыт самоуправления с точки зрения педагогики и постараемся оценить его влияние на получаемые учениками знания и компетенции. В качестве примера были выбраны уроки английского языка.

Одна из задач педагогики заключается в том, чтобы не просто дать учащемуся определенную информацию, но помочь выработать навык получения информации. В условиях сегодняшнего повсеместного обращения к компетентностному подходу эта задача педагогики выглядит еще более актуальной. Важность самостоятельной активности учащихся давно была осознана теоретиками педагогики и учителями. Еще в конце XVIII в. была разработана система Э.Белла и Дж. Ланкастера, основанная на обучении самых способных учеников, которые потом должны были передать определенные знания остальным учащимся. Главным педагогическим преимуществом этого подхода перед традиционной работой учителя является то, что новые “учителя” гораздо ближе к своим ученика и потому их объяснения были потенциально более доходчивыми. Они находятся на одном уровне интеллектуального и вообще психологического развития, обладают теми же культурными особенностями и, что наиболее важно, новые “учителя” хорошо помнят, что в новом материале у них самих вызвало затруднения при недавнем изучении и потому уделяют этим моментам особое внимание при объяснении. Главной проблемой такого подхода стало незнание учениками методики преподавания своего предмета и теории педагогики, что сделало их работу в значительной степени бессистемной и нерефлексивной.

Можно предположить, что эти проблемы решаемы при большем участии педагога в учебном процессе. Чтобы проверить это предположение, нами был проведен педагогический эксперимент. В нем можно было выделить три этапа:

1) Стадия подготовки. Была поставлена задача - найти для каждого из участвующих в программе классов учителей-дублеров для проведения уроков в определенный день (5 октября). Для этого была сформирована группа учителей и их помощников. Вместе они подготовили планы уроков. Учащиеся узнали, как распланировать урок, как заинтересовать всех учеников и удержать их внимание до конца урока. Для подготовки была использована методическая литература и материалы из интернета.

Уже на этом этапе свою роль сыграла поколенческая и культурная близость учителей-дублеров и их будущих учеников. Они по своей инициативе подобрали для уроков подходящие мультимедийные материалы, которые близки и понятны их будущим подопечным. Также сами учащиеся предложили “Игру в слова”, которая направлена на закрепление новой лексики. По ее правилам учащиеся должны отгадывать лексические единицы по буквам, задавая наводящие вопросы. Со своей стороны, учителя предложили дублерам организовать на уроках работу в группах, объяснив, что этот метод хорошо подходит для развития навыков говорения, так как создает непринужденную и творческую обстановку работы. Это говорит о том, что между учителями и их дублерами установились партнерские отношения.

2) Проведение уроков.

3) Подведение итогов. Был собран “Педсовет”, на котором учителя-дублеры поделились впечатлениями и полученным опытом с профессиональными педагогами. В их рассказах о проведенных уроках можно выделить несколько повторяющихся моментов. Многие из взявших слово говорили, что их мотивировало чувство любопытства, желание посмотреть, насколько им удастся правильно выстроить урок и заинтересовать одноклассников материалом. Многие учащиеся отмечали равенство и отсутствие “доминирования” учителя на проведенных ими уроках. Одна из учениц сказала о том, что ее целью стало подготовить “урок своей мечты”, провести такой урок, который был бы максимально интересен и ей самой, если бы она оказалась на нем в роли ученицы. Было заметно, что учителя-дублеры получили “эмоциональную отдачу” от своих уроков.

Можно также предположить, что этот опыт может повлиять на выбор будущей профессии, так как о желании стать учителями независимо друг от друга заявили сразу несколько участников эксперимента. Как бывшие учителями, так и выступавшие в роли учеников учащиеся говорили о том, что этот опыт им понравился, и что они хотели бы сделать “День самоуправления” ежегодным.

Приложение.