Цель деятельности педагога |
– научить распознавать деревья по листьям; |
Тип, вид занятия |
Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: |
Формы и методы обучения |
Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический, наблюдение |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Распознавать по определенным признакам (цвет, форма, размер, край листа, количество листовых пластинок, расположение листовых пластинок на листе) лиственные деревья. |
Образовательные ресурсы |
Материалы: листья с разных деревьев, карточки для групповой работы (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5), листы-определители, атласы «Деревья нашего края», мультимедийная презентация Оборудование кабинета: 1. Основное место работы – в центре класса столы стоят в форме квадрата (стул каждому ученику), объединяя их общей работой. |
Ход занятия (организационная структура занятия дедуктивного типа):
1. Этап занятия
1. Мотивационный
2. Элементы содержания; методические приемы
Проверка готовности кабинета, оборудования к занятию. Создание позитивного эмоционального настроя на восприятие учебного материала. Основное место работы: на столе у учеников лежат различные листья. Создание проблемной ситуации, требующей проведения исследования.
3. Деятельность учителя
– Я собрала листья под деревом и не пойму: одному дереву принадлежат эти листья или нет? Как вы думаете?
– Мнения разошлись. Как нам быть? Мы не можем определить к какому дереву или деревьям принадлежат эти листья.
– Как нам решить эту проблему? Какие внешние признаки листа позволяют определить, к какому дереву он относится?
После высказываний детей демонстрация слайда 1.
– Итак, у нас возникло предположение, что по выделенным признакам можно определить, к какому дереву относятся листья, то есть, наше предположение заключается в том, что цвет, форма, край листа являются отличительными признаками.
После высказываний детей демонстрация слайда 2.
Если это так, если эти признаки действительно помогают определить, к какому дереву относятся листья, то тогда давайте рассмотрим листья и выясним, какому дереву они принадлежат.
После высказываний детей демонстрация слайда 3.
– Цель нашего исследования – опираясь на отличительные признаки листа, определить к каким деревьям относятся разные листья. Как вы считаете, если нам удастся определить по признакам, к каким деревьям относятся листья, наше предположение, а именно гипотеза подтвердится?
4. Деятельность ученика
4.1. Осуществляемые действия
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют рабочее место, проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. Находят выход из проблемной ситуации. Выдвигают предполагаемые отличительные признаки листа: цвет, форма, размер листа, край листа, количество листовых пластинок, расположение листовых пластинок на листе. Высказывают свои мнения.
4.2. Формируемые умения
Могут проявлять эмоциональную отзывчивость к интересным вопросам, возникшей проблеме, пробуждающим любознательность. Умеют принимать и сохранять учебную цель и задачу.
5. Формы контроля
Фронтальная. Наблюдения учителя.
1. Этап занятия
2. Исследование в малых группах
2. Элементы содержания; методические приемы
Основное место работы: подготовка к разделению на группы.
Предметный стол: разделение на группы постоянного состава; определение задания для работы в группах.
Место работы для групп: выполнение задания с использованием листов-определителей на основе карты-инструкции.
3. Деятельность учителя
– Для этого я предлагаю вам разделиться на группы. Подойдите к предметному столику и возьмите одну из карточек. Каждый участник путем жеребьевки определит, к какой группе он будет относиться. Займите свои места согласно условному обозначению.
Демонстрация слайда 4.
– Каждой группе предлагается следующий материал:
Лист: набор листьев;
Листы-определители;
Атлас «Деревья нашего края»;
Карта-инструкция;
План ответа.
Демонстрация слайда 5.
– Познакомимся с картой-инструкцией, по которой вы должны работать.
Карта-инструкция
1. Выберите лист, с которым будете работать.
2. Сравни лист по внешним признакам: цвет, форма, размер, край листа, количество листовых пластинок, расположение листовых пластинок.
3. Используй листы-определители.
4. Наклей листы – названия деревьев.
5. Подготовь ответ по плану.
4. Деятельность ученика
4.1. Осуществляемые действия
Под руководством учителя делятся на группы путем жеребьёвки. Определяет консультанта и помощника консультанта в процессе обсуждения. Наблюдают, рассматривая листы-определители, атлас «Деревья нашего края»; делают умозаключения, используя карту-инструкцию.
4.2. Формируемые умения
Умеют работать в группах, определяю консультанта и помощника консультанта, определять учебную задачу исследования по данной теме; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, использовать листы-определители, атлас для решения учебной задачи, принимать и сохранять учебную цель.
5. Формы контроля
Фронтальная. Групповая. Устный опрос.
1. Этап занятия
3. Обмен информацией, организация фактов
2. Элементы содержания; методические приемы
Основное место работы: ответы консультантов групп по плану. Практическая работа с условными обозначениями.
3. Деятельность учителя
– Предлагаю вам занять место за нашим круглым столом и дать ответ на поставленную проблему, используя план ответа.
Демонстрация слайда 6.
План ответа
1. Мы изучили лист № ___
2. Обсудили и выяснили, что это лист с дерева ____
3. Это подтверждается тем, что у него ____
– Что помогло вам определить, к какому дереву относится лист?
После высказываний детей демонстрация слайда 7.
– Вспомним еще раз все внешние признаки листа. Все ли признаки помогли вам определить, к какому дереву относится лист?
4. Деятельность ученика
4.1. Осуществляемые действия
Ученики высказывают свою точку зрения по плану. Консультанты под руководством членов группы дают ответы по листу-заданию. Выполняют действия по доказательству своих умозаключений. Отвечают на вопросы учителя, рассматривают предлагаемую информацию на слайде. Фиксируют определяющие признаки, и те, которые не являются определяющими. Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.
4.2. Формируемые умения
Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, используя план ответа для решения учебной задачи, принимать и сохранять учебную цель. Умеют работать в группах.
5. Формы контроля
Устные ответы. Практическая работа.
1. Этап занятия
4. Связывание информации, обобщение
2. Элементы содержания; методические приемы
Основное место работы: формулирование вывода; определение истинности высказываний.
3. Деятельность учителя
После высказываний детей демонстрация слайда 8.
– Подведем итог нашей работы и сформулируем вывод, определяя истинные высказывания или ложные.
– Листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки.
– Внешние признаки листа помогают распознавать, к какому дереву оно принадлежит.
4. Деятельность ученика
4.1. Осуществляемые действия
Ученики высказывают свою точку зрения, определяя истинность данного им высказывания. Отвечают на вопросы учителя, рассматривают предлагаемую информацию на слайде.
4.2. Формируемые умения
Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определяя истинность высказывания.
5. Формы контроля
Развернутые устные ответы на вопросы.
1. Этап занятия
5 . Применение
2. Элементы содержания; методические приемы
Основное место работы: игровой момент, практическая работа.
3. Деятельность учителя
– Докажите, что данные высказывания истины. Возьмите на предметном столике конверты-задания и определите, каким деревьям принадлежат листья.
4. Деятельность ученика
4.1. Осуществляемые действия
Выполняют практическую работу. Формулируют полные ответы, высказывают предположения.
4.2. Формируемые умения
Умеют работать в группах постоянного состава. Способны формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы.
5. Формы контроля
Развернутые устные ответы на вопросы. Наблюдения учителя.
1. Этап занятия
6. Подведение итогов, рефлексия
2. Элементы содержания; методические приемы
Основное место работы: игровой момент, анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. Обобщающая беседа.
3. Деятельность учителя
– Удалось вам выяснить, с каких деревьев листья?
После высказываний детей демонстрация слайда 9.
– Можно считать наше предположение подтверждённым?
– Я предлагаю тем, кому понравилось наше занятие, и эта тема стала интересной, выйти на школьный двор, и по внешним признакам листьев определить деревья. Кто готов отправиться со мною в путешествие?
4. Деятельность ученика
4.1. Осуществляемые действия
Формулируют полные ответы, высказывают предположения.
4.2. Формируемые умения
Способны формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы.
5. Формы контроля
Развернутые устные ответы на вопросы.