Игровые викторины c использованием ИКТ по изобразительному искусству

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (90 кБ)

Загрузить презентацию (751 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (832 кБ)

Загрузить презентацию (922 кБ)

Загрузить презентацию (844 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Аннотация

“Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.
Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.
И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям,
которые мы у них создадим”.
Б.М. Неменский

Формирование эстетической культуры личности начинается с детства и наиболее благоприятно в младшем школьном возрасте. Красота природы, человека, вещей возбуждает в ребенке интерес, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и развивает другие психические процессы.

В основу моих презентаций положена игра – привычная и желанная форма деятельности для детей. Через игру развивается эстетическая культура, развивается любознательность, стимулируется потребность к самообразованию и к саморазвитию, развивается визуальная память, визуальное и изобразительное мышление. Данная форма объединила игру с учебно-воспитательным процессом.

Актуальность

Мы живем в эпоху технического прогресса. Педагог имеет широкие возможности по применению в своей работе ИКТ. Цифровые технологии во многом усовершенствовали работу с детьми, дали возможность использовать коллекцию цифровых образовательных ресурсов, упростили работу по созданию учебного и методического материала. Расширились возможности по проведению интересных занятий с использованием ИКТ. На занятиях изобразительным творчеством стало возможным познакомиться с целыми музеями изобразительного искусства, расположенными на другом конце земли. Упростилась работа по подготовке раздаточного материала. Если педагог умело направляет действия учащихся в их творческой работе, компьютер дает универсальные возможности  для развития личности.

Данные игры-викторины позволят повысить эффективность процесса обучения за счет сокращения суммарного времени усвоения учебного материала, а так же за счет изменения подходов к обучению.

Цель работы: Объединив ИКТ и игровые технологии, обеспечить эффективное обучение, воспитание, развитие обучающихся, принести удовольствие и удовлетворенность всем участникам воспитательного процесса.

Задачи:

  • Развить аналитические способности
  • Развить визуальное и ассоциативное мышление
  • Развить визуальную память
  • Развить визуальное и изобразительное мышление

В результате дети получат следующие знания и умения:

  • Научатся отличать понятия жанр, натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр
  • Запомнят фамилии 4-6 художников
  • Научатся определять манеру письма 2-3 понравившихся авторов.
  • Пополнят словарный запас.

Что же представляют собой игровые презентации?

Это тестовые задания разных типов на тему “Жанры изобразительного искусства”. Содержание тестов используется не для контроля знаний, а для образовательных, развивающих и воспитательных целей. Ученик может сразу проконтролировать правильность своих ответов - правильность ответа сопровождается визуальными и звуковыми сигналами. Результаты тестов педагог может учитывать при корректировке индивидуальной работы с обучающимся.

Данные тестеры можно использовать как для индивидуальной работы ученика за компьютером, так и в коллективной работе, когда дети обсуждают, спорят, ищут правильное решение. Главное, чтобы ученики, выполняя задание, комментировали свой ответ. В процессе игры педагогу необходимо комментировать, пояснять непонятные вопросы, каждый раз предлагать участнику аргументировать выбор, обосновать ответ.

Детям предложены следующие темы: натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр.

Типы и формы заданий:

Закрытого типа (Задание на установление связи между текстовой (вербальной) и образной (визуальной) информацией)

1. Отобрать фразы подходящие для описания данной картины.

Установление соответствия (Задание на развитие ассоциативного мышления):

2. Из двух картин определить картину, принадлежащую кисти данного автора.

3. Из списка художников выбрать автора данной работы.

Сортировка и классификация (Задание на развитие аналитических способностей, визуального и изобразительного мышления)

4. Определить, по какому признаку отсортированы и классифицированы данные произведения.

Исключить лишнее (Задание на развитие аналитических способностей, визуального мышления)

5. Исключить картину, которая не является произведением данного автора.

Технические характеристики презентаций

В программе PowerPoint 2007 создано 21 презентаций: вводная презентация и презентации по темам: “Натюрморт”, “Пейзаж”, “Портрет”, “Сказочно-былинный жанр”. Каждая тема состоит из задания 5-и типов. Пример: “Натюрморт. Задание 1” - цифра указывает на тип задания

Возраст: 7 -11 лет

Где использовать: на занятиях в изостудии, на внеклассных мероприятие, классных часах.

Форма: электронные презентации с триггерами и гиперссылками.

Допустимый формат: Microsoft PowerPoint 2003-2010

Количество слайдов: вводная – 5 слайдов, презентации с заданиями 1 и 5 – по 9 слайдов, презентации с заданиями 2, 3, 4 – по 12 слайдов.

Хронометраж: от 10 до 20 минут

Сопроводительный текст (другие материалы): нет

Необходимое оборудование: для индивидуальной работы – компьютер, для коллективной работы – интерактивная доска или мультимедийный проектор, ноутбук, экран

Предварительная подготовка: не требуется

Результаты

В результате предварительного анкетирования учащихся 2-4х классов (25 человек) было выявлено следующее:

  • Учащиеся практически не знают определения понятия “жанр изобразительного искусства”.
  • С трудом разделяют понятия натюрморт, пейзаж, портрет (30%).
  • С трудом вспоминают фамилии художников (называют 1-2 фамилии, в основном Шишкин и Васнецов).

Промежуточная проверка дала положительный результат. При повторном тестировании выяснилось:

  • Понятие жанр объяснили 50%
  • Понятия натюрморт, пейзаж, портрет отличают 85%
  • Могут без труда назвать 3-4 фамилии художников 70%

На основании полученных данных можно сделать вывод – уровень образованности учащихся резко повысился.

Наметились положительные тенденции:

  • На переменах дети просят поиграть с ними в викторину. (“Давайте поиграем в ваши викторины”).
  • Дети стали задавать больше вопросов о жизни и творчестве художников.
  • Рассказывают, что они сами узнали интересного об изобразительном искусстве.
  • Появилось желание участвовать в устных журналах о творчестве художников и готовить классные часы для своих одноклассников.
  • Появился стимул к саморазвитию.

Методические рекомендации.

  • Возрастные особенности

В вводной презентации указано, какие презентации и для какого возраста рекомендованы.

  • Где и когда можно применять.

Данные презентации можно использовать как для индивидуальных занятий, так и для коллективной игры.

  • При первичном применении педагогу необходимо пояснять и рассказывать обучающимся все о художниках, их творчестве, особенностях письма, об историческом периоде, объяснять непонятные слова (для пополнения словарного запаса) и многое другое. В дальнейшем дети могут сами делиться информацией, рассказывать друг другу то, что знают.

Технические требования

Перед работой с презентациями на другом компьютере необходимо проверить все настройки. Прежде всего - рекомендую хранить все презентации в одной папке.

Все презентации связаны с вводной презентацией гиперссылками. В вводной презентации переходы к игровым осуществляются через таблицу заданий. Каждая игровая презентации в конце игры возвращает в таблицу вводной презентации. Необходимо проверить все настройки гиперссылок при работе на другом компьютере. Если нет возможности настроить переходы между презентациями, можно не использовать вводную таблицу и каждую презентацию использовать отдельно.

Если возникнут затруднения, пишите на почту gachenka@mail/ru, тема письма - “игровые презентации”

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца и др.-М., 1982.-С. 7-31.
  2. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. - 333 с.
  3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М., 1964.-303 с.
  4. Беленкова И. В. Информационные технологии – инструмент развития визуального мышления учащихся. - URL: http://letopisi.ru/index.php/Развитие_визуального_мышления_учащихся Дата обращения: 5.01. 2012
  5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
  6. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 – 80.
  7. Заболотный В.П. Философские проблемы информатизации//Проблемы информатизации. 1999. № 1.
  8. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
  9. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 - 25.
  10. Какушкин М. Т. Изобразительное искусство. - URL: http://www.timofeyich.ru/index.php Дата обращения: 27.12.2011
  11. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
  12. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
  13. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
  14. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66.