«Систематизация и обобщение знаний об имени существительном». 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

- повторить морфологические признаки имени существительного;

- закреплять знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных”;

- показать учащимся богатство русского языка;

- способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;

- воспитывать любовь к русскому языку.

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Урок русского языка.

- Что ожидаете от сегодняшнего урока?

2 ученика выполнят индивидуальное задание.

- Посмотрите, сколько у меня словарей. Как вы думаете, какое отношение к словарям имеют слова “лексикография”, “лексикограф”? (Лексикограф – специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей)

- Сегодня мы будем лексикографами и попробуем составить статью в лингвистическую энциклопедию. (Показ энциклопедии)

- О чем можно прочитать в энциклопедии? (Посмотреть в словаре значение слова “энциклопедия”. Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря)

- А о чем будет наша статья, узнаем, выполнив задание.

2. Определение темы урока.

Прочитайте слова.

учитель

Мурманск

корень

область

уроки

смыслом

- Выделите общий признак. (Они относятся к имени существительному, т.к. …)

- Предположите, о чем сегодня будем говорить? (Об имени существительном)

- Чтобы написать статью об имени существительном, какие знания нам нужны? (Должны повторить все, что знаем об имени существительном)

- Сегодня мы будем систематизировать и обобщать знания об имени существительном.

- Что значит систематизировать? Обощать?

- Какие разделы языкознания мы должны вспомнить, чтобы написать статью об имени существительном? (предположения детей)

- На партах листки планом, который поможет нам сегодня построить работу.

- Что вы знаете о количестве существительных, о частоте их употребления?

- Мы не можем написать обо всех. Выберем одно.

3. Морфологическая роль существительного.

- Посмотрите еще раз на существительные. Исключите из цепочки слов лишнее по какому-нибудь признаку, чтобы осталось одно слово.

(Ответы детей, на доске грамматические признаки существительного)

- Какое слово осталось? (Корень)

- О нем и будет наша энциклопедическая статья.

- Запишите это слово на верхней строке плана.

- Посмотрите на наши выкладки. Как назвать эти записи? (Гр. признаки сущ-го). На какие группы можно разделить? (Постоянные и непостоянные)

- Обозначьте постоянные признаки. корень – имя сущ-е, нарицательное, неодушевл., м.р., 2 скл.

- Как может изменяться существительное “корень”?

4. Лексическая роль существительного. Многозначность.

- Вы, конечно, знаете, что обозначает слово “корень”. Но мы должны проверить, все ли значения знаем. К какому словарю нужно обратиться? (Толковому. 1 ученик смотрит это слово в словаре)

- Корень – это….

- Сверимся со словарем, запишем на листках. (Ответы дети записывают на листках, выстраивают в 1 столбик. При проверке со словарем выяснить, что есть 4 значения.)

1) Часть слова

2) Часть растения

3) Внутренняя часть, которая находится в теле

4) Начало

- Сколько значений назвали? Какое это слово? (Многозначное)

- Запишем в раздел “Лексика” - многозначное.

5. Фразеологизмы. Работа в парах.

- Это слово образует и много устойчивых выражений. Какие вы знаете фразеологизмы со словом “корень”? Надеюсь, что сегодня вы узнаете новые выражения. Возьмите листочки.

- Какое 1 задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные окончания, сверху указать склонение)

- Вспомните алгоритм написания безударных падежных окончаний и слова-помощники.

- Что обозначают записи левого столбика? Правого? Сформулируйте задание. (Фразеологизмы соединить с их значением)

1 вариант

изменить в корн…

корень жизн…

в корн… неправильно

 

неверно по сут…

основа чего – то

изменить полностью, кардинально

2 вариант

вырвать с корн…м

пресечь в корн…

покраснеть до корней волос

 

полностью уничтожить

остановить в самом начал…

очень сильно покраснеть

- Проверка. Поменяйтесь листочками. Проверим, какие окончания вставили. Как справились с объяснением фразеологизмов.

- Оцените работу своего соседа. Кто хочет оценить свою работу?

- Мы сейчас смотрели в самую суть дела. Каким выражением можно назвать проделанную работу? (Смотрели в корень. Козьма Прутков сказал: “Зри в корень!”)

5. Физминутка

6. Словообразование

- В каком разделе слово может найти себе родственников? (В разделе “Словообразование”)

- Из каких частей слова состоит наше исходное слово?

- Запишите, выделите корень. Как образуются новые слова?

- Образуйте новые слова, объясните их образование.

Вывод. От существительных можно образовать новые слова разных частей речи с помощью приставки, суффикса, сложения двух корней.

7. Синтаксическая роль существительного. Работа по группам.

- Что еще об имени существительном мы можем записать в нашу статью? (Н.В.: в каком разделе …)

- Каким членом предложения может быть имя существительное? Докажем. Для этого необходимо составить предложения из слов, разобрать по членам предложения.

1 ряд: составит предложение из слов, где слово “Корень” - подлежащее. (Корень ученья горек, да плод его сладок)

2 группа: КОРЕНЬ – дополнение. (Дерево держится корнями, а человек друзьями.)

3 группа: КОРЕНЬ – обстоятельство. (В корне растения хранят питательные вещества.)

ПРОВЕРКА.

8. Рефлексия. Итог урока.

- Чему посвятили урок? Мы составили статью в энциклопедию.

- Какие материалы вошли в нашу статью? Чем можно дополнить? (Рисунками). Это творческое домашнее задание.

- Какая пословица передает идею нашего урока? Соберем плоды нашего урока.

- Какой плод сорвала…

- Какие выражения запомнили? Что понравилось? С какими трудностями столкнулись?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5