Цели:
- повторить морфологические признаки имени существительного;
- закреплять знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных”;
- показать учащимся богатство русского языка;
- способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
- воспитывать любовь к русскому языку.
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Урок русского языка.
- Что ожидаете от сегодняшнего урока?
2 ученика выполнят индивидуальное задание.
- Посмотрите, сколько у меня словарей. Как вы думаете, какое отношение к словарям имеют слова “лексикография”, “лексикограф”? (Лексикограф – специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей)
- Сегодня мы будем лексикографами и попробуем составить статью в лингвистическую энциклопедию. (Показ энциклопедии)
- О чем можно прочитать в энциклопедии? (Посмотреть в словаре значение слова “энциклопедия”. Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря)
- А о чем будет наша статья, узнаем, выполнив задание.
2. Определение темы урока.
Прочитайте слова.
учитель
Мурманск
корень
область
уроки
смыслом
- Выделите общий признак. (Они относятся к имени существительному, т.к. …)
- Предположите, о чем сегодня будем говорить? (Об имени существительном)
- Чтобы написать статью об имени существительном, какие знания нам нужны? (Должны повторить все, что знаем об имени существительном)
- Сегодня мы будем систематизировать и обобщать знания об имени существительном.
- Что значит систематизировать? Обощать?
- Какие разделы языкознания мы должны вспомнить, чтобы написать статью об имени существительном? (предположения детей)
- На партах листки планом, который поможет нам сегодня построить работу.
- Что вы знаете о количестве существительных, о частоте их употребления?
- Мы не можем написать обо всех. Выберем одно.
3. Морфологическая роль существительного.
- Посмотрите еще раз на существительные. Исключите из цепочки слов лишнее по какому-нибудь признаку, чтобы осталось одно слово.
(Ответы детей, на доске грамматические признаки существительного)
- Какое слово осталось? (Корень)
- О нем и будет наша энциклопедическая статья.
- Запишите это слово на верхней строке плана.
- Посмотрите на наши выкладки. Как назвать эти записи? (Гр. признаки сущ-го). На какие группы можно разделить? (Постоянные и непостоянные)
- Обозначьте постоянные признаки. корень – имя сущ-е, нарицательное, неодушевл., м.р., 2 скл.
- Как может изменяться существительное “корень”?
4. Лексическая роль существительного. Многозначность.
- Вы, конечно, знаете, что обозначает слово “корень”. Но мы должны проверить, все ли значения знаем. К какому словарю нужно обратиться? (Толковому. 1 ученик смотрит это слово в словаре)
- Корень – это….
- Сверимся со словарем, запишем на листках. (Ответы дети записывают на листках, выстраивают в 1 столбик. При проверке со словарем выяснить, что есть 4 значения.)
1) Часть слова
2) Часть растения
3) Внутренняя часть, которая находится в теле
4) Начало
- Сколько значений назвали? Какое это слово? (Многозначное)
- Запишем в раздел “Лексика” - многозначное.
5. Фразеологизмы. Работа в парах.
- Это слово образует и много устойчивых выражений. Какие вы знаете фразеологизмы со словом “корень”? Надеюсь, что сегодня вы узнаете новые выражения. Возьмите листочки.
- Какое 1 задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные окончания, сверху указать склонение)
- Вспомните алгоритм написания безударных падежных окончаний и слова-помощники.
- Что обозначают записи левого столбика? Правого? Сформулируйте задание. (Фразеологизмы соединить с их значением)
1 вариант изменить в корн… корень жизн… в корн… неправильно |
неверно по сут… основа чего – то изменить полностью, кардинально |
2 вариант вырвать с корн…м пресечь в корн… покраснеть до корней волос |
полностью уничтожить остановить в самом начал… очень сильно покраснеть |
- Проверка. Поменяйтесь листочками. Проверим, какие окончания вставили. Как справились с объяснением фразеологизмов.
- Оцените работу своего соседа. Кто хочет оценить свою работу?
- Мы сейчас смотрели в самую суть дела. Каким выражением можно назвать проделанную работу? (Смотрели в корень. Козьма Прутков сказал: “Зри в корень!”)
5. Физминутка
6. Словообразование
- В каком разделе слово может найти себе родственников? (В разделе “Словообразование”)
- Из каких частей слова состоит наше исходное слово?
- Запишите, выделите корень. Как образуются новые слова?
- Образуйте новые слова, объясните их образование.
Вывод. От существительных можно образовать новые слова разных частей речи с помощью приставки, суффикса, сложения двух корней.
7. Синтаксическая роль существительного. Работа по группам.
- Что еще об имени существительном мы можем записать в нашу статью? (Н.В.: в каком разделе …)
- Каким членом предложения может быть имя существительное? Докажем. Для этого необходимо составить предложения из слов, разобрать по членам предложения.
1 ряд: составит предложение из слов, где слово “Корень” - подлежащее. (Корень ученья горек, да плод его сладок)
2 группа: КОРЕНЬ – дополнение. (Дерево держится корнями, а человек друзьями.)
3 группа: КОРЕНЬ – обстоятельство. (В корне растения хранят питательные вещества.)
ПРОВЕРКА.
8. Рефлексия. Итог урока.
- Чему посвятили урок? Мы составили статью в энциклопедию.
- Какие материалы вошли в нашу статью? Чем можно дополнить? (Рисунками). Это творческое домашнее задание.
- Какая пословица передает идею нашего урока? Соберем плоды нашего урока.
- Какой плод сорвала…
- Какие выражения запомнили? Что понравилось? С какими трудностями столкнулись?