“Я ...буду возможно могущественнее умом, знаниями, талантами,
когда мой ум будет наивозможно разнообразно занят”.
В.И.Вернадский
Потребности социально-экономического развития России обеспечиваются системой образования, так как образованность и интеллект, а также духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта кругозора, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи обуславливают прогресс общества.
“Ставя целью развитие человечества, мы видим, что оно достигается разными средствами и одно из них – наука. ...Необходимо приобрести знания, развить ум... Затем есть 2 цели – 1) развитие науки, т.е. наслаждение, которое мы испытываем при познании более того, что знают до нас, и 2) развитие человечества...” *
* Из дневника В.И.Вернадского, 11 мая 1884 г. Петербург.
Жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они будут часто встречаться в жизни.
В настоящее время в процессе реализации школьных образовательных программ создаётся социокультурное пространство, которое направлено и ориентировано на углубление предметных знаний, на развитие интеллектуальных и индивидуальных качеств личности.
Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, подключающие материал сразу нескольких предметов.
Учебные дисциплины – химия и физика – преподносят учащимся основы физических и химических наук. Эти науки взаимосвязаны, причем взаимосвязи их обусловлены общими объектами познания (тела, процессы, закономерности неживой природы) и общими методами научного исследования (теоретические, экспериментальные, математические). Законы естественных наук универсальны. Они с успехом объясняют свойства кристаллов и живых клеток, помогают производить стыковку космических кораблей и выполнять сложнейшие операции.
Жёсткие рамки школьного урока, изучаемой темы, не позволяют в полном объёме использовать творческий потенциал учащихся. Поэтому через
организацию межпредметных исследовательских проектов и работ по линии “химия – физика” можно достичь расширения кругозора юного исследователя, можно запланировать точки ветвления, в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития, возможность попробовать различные пути. А при наличии достаточного количества желающих можно создать команду школьников, которая будет прорабатывать несколько вариантов параллельно друг другу во взаимодействии.
Работа по выполнению исследовательского проекта строится следующим образом. После того, как желающие принять участие в проекте, определяются с выбором темы, начинаются индивидуальные консультации, в ходе которых определяются конкретные цели, задачи, составляется план работы, обговариваются способы получения информации, даются различные рекомендации по выполнению самостоятельных исследований в рамках выбранной темы. На втором этапе учащиеся выбирают определённый способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение экспериментов, работа со СМИ, литературой. И здесь задача учителя - обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения каждого вида работы. Обычно информацию ребята черпают, пользуясь Интернетом. После сбора информации начинается её обработка, и прежде всего, ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащиеся должны проявить умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для школьников, здесь особенно важна помощь учителя. В этот момент как участники проекта и как учителя, мы должны стараться всё делать так, чтобы учащиеся думали, что они делают, придумывают всё самостоятельно. По сути, мы незаметно сопровождаем их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.
Далее представляется уместным привести несколько примеров межпредметных исследовательских работ, выполненных в сотрудничестве учителей химии и физики.
Учебный, ознакомительно - ориентированный (информационный), интегрированный проект “В.Г.Шухов – инженер, изобретатель, учёный святого Белогорья” (лауреат 1 степени Всероссийского конкурса проектов учащихся “Созидание и творчество” в номинации “Мой край”, 2012 г.) выполнила ученица 9 класса Ерёменко Светлана. Участники проекта: учащиеся, педагоги, работники авто-заправочного комплекса. Практическая реализация проекта: лабораторный опыт, экскурсия на АЗК №113, слайдовые презентации. Сферы применения проекта: адресная направленность - учащимся школы, педагогам, классным руководителям.
В 2012-2013 учебном году был создан и реализован проект в рамках детского экологического форума “Зелёная планета - 2013” (номинация “Эксперимент в космосе” - конкурс школьных проектов по постановке физических, механических и эколого-биологических экспериментов на борту МКС) “Изучение физико-химических процессов кристаллизации веществ”. “Кристаллы человек использует повсеместно. Искусственно выращенные кристаллы не только радуют человека, как украшения, но и приносят огромную пользу, как части точных приборов, режущих инструментов, бытовой техники, призм и линз оптических приборов, используются в сегнетоэлектрике и лазерной технологии. Выполненные в космосе эксперименты по выращиванию кристаллов показали, что в космических условиях можно получить кристаллические материалы, обладающие более высоким совершенством и однородностью. Вместе с тем установлено, что ряд экспериментально наблюдаемых особенностей роста кристаллов в невесомости не получил пока необходимого теоретического освещения и нуждается в дальнейшем исследовании. В результате выполнения практической части работы - выращивание кристаллов в лабораторных условиях - мы поняли, что в мире много необычного и интересного” (выводы восьмиклассников Сороколетова Ильи, Шатурина Виталия).
Ежегодно в апреле на биолого-химическом факультете Белгородского государственного университета проводится конкурс творческих исследовательских работ учащихся “Юность науки центрального Черноземья”. В конкурсе принимают участие учащиеся образовательных учреждений среднего образования. 12 апреля 2013 г. учащиеся школы Шаронина Екатерина, Марченко Елизавета выступили с докладом по исследовательской работе “Исследование содержания железа в яблоках и влияние продуктов питания на связывание железа в организме”.
“Какое наслаждение “вопрошать природу”, “пытать ее”! Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытке обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, какая длилась века в бесконечных ее областях! ”*
* Из дневника В.И.Вернадского 8 июля 1882 г. Павловск.
“...Организация научной работы очень нужна, но какая? Здесь тоже теперь один из очень важных вопросов дальнейшего развития, и надо как-нибудь его разрешить так, чтобы сохранилась индивидуальная свобода инициативы”*. Можно с уверенностью утверждать, что ученические межпредметные исследовательские работы эффективны: они позволяют продуктивно влиять на ум и душу каждого ученика, через их выполнение происходит интеллектуально-творческое развитие личности.
* Из письма к Н.Е.Вернадской 4 августа 1888 г. Цюрих.