Цель занятия:
- Закрепить понимание понятий “добро” и “зло”.
- Пополнять лексический запас слов-названий черт характера.
- Подвести детей к мысли, что жизнь будет такой, какой они её сделают сами.
Задачи:
- Способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Осуществлять освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал (бланк №1, бланк №2).
Форма занятия: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
1 слайд
_____ всё полезное, хорошее; всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.
- Какому понятию возможно дать такое определение? (добро), (слово “добро” появляется на слайде по щелчку)
- Назовите антоним? (зло, злость)
- Попробуем дать определение понятию “злость”.
(Злость – это равнодушие, презрение, стремление делать зло.)
2 слайд
- О чем же у нас пойдет речь на уроке? (Добро и зло).
- В каком литературном жанре постоянно сталкиваются добро и зло? (сказка)
- И что побеждает всегда? (добро)
- А в жизни добро и зло сталкиваются?
- И что из них чаще всего побеждает?
- Бывает ли добро без зла? А зло без добра?
- Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить в конце занятия.
3 слайд
- Все люди разные. В одном человеке больше добрых черт характера, в другом - больше злых. Чтобы в человеке было больше доброты (щелчок по слайду), естественно, преобладать в его характере должны добрые качества.
- А что это за качества?
4 слайд
- На бланке №1 (у каждого ребенка) запишите несколько добрых человеческих качеств.
Бланк №1
Добрые качества человека:
- Предлагаю увеличить свой список. Пока звучит музыка, вы передвигаетесь по классу, музыка останавливается - вы подходите к ближайшему соседу, сравниваете списки, дополняете друг друга. (И так – два-три раза).
По щелчку включается музыка на слайде №4 презентации (Приложение №1)
5 слайд
- Садимся на места. Повернулись к соседу по парте. 1 вариант начинает свою реплику “Я точно могу сказать, что во мне есть …..” и выберите из списка те качества, которые вы точно имеете.
- Поднимите руку, кто назвал все слова из списка. Вы самые добрые люди в мире или слегка переоцениваете себя.
- У кого осталось несколько слов не использованы? Вам есть к чему стремиться. И относитесь вы к себе достаточно критично.
6 слайд
- Был ли у вас хотя бы один день, чтобы он был заполнен только добротой, а плохого в нём ничего не было?(не было)
- Плохое нам мешает? Расстраивает нас? Заставляет переживать и даже терять здоровье?
- Зло будет победить легче, если мы будем уметь находить в любом плохом событии что-то хорошее. Но так же нужно уметь находить в хорошем событии что-то плохое.
- Сейчас мы разделимся на группы. Расчет – по рабочим дням недели. Каждая группа получит листочек с напечатанной ситуацией - бланк №2. Ваша задача – найти 2 хороших и 2 плохих момента в данной ситуации.
Бланк №2
В школе пропало электричество.
Четвероклассник шёл в школу, а проезжавший мимо автомобиль обрызгал его с головы до ног.
Ученик получил “пятёрку” единственный в классе.
Весь класс получил “двойки” за самостоятельную работу.
У нас отменили 3 урока.
Детей стали кормить в столовой после каждого урока.
Дети рассчитываются, получают задание и каждая
группа (5групп по5- 6 человек) отходит к табличке,
прикрепленной к стене, со своим днем недели:
Понедельник
Работа в группах. Презентация.
- Почему нужно уметь находить в плохом событии что-то хорошее? А в хорошем – плохое? (чтобы определить своё отношение к ситуации)
- Запомните, мы сами даём определение любой ситуации. Если мы найдем в ней больше хорошего – то это положительная ситуация, а если больше плохого – то это отрицательная ситуация.
7 слайд
- Один мудрец сказал:
“Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла.
Добрым или злым его делает наше отношение к нему”
8 слайд
- Вернёмся к вопросам 2 слайда. Беседа.
9 слайд
- Перед вами лист бумаги. Ни плохой, ни хороший. Согните его пополам. На одной половинке напишите слово “добро”, на другой – “зло”.
- На “доброй” половинке – нарисуйте всё, что хотите, чтобы вы могли сказать – это добро,
- На “злой” - это зло.
Звучит музыка (по щелчку) на слайде №9
Свернём так, чтобы добрая половинка оказалась сверху. И прикрепим к доске. Надеюсь, что добро будет к нам ближе, и мы будем к добру ближе.