Занятие по основам религиозных культур и светской этики «Добро и зло»

Разделы: Начальная школа


Цель занятия:

  • Закрепить понимание понятий “добро” и “зло”.
  • Пополнять лексический запас слов-названий черт характера.
  • Подвести детей к мысли, что жизнь будет такой, какой они её сделают сами.

Задачи:

  • Способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Осуществлять освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал (бланк №1, бланк №2).

Форма занятия: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Приложение №1

1 слайд

_____ всё полезное, хорошее; всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.

- Какому понятию возможно дать такое определение? (добро), (слово “добро” появляется на слайде по щелчку)

- Назовите антоним? (зло, злость)

- Попробуем дать определение понятию “злость”.

(Злость – это равнодушие, презрение, стремление делать зло.)

2 слайд

- О чем же у нас пойдет речь на уроке? (Добро и зло).

- В каком литературном жанре постоянно сталкиваются добро и зло? (сказка)

- И что побеждает всегда? (добро)

- А в жизни добро и зло сталкиваются?

- И что из них чаще всего побеждает?

- Бывает ли добро без зла? А зло без добра?

- Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить в конце занятия.

3 слайд

- Все люди разные. В одном человеке больше добрых черт характера, в другом - больше злых. Чтобы в человеке было больше доброты (щелчок по слайду), естественно, преобладать в его характере должны добрые качества.

- А что это за качества?

4 слайд

- На бланке №1 (у каждого ребенка) запишите несколько добрых человеческих качеств.

Бланк №1

Добрые качества человека:
 
 
 
 
 
 

- Предлагаю увеличить свой список. Пока звучит музыка, вы передвигаетесь по классу, музыка останавливается - вы подходите к ближайшему соседу, сравниваете списки, дополняете друг друга. (И так – два-три раза).

По щелчку включается музыка  на слайде №4 презентации (Приложение №1)

5 слайд

- Садимся на места. Повернулись к соседу по парте. 1 вариант начинает свою реплику “Я точно могу сказать, что во мне есть …..” и выберите из списка те качества, которые вы точно имеете.

- Поднимите руку, кто назвал все слова из списка. Вы самые добрые люди в мире или слегка переоцениваете себя.

- У кого осталось несколько слов не использованы? Вам есть к чему стремиться. И относитесь вы к себе достаточно критично.

6 слайд

- Был ли у вас хотя бы один день, чтобы он был заполнен только добротой, а плохого в нём ничего не было?(не было)

- Плохое нам мешает? Расстраивает нас? Заставляет переживать и даже терять здоровье?

- Зло будет победить легче, если мы будем уметь находить в любом плохом событии что-то хорошее. Но так же нужно уметь находить в хорошем событии что-то плохое.

- Сейчас мы разделимся на группы. Расчет – по рабочим дням недели. Каждая группа получит листочек с напечатанной ситуацией - бланк №2. Ваша задача – найти 2 хороших и 2 плохих момента в данной ситуации.

Бланк №2

В школе пропало электричество.

Четвероклассник шёл в школу, а проезжавший мимо автомобиль обрызгал его с головы до ног.

Ученик получил “пятёрку” единственный в классе.

Весь класс получил “двойки” за самостоятельную работу.

У нас отменили 3 урока.

Детей стали кормить в столовой после каждого урока.

Дети рассчитываются, получают задание и каждая группа (5групп по5- 6 человек) отходит к табличке, прикрепленной к стене, со своим днем недели:

  • Понедельник
  • Вторник
  • Среда
  • Четверг
  • Пятница

Работа в группах. Презентация.

- Почему нужно уметь находить в плохом событии что-то хорошее? А в хорошем – плохое? (чтобы определить своё отношение к ситуации)

- Запомните, мы сами даём определение любой ситуации. Если мы найдем в ней больше хорошего – то это положительная ситуация, а если больше плохого – то это отрицательная ситуация.

7 слайд

- Один мудрец сказал:

“Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла.

Добрым или злым его делает наше отношение к нему”

8 слайд

- Вернёмся к вопросам 2 слайда. Беседа.

9 слайд

- Перед вами лист бумаги. Ни плохой, ни хороший. Согните его пополам. На одной половинке напишите слово “добро”, на другой – “зло”.

- На “доброй” половинке – нарисуйте всё, что хотите, чтобы вы могли сказать – это добро,

- На “злой” - это зло.

Звучит музыка (по щелчку) на слайде №9

Свернём так, чтобы добрая половинка оказалась сверху. И прикрепим к доске. Надеюсь, что добро будет к нам ближе, и мы будем к добру ближе.