Логопедическая работа при коррекции нарушений чтения у младших школьников общеобразовательной школы

Разделы: Логопедия


Дислексия, являясь достаточно распространённым речевым нарушением у учащихся младших классов общеобразовательной школы, создаёт значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам. При отсутствии своевременной диагностики и эффективной коррекционной работы нарушения письменной речи отрицательным образом скажутся на дальнейшем развитии познавательных способностей детей, на формировании и совершенствовании их личностных качеств.

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. То есть её условно можно разделить на несколько разделов:

  1. Дифференциация гласных и согласных звуков.
  2. Работа со слоговыми таблицами.
  3. Чтение слов.
  4. Работа с текстом.

Дифференциация гласных и согласных звуков

Образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребёнок по результатам обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие “гласные и согласные звуки и буквы”, так как их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы.

Это необходимо для уточнения представлений учащихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у них формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв, то есть   образовании слога.

У ребёнка необходимо формировать графический образ буквы. Для этого можно обводить пальцем выпуклый контур букв; на картоне лепить из пластилина буквы, обводя их пальцем; выкладывать буквы из шнурочков; группировать одинаковые буквы, написанные разным стилем; на ладони ребенка или на тыльной стороне ладони) обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву; определение на ощупь, какие буквы лежат в мешочке; определение буквы по её очертанию (например, выдавленной на фанере); рисование буквы в воздухе (ребенок рисует, взрослый угадывает, и наоборот). Упражнение “Вычеркни заданную букву”.

На этом же этапе можно начинать работу со слоговыми таблицами. Так как в изолированных слогах ребёнок не может опираться на смысл и контекст, это исключает угадывание. Уже на первых занятиях ребёнок вынужден вырабатывать навык слогослияния.

Слоговые таблицы усложняются по количеству клеток. Также усложняется размер шрифта. На первых карточках 9- клеточной таблицы (3х3), размер шрифта 26. Затем количество клеток увеличивается до 16 (4х4), размер шрифта – до 20. Последний вид карточек – 36 клеток (6х6), размер шрифта 16.

Пример слоговой таблицы по Корневу А.Н.

Таблица 1

МА ОК

ИМ

БА

СО

АП

УМ МИ

ГО

ЛЕ

ИЛ

СА

КО АМ

МУ

БУ

ЛИ

ВЕ

ОС БИ

ПА

АС

ТУ

ОР

Также работа со слоговыми таблицами хорошо представлена в книге Калининой И.Л.

Таблица 2

НА НЫ НЫ НА   НАН НЫН   АНАН ЫНЫН ОНОН УНУН
КА КЫ КЫ КА   ТАТ ТЫТ   АТАТ ЫТЫТ ОТОТ УТУТ
ТА ТЫ ТЫ ТА   САС СЫС   АСАС АВАВ ОСОС УСУС
СА СЫ СЫ СА   МАМ МЫМ   СТАН КТЫР БЛОК ВБУЛ
ЛА ЛЫ ЛЫ ЛА   ПАП ПЫП   ЗЛАН НВЫК РПОМ ЛТУН
МА ДЫ ДЫ ДА   ВАВ ВЫВ   АНАН ЫНЫН ОНОН УНУН

Работая по данной методике, ребенок плавно переходит от таблицы к таблице. Речевой материал постепенно усложняется, количество знаков при чтении увеличивается незаметно. Чтобы заинтересовать детей, можно назвать эти таблицы “языколомными”, т.к. далеко не каждый ребенок сможет их прочитать, не “сломав” при этом язык. А уж если ты выдержишь это испытание, то в дальнейшем сможешь читать самые длинные и сложные слова.

Таблицы могут быть красочными, со знаками-подсказками (Дуга – согласная с последующей гласной, точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком)

Чтение слогов можно оживить:

- логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком. Проводя подобную работу, можно использовать игру “Лото”, в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесённые взрослым или учеником. Причём слоги перечисляют с определённым интервалом (2-3 секунды) после окончания игры проверяются результаты, кто из детей нашёл слоги; 

- также можно давать задания на прочтение слогов по горизонтали и вертикали;

- гласные обязательно должны быть выделены красным цветом;

- при прочтении одной и той же таблицы можно использовать песочные часы или секундомер.

- Прочитайте слоги, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы.

- Найти и прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный.

- Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например “а” или “и”.

- Прочитать 1, 2, 5 строчку или столбик.

- Вычеркни заданный слог в строке (АМ МА АМ АН АЛ АН АК МА АМ)

- Найти, прочитать заданный слог или слово и придумать с ним слово и т.д.

Чтение слоговых таблиц можно осуществлять по-разному, например:

- в горизонтальном направлении,

- в вертикальном направлении,

- по спирали.

Основным признаком того, что чтение слогов данного типа автоматизировалось, является опознание их с одного взгляда, одномоментно, целиком, а не последовательно, по элементам.

При работе со слогами можно использовать такие упражнения как:

- какой слог лишний (ПО ТО СО КУ);

- какого слога не стало;

- какие слоги поменялись местами;

- какой слог я добавила.

Чтение слов

Можно предложить разнообразные приёмы:

- дети объединяются в пары и читают слова друг другу по очереди — 1-2 слова один ученик. 1-2 слова другой и т.д.;

- ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый по 3 слова.

Необходимо также уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях. Они вводятся постепенно. С учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой.

Упражнения для совершенствования техники чтения:

- чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (лак, рак, мак, бак, как);

- чтение столбиков слов с одинаковыми гласными. Перед чтением ребенку дается задание: запомнить как можно больше слов; запомнить гласные в словах:

мама сады мина вороны
папа рады липа породы
баба рамы кипа бороды
вата лапы киса дозоры
лапа вазы лиса говоры

- чтение столбиков слов с одинаковой концовкой;

МКА НКА
Рамка спаленка
Немка снежинка
Ломка корзинка
Сумка крупинка
Дымка тростинка
Кромка изюминка

- чтение форм одного и того же слова (у бревна, до бревна, из-за бревна, от бревна и т.д.);

- чтение однокоренных слов (гора, горка, горища, горушка, горняк, горный, гористый, пригорок). Здесь же можно использовать вариант слитного написания всех слов, ребенок должен найти и прочитать однокоренные слова (горегорькогореватьгорюшкогоремычныйпригорюнился);

- составление слов из частей (первоначально на глазах детей надо разрезать несколько слов на слоги и перемешать. Затем из этих слогов восстанавливаются слова).

- Вычеркни заданное слово среди ряда других:

СОН/ СОМ СОК СОН СОР СОН НОС СЫН СОМ СОН СОХ СОН

На более поздних этапах можно использовать такие упражнения для улучшения скорости чтения, как:

- восстановите слова из букв и запишите их (стсив – свист, тасрт – старт);

- восстановите слова, вставляя пропущенные гласные (б_б_шк_, б_з_р, б_л_л_йк_, б_нк, б_р_б_н, б_р_б_нщ_к, б_д_льн_к, б_м_жн_к);

- восстановите пропущенные согласные в словах, которые обозначают:

головные уборы: _ _е_ _а, _а_ _а, _ _я_а, _а_а_а, _е_е_;

- восстановите слова, используя заданные слоги (зяй хо ка, ро га до);

- восстановите слова, используя общую часть к началу (ОН: карт__, патр__);

- составьте слово, изменив одну букву в заданном слове. Составьте словосочетание с каждым словом (работа – забота, колодец – холодец);

- составьте слово, исключив одну букву в заданном слове. Составьте словосочетание с каждой парой слов (провод – повод, кровать – ковать);

- прочитайте слова, устно составьте с ними выражения (ак3са, 100лб,1очество, ли100вка)

- прочитайте слова, называя цифры “1” и “2” различными формами слов “один” и “два” (нег1ца – негодница, 1классник – одноклассник);

- прочитайте и запишите фамилии. К фамилиям подберите имена (Пог1а – Погодина, 100янов – Стоянов);

- восстановите цепочку последовательных замен букв в словах, в результате которой получилось требуемое слово (Карина – Марина – машина, сумка – самка – рамка – рампа – лампа);

- из букв заданного слова составьте и запишите другое слово (кума – мука, пила – липа);

- прочитайте слова слева направо и справа налево (ток – кот, вор – ров);

- выделите слова (фиалканезабудкарозалютикорхидеянарциссастра);

- прочитайте слова сверху вниз:

к д с м л
о ы о о е
т м к х с

- выделите и запишите слова, которые при чтении справа налево “спрятались” в предъявляемых ниже словах. Направление поиска – справа налево (абажур – жаба, уж; бабушка – шуба);

- найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.);

- прочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой -а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя;

- прочитайте слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем курсивом (мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка);

- прочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом -ар, читать вслух не надо;

- найди в списке слово, произнесённое взрослым;

- найди в списке слово, изображённое на картинке;

- чтение, дифференциация и объяснение смысла слов, различающихся только ударением (слов-омографов): пили — пили мука — мука село — село

Чтение однокоренных слов даёт возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов.

Работа с текстом

- Упражнение “Горки” — чтение словосочетаний и предложений, составленных из букв разной высоты.

- Чтение второй половинки слова. Детям предлагается прочитать вторую половинку слова, а затем всё слово полностью.

- Чтение и исправление предложений, где нужное слово ошибочно заменено на слово-омограф: В мешок была насыпана мука. Саша и Андрей пили молоко. Сережа на уроке математики вычитал из одного числа другое.

- Логопед предлагает детям текст и таблицу, составленную из слов, входящих в данный текст. Но слова располагаются в случайном порядке. Логопед читает по одному предложению. Ребёнок должен отыскать в таблице слова, входящие в предложение в определённой последовательности.

Тексты

Несла Жучка кость через мост. Видит, в воде ее тень. Решила Жучка, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну пошла.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась и можно было пить.

Таблица

и видит она столько

вода пусти тень свою водой

решила кость что кувшине дне

галке чтобы ту ко достать дну

несла Жучка её кувшин было

пить отнять через не мост

хотела нельзя она забрала своя

пошла дворе галка было начала

стоял на с а что камушки была

кидать поднялась накидала

можно только

- Прочитайте каждое предложение слева направо и справа налево (А Лёву Алла увела. А Лиза – мазила. Ковал поп поплавок.).

- Восстановите предложение (Кошкаловитмышей. Лягушкасъелакомара.).

- Восстановите предложение с несколькими предлогами (Удевочкинаголоверозовыйбантсяркимиблёстками).

- Выделите предложение (вапролджэкороваблоавжкежуёткенгшсеноцувстим).

- Определите границы предложений (Наступила зима Мише купили санки он очень рад санки быстро катят с горки Миша машет руками санки и т.д.).

- Прочитайте последовательно друг за другом тексты, написанные разными шрифтами. (Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Вера кочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки.).

Задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.

Очень подробно представлена серия упражнений для развития скорости чтения О.И.Крупенчук в книге “77 упражнений для увеличения скорости чтения”, в которой представлена серия упражнений на уровне слова и предложения. В основе методики лежит понятие о так называемых общих словах, т.е. лексике, не связанной с определенной темой. Среди таких слов могут быть предлоги, местоимения, наречия и слова других частей речи. Взрослый называет слово и просит ребенка максимально быстро найти его в таблице и прочитать. Произнесение слова взрослым облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию. Затем ребенок читает все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определенного порядка.

А ПО ТЕ ВЫ
НА ДО ЖЕ МЫ
ЗА СО НЕ ТЫ

- Идти по этой дороге?

- Да, увидите на ней знак за поворотом – значит, до станции недалеко.

- Пойдём со мной: всё же веселее будет.

- Не могу, вы за меня дела не сделаете.

Это те тапки, что ты искал?

? …придёте к нам в гости?

…. Хотим пойти гулять.

Литература

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие, СПб.: МиМ, 1997.
  2. Крупенчук О.И. 77 упражнений для увеличения скорости чтения. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2009.
  3. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Москва, 2005.
  4. Калинина И.Л.Учим детей читать и писать. М.: Флинта, 2001.
  5. Яворская О.Н.Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников. Издательство Каро, С.-П., 2007.
  6. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: Аркти, 2005.