Грош цена вашей физике, если она застилает для вас остальное – шорох лесов, краски заката; физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик.
Л.Д. Ландау
Отдельные учебные предметы: физика, химия, биология, география, история, литература, музыка и другие – имеют общий объект изучения – это человек, природа, её законы. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждый из которых в своей области изучает единый существующий материальный мир.
Именно поэтому в условиях современного реформирования школы и введения новых Федеральных Государственных образовательных стандартов актуальным и перспективным направлением в развитии образования является межпредметная интеграция. Процесс интеграции рассматривается, как взаимопроникновение содержания различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся разносторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.
Интеграционные процессы в педагогической практике могут дать новые результаты и по отношению к пониманию картины мира, обретающей целостность, и по отношению к обучению, обеспечивая актуализацию новых механизмов познания, создавая инновационные формы и методы освоения учебной информации.
Одним из направлений интеграции является интегрированное преподавание «старых», классических предметов: литературы и МХК или музыки, русского языка и изобразительного искусства, литературы и истории, математики и физики и так далее. Не трудно заметить, что в основном интеграция затрагивает какой-то один цикл: естественнонаучный или гуманитарный.
Возможна ли интеграция предметов разного цикла? Например, физики и литературы или физики и русского языка? Наша статья – ответ на этот вопрос. Так, изучение учебной темы «Виды сил» (физика, 7 класс) вылилось в интересное коллективное дело, в котором нашлось место и для исследований физических явлений, и для изучения слова «сила» в разных языковых аспектах, и для творчества.
Интегрированный межпредметный проект «Сила» (физика – языкознание – литература) позволил показать семиклассникам, как ставить проблему, определять цели, планировать деятельность, искать нужную информацию, проводить исследование, оформлять результаты в виде презентации.
Умение интегрировать знания из различных областей наук – один из важных компонентов исследовательской деятельности. Исследование интегрированного характера выводит учащихся на метапредметный уровень: создаёт условие для сопоставления различных предметных областей, способствует формированию универсальных умений информационного характера, позволяет определить социальную значимость образовательного объекта.
Для работы семиклассники разбились на мини-группы, в которых формулировали возможные темы будущей работы, проводили опыты, наблюдали и фиксировали результаты, готовились к защите. (Стартовая презентация – Приложение 1. Презентация учителя физики «Виды сил» – Приложение 2. Тест «Силы в природе» – Приложение 3).
Ученикам были предложены следующие темы исследований:
Физика | Языкознание |
|
|
Результаты работы были оформлены в виде презентаций (примеры ученических работ размещены в рамках Фестиваля исследовательских работ и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»)
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Одной из учениц были срифмованы песни, подобрана музыка, проведена не одна репетиция. И защита проекта стала настоящим праздником. (Отчёт о проведённом мероприятии – Приложение 8).
В конце урока-защиты проекта – рефлексия, по результатам которой учащиеся сделали важный вывод: два предмета – физика и русский язык могут быть связаны общей темой, общими задачами и эту связь можно рассмотреть в жизни на конкретных примерах.
Следовательно, интеграция предметов гуманитарного и естественно-научного циклов возможна не только на уровне знаний, но и на уровне общих способов деятельности и технологий обучения.
Интегрирование всей системы содержания учебных предметов создаст прочный фундамент научного миропонимания, сформировать которое невозможно в рамках одного или нескольких изолированных друг от друга предметов.
Литература:
- Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования. – М., 1998.
- Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н.Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – 172 с.
- Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. – М.: Педагогика. – 1997. – № 4. – С.24-28.
- Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981.