Родительское собрание "Наказание или поощрение, кнут или пряник" (начальные классы)

Разделы: Работа с родителями


Сколько детей после очередного скандала давали себе слово, что когда вырастут, то никогда не буду поступать со своими детьми так, как поступают с ними родители. Но, вырастая, они в какой-то момент ловят себя на том, что делают именно то, чему так противилась их детская душа. Дело в том, что, обещая вести себя «не так», мы не говорим – как. Не только плохому, но, прежде всего, ;хорошему поведению надо учить. Для этого его нужно хоть раз пережить, или хотя бы увидеть.

Цель родительского собрания: воспитание ценнейших качеств человека: доброты, отзывчивости, терпения, чувства уважения и взаимопомощи в семье.

Всегда стоит помнить, что немедленное послушание – не лучший способ воспитания ребенка. Это означает, что мы запугиваем его, а не договариваемся. Послушный ребенок – безвольный ребенок. Он никогда не станет независимым, поскольку обучен действовать только по воле взрослых. И лишь общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучше наказания.

(из книги Е.И.Николаевой «Кнут и пряник. Или как использовать поощрение и наказание в воспитании и обучении детей»)

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
  • Воспитательные:
    • формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка;
    • побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье;
    • содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
  • Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
  • Специальные: оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал, клей.

ХОД СОБРАНИЯ

Учитель:
– Здравствуйте, уважаемые родители!  
 
Учитель:
– Помните рекламу? Идеальный ребёнок – он какой? Легко укладывается; начинает говорить вовремя и сразу по-английски; не шумит; ест, что дают и ... не встречается в природе!
– А какие дети встречаются в природе? (Непослушные, активные, болтливые)
Возможен просмотр видео рекламы (Приложение 1)
Учитель:
– Каждого из нас беспокоит, если ребёнок не слушается.
– И для начала, попробуем разобраться, «Почему дети должны слушаться?»  Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?

Предполагаемые ответы:

1. Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. 
2. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины.
3. Способность подчиняться правилам и следовать им, важна для развития отношений между детьми.
4. Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.
5. По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей.

– Возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила и порядок нарушить?
Ответ:  дети восстают не от правил, а от способов их внедрения.
А какие это способы?
Ответ: поощрение, требования, убеждения, наказания, похвала
– Условно их всех можно разделить на 2 группы наказание и поощрение.
– Сегодняшняя тема родительского собрания – «Наказание или поощрение, кнут или пряник».
(тема записана на доске; появляется начало схемы)

Доска, начало кластера:
Наказ.      Поощр.
за что
как
к чему приведёт
Учитель:

Давайте продолжим нашу беседу:

  • За что мы наказываем своих детей?(ответы родителей)
  • За что мы поощряем детей? (ответы родителей)
  • Как можно наказывать детей? (виды наказания) (ответы родителей)
  • Как можно поощрять? (виды поощрения) (ответы родителей)
  • Что повлечёт за собой наказание?
  • К чему приведёт поощрение?
  • А всегда ли поощрение будет давать положительные результаты? Каким станет ребёнок? (ответы родителей: без похвалы не будет ничего делать, перестанет помогать, и т.д.)

Вывод: неразумное наказание, так же как и неразумное поощрение наносит вред воспитанию ребёнка.

 
Учитель:
– Я предлагаю вам сейчас прослушать разные ситуации. И решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1) После праздника для родителей: «Юля, ты лучше всех пела на празднике!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты пела действительно хорошо! »)
2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)
3) Мальчик играл с другом в машинки. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты прибрал комнату! » или «Я рада, что вы дружно играйте! »)
4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»)

 
Учитель:
– У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Наш разговор  хотелось бы закончить притчей.

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

 
Заключительный этап. Практическая работа.

Задание: представьте, что Вы стоите на перекрёстке, Вы видите камень, на камне три стрелки:

доброта души
хорошее настроение
успокоение

Выберите, пожалуйста, слово, которое считаете важным для своей семьи.

Родителям,  выбравшим “Хорошее настроение”, выдаются коричневые жетоны (в виде «ствола дерева»).
За “Доброту души” выдаются зелёные жетоны (в виде листьев).  
За “Успокоение” выдаются красные жетоны (в виде плодов).
На подготовленный  ватман каждый из родителей наклеивает свой жетон. 
–  У нас получилось дерево счастливой семьи, где все понимают друг друга.
–  Для того, чтобы выросло хорошее дерево, необходим крепкий ствол, здоровые листья и плоды. Так и в жизни нашей: благодаря доброте души, хорошему настроению, успокоению в семье вместе с вами, родителями, будут всегда находиться ваши дети: спокойные, здоровые, с доброй душой, хорошим настроением. И вырастут в дальнейшем из них хорошие люди, нужные обществу, как и это дерево, которое дало хорошие  плоды.

Учитель: И в заключение, я хочу процитировать психолога Дороти Лоу Нолт: «Дети учатся тому, что они видят вокруг себя»

– Успехов Вам в воспитании Ваших детей!