Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-практикум
Цели | – дать общее представление о свойствах
фольги, способах соединения; – совершенствовать умение изготавливать изделия по шаблонам, составлять композицию; – развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, анализировать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту; – предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; – совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им; –определять и объяснять общие для всех людей основы общечеловеческих ценностей |
Основные понятия | фольга, шаблон, разметка, инструмент, деталь, заготовка, изделие, композиция |
Межпредметные связи | окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, русский язык |
Ресурсы: – основные |
– Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология
(«Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 2 класс. –
2-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2012. – 80 с., ил.
(Образовательная система «Школа 2100»); – Е.Д.Ковалевская Рабочая тетрадь к учебнику «Технология».2 класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»); – Презентация; – задания для групп (Приложение 1); – Ожегов С.И.Словарь русского языка:/Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 199 г.; – сундук и карточки с названиями предметов снаряжения богатырей; – карточки с фамилиями: А.П. Прокофьев, В.М. Васнецов; – карточки со словами «воин», «богатырь»; – образец аппликации «Воин» и полуфабрикат изделия |
Условные обозначения | |
Формы работы | фронтальная, групповая |
Этапы урока |
Ход урока |
|
I. Организационный момент | Давным-давно на месте городов и
деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли
непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в
таких условиях могли только очень сильные,
выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши
предки – славяне: светловолосые и голубоглазые,
высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы
война – обычное дело, ведь приходилось
отстаивать свои земли от врагов, много времени
славяне проводили в сражениях. Они были храбрые воины. Настоящие богатыри. (СЛАЙД) (Звучит музыка) И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим – осеннее тревожное небо. Музыка, которая сейчас звучала – это «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску). Сама же картина «Богатыри» – это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. На ней 3 богатыря. (Музыка стихает) – Как звали этих богатырей? |
|
II. Актуализация знаний |
– Кто такой богатырь? (Воин, который
отличался особой силой, удалью, мужеством и умом,
любил свою Родину, народ и защищал их) – Какое слово спряталось в слове «богатырь»? (Бог) – Почему? (Их Бог благославляет на подвиги) – Каких еще богатырей вы знаете? – Как можно догадаться, что перед нами богатыри? – Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение (учитель достаёт из сундука карточки с названием предметов снаряжения). (СЛАЙДЫ) (Ученики объясняют назначение предметов боевого снаряжения богатыря. Незнакомые слова смотрят в словаре С.И.Ожегова) Латы – доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги. Кольчуга – доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи. Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей. Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом. Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы. Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце. (Карточки со словами крепятся на доску) |
|
III. Формулирование темы и целей урока | – Придумайте синоним слову
«богатырь» («воин» – карточка на доске) Защищать
свою страну было важно во все времена. В Риме и
Греции тоже были свои воины и защитники
(прикрепляется образец аппликации «Воин») |
|
V. Открытие нового знания | – Давайте рассмотрим, из чего же
состояло снаряжение воина. Созданные для защиты
от смертоносных орудий своего времени – меча и
копья доспехи хорошо отвечали своему
назначению-защите и были прекрасно
художественно оформлены. Голову воины закрывали шлемом,
(СЛАЙД) при этом форма и украшения шлемов
видоизменялись с течением времени. Наиболее
древние шлемы были простые, затем на них
появлялся гребень, его венчал конский хвост или
перья; чеканка на шлемах состояла из
геометрического и растительного орнамента,
особо богатые были украшены сценами из мифологии
или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части
ног – голени – закрывали поножи. Сделанные
по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками
и обычно украшались чеканными узорами. Нижней
одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был
короткий хитон, под которым укрепляли
металлический набрюшник. Сверх хитона
надевали панцирь. Панцири были у
большинства воинов металлические. Для придания
металлическим панцирям большей гибкости их
делали из отдельных деталей, скрепленных
шарнирами или петлями. – Что ещё было необходимо воинам для своей защиты? (Щит) – Что общего в снаряжении греческих и римских воинов с русскими воинами?
|
|
VI. Практическая работа 1) Анализ образца. Постановка конструкторско-технологической задачи 2) Составление плана работы 3) Повторение правил техники безопасности 4) Групповая работа
|
(Демонстрация образца воина и
полуфабриката изделия) – Рассмотрите изделие – Каковы конструктивные особенности изделия? (Рассматривание полуфабриката изделия) – Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие? – Какие свойства фольги надо учитывать при изготовлении деталей? (Фольга – пластичный материал, легко гнётся, хорошо держит форму, легко рвётся.) – Какими известными способами можно разметить детали? Чем будем обводить детали на пластилине? (С помощью шаблонов) – Как отделить детали от заготовки? – Нужно ли деталям придать форму? – Как можно соединить детали? (Вдавливание в пластилиновую основу деталей фольги. Для вдавливания фольги рекомендуется использовать пустой стержень шариковой ручки) – Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить? – Что вы умеете и чего не знаете, не умеете? – Чему надо научиться? Работа по учебнику (с. 56) – Рассмотрите инструкционную карту – С чего начнём работу? – Картинки под какими номерами подходят для начала работы? (СЛАЙД) (составление плана и соответствующее распределение рисунков конструкционной карты) – Какой инструмент нам понадобится? – Назовите правила работы с ножницами (СЛАЙД) 1) Подготовка к выполнению группового
задания Самой маленькой военной единицей
римского войска был контуберний (вывешивается
табличка «контуберний) В его состав входило 8-10
человек. Мы сегодня разобьёмся на 3 группы и
изготовим воинов трёх контуберниев. (изучи задание ––> распредели роли ––> выполни задание ––> обсуди результаты ––> сообщи результаты работы). – Вспомним правила работы в группе? (Опоры – символы на доске)
2) Групповая работа – Прочитайте задание (Приложение 1)
|
|
VII. Итог урока | (Проверка работы. Вывешиваются
результаты работы групп. Спикер докладывает о
результатах, трудностях) – Как вы думаете, есть ли воины-богатыри в наше время? (СЛАЙД) – Почему этих людей так можно назвать? (Встают на защиту Родины, спасают попавших в беду, помогают им в трудных ситуациях, совершают подвиги, имеют особое снаряжение, настоящие профессионалы) |
|
VIII. Рефлексия | – Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу «Я могу похвалить свою группу за…» |