Урок технологии на тему "Изделие, деталь изделия. Римские и греческие воины. Аппликация "Воин". 2-й класс

Разделы: Технология

Класс: 2


Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Цели – дать общее представление о свойствах фольги, способах соединения;
– совершенствовать умение изготавливать изделия по шаблонам, составлять композицию;
– развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, анализировать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту;
– предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
– совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;
определять и объяснять общие для всех людей основы общечеловеческих ценностей
Основные понятия фольга, шаблон, разметка, инструмент, деталь, заготовка, изделие, композиция
Межпредметные связи окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, русский язык
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 2 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2012. – 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
– Е.Д.Ковалевская Рабочая тетрадь к учебнику «Технология».2 класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Презентация;
– задания для групп (Приложение 1);
– Ожегов С.И.Словарь русского языка:/Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 199 г.;
– сундук и карточки с названиями предметов снаряжения богатырей;
– карточки с фамилиями: А.П. Прокофьев, В.М. Васнецов;
– карточки со словами «воин», «богатырь»;
– образец аппликации «Воин» и полуфабрикат изделия
Условные обозначения
Формы работы фронтальная, групповая

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.
Они были храбрые воины. Настоящие богатыри. (СЛАЙД) (Звучит музыка)
И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим – осеннее тревожное небо.
Музыка, которая сейчас звучала – это «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску). Сама же картина «Богатыри» – это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. На ней 3 богатыря. (Музыка стихает)
– Как звали этих богатырей?
II. Актуализация
знаний
– Кто такой богатырь? (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)
– Какое слово спряталось в слове «богатырь»? (Бог)
– Почему? (Их Бог благославляет на подвиги)
– Каких еще богатырей вы знаете?
– Как можно догадаться, что перед нами богатыри?
– Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение (учитель достаёт из сундука карточки с названием предметов снаряжения). (СЛАЙДЫ) (Ученики объясняют назначение предметов боевого снаряжения богатыря. Незнакомые слова смотрят в словаре С.И.Ожегова)
Латы – доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги.
Кольчуга – доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.
(Карточки со словами крепятся на доску)
III. Формулирование темы и целей урока

– Придумайте синоним слову «богатырь» («воин» – карточка на доске) Защищать свою страну было важно во все времена. В Риме и Греции тоже были свои воины и защитники (прикрепляется образец аппликации «Воин»)
– Какова тема урока? (Римские и греческие воины)
– Сформулируйте цели урока, пользуясь опорными словами: узнать … (как называлось боевое снаряжение римских и греческих воинов)
выполнить… (аппликацию воина) (СЛАЙД)

V. Открытие нового знания

– Давайте рассмотрим, из чего же состояло снаряжение воина. Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча и копья доспехи хорошо отвечали своему назначению-защите и были прекрасно художественно оформлены. Голову воины закрывали шлемом, (СЛАЙД) при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части ног – голени – закрывали поножи. Сделанные по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами. Нижней одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был короткий хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями.

– Что ещё было необходимо воинам для своей защиты? (Щит) – Что общего в снаряжении греческих и римских воинов с русскими воинами?

Физминутка

Дружно встали раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепки расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Зашагали вместе браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри.

VI. Практическая работа

1) Анализ образца. Постановка конструкторско-технологической задачи

2) Составление плана работы

3) Повторение правил техники безопасности

4) Групповая работа

img3.gif (1065 bytes) img5.gif (1059 bytes) img4.gif (809 bytes)

(Демонстрация образца воина и полуфабриката изделия)
– Рассмотрите изделие
– Каковы конструктивные особенности изделия? (Рассматривание полуфабриката изделия)
– Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие?
– Какие свойства фольги надо учитывать при изготовлении деталей? (Фольга – пластичный материал, легко гнётся, хорошо держит форму, легко рвётся.)
– Какими известными способами можно разметить детали? Чем будем обводить детали на пластилине? (С помощью шаблонов)
– Как отделить детали от заготовки?
– Нужно ли деталям придать форму?
– Как можно соединить детали? (Вдавливание в пластилиновую основу деталей фольги. Для вдавливания фольги рекомендуется использовать пустой стержень шариковой ручки)
– Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?
– Что вы умеете и чего не знаете, не умеете?
– Чему надо научиться? Работа по учебнику (с. 56)
– Рассмотрите инструкционную карту
– С чего начнём работу?
– Картинки под какими номерами подходят для начала работы? (СЛАЙД) (составление плана и соответствующее распределение рисунков конструкционной карты)
– Какой инструмент нам понадобится?
– Назовите правила работы с ножницами (СЛАЙД)

1) Подготовка к выполнению группового задания Самой маленькой военной единицей римского войска был контуберний (вывешивается табличка «контуберний) В его состав входило 8-10 человек. Мы сегодня разобьёмся на 3 группы и изготовим воинов трёх контуберниев.
– Вспомним порядок работы в группе.
– Расставь карточки-опоры по порядку. (СЛАЙД)

(изучи задание ––> распредели роли ––> выполни задание ––> обсуди результаты ––> сообщи результаты работы).

– Вспомним правила работы в группе? (Опоры – символы на доске)

1. Работаем дружно
2. Критикуем не человека, а идею
3. Выслушиваем каждого

2) Групповая работа

– Прочитайте задание (Приложение 1)

Задание: Изготовьте аппликацию контуберния
1. Распределите роли (Командир, генератор идей, критик, оформитель, зритель, спикер)
2. Продумайте композицию работы
3. Для изготовления воина пользуйтесь планом на с. 56 учебника и шаблонами на с. 41 тетради
VII. Итог урока (Проверка работы. Вывешиваются результаты работы групп. Спикер докладывает о результатах, трудностях)
– Как вы думаете, есть ли воины-богатыри в наше время? (СЛАЙД)
– Почему этих людей так можно назвать? (Встают на защиту Родины, спасают попавших в беду, помогают им в трудных ситуациях, совершают подвиги, имеют особое снаряжение, настоящие профессионалы)
VIII. Рефлексия – Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу «Я могу похвалить свою группу за…»