В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость проведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма с дошкольниками очевидна сегодня для всех.
Система работы по предупреждению нарушений чтения: складывается из нескольких направлений:
– развитие глазодвигательного анализатора;
– совершенствование
зрительно-пространственного восприятия;
– развитие слухового восприятия;
– и работа над техникой чтения.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения должна проводиться с детьми 5-7-летнего возраста как с различной речевой патологией, так и без нее.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.
Итак, нами была поставлена проблемная задача: эффективное обучение чтению, повышение скорости чтения, эффективная коррекция нарушения процесса чтения.
Нами в план работы по профилактике дислексии с младшими школьниками и в план по обучению грамоте дошколят кроме традиционно используемых методик были включены новые методы эффективного обучения С.Г. Зотова [2]. В процессе работы уже были видны реальные сдвиги в чтении у школьников и дошколят. Так как вновь применяемые средства оказывали влияние не только на скорость чтения, но и положительно повлияли на процессы, которые являются базисом: внимание, восприятие, зрительная память, скорость скольжения взгляда по строке, объем зрительной памяти, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Процесс запоминания стал улучшаться, постепенно начал возрастать объем запоминаемого материала, уменьшилось время, за которое ребенок воспроизводит печатный материал. А так же постепенно нормализовывался вектор восприятия (в направлении слева направо). То есть стал осуществляться комплексный подход к проблеме, как и рекомендуется учеными-нейропсихологами [1].
Применив на практике вышеназванную методику, улучшились результаты:
1. По обучению чтению (у детей, не желающих
заниматься чтением, появился интерес, стали
более активны, у вялочитающих детей скорость
чтения возросла с 12 до 23 слов в минуту).
2.По профилактике дислексии (у школьников,
имеющих трудности с чтением, занятия приобрели
соревновательный характер, легко справлялись с
большими объемами, реально повысилась скорость
чтения – с 23 до 64 слов в минуту).
Объединив накопленный опыт, нами выделены основные пути повышения эффективности при обучении чтению и преодолении дислексии:
1) Самое главное – замотивировать ребенка таким
образом, чтобы ему самому захотелось улучшить
свой результат. С этой целью используются
контрольные замеры с указанием времени и
построение графика после прохождения очередного
этапа. Тогда становятся наглядно видными
результаты на каждом этапе.
2) Развитие глазодвигательного анализатора
(серия специальных упражнений на слежение,
вычленение заданной формы, движение в заданном
направлении (слева направо) через упражнения:
«Ноты», «Кольца», таблицы Шультэ, лабиринты).
3) Развитие зрительного восприятия через
упражнения, направленные на сокращение времени
для запоминания образов: «Прятки», «Титры»,
«Лифт», «Окошечки».
4) Использование слоговых таблиц (слоги и набор
букв в виде слов, чтобы избежать «угадывания»
знакомых слов).
5) Использование специальных символов-помощников
для слитного чтения и изолированного чтения букв
(по Калининой [3]).
6) Постепенное нарастание объема для
воспроизведения прочитанного по памяти.
Названные способы использовались в нашей профессиональной деятельности и имели ощутимый результат. В результате целенаправленных упражнений у детей:
– повышается обучаемость, улучшаются внимание,
восприятие – дети учатся видеть, слышать,
рассуждать;
– увеличивается объем оперативной памяти, а
следовательно и запоминаемого материала,
пробуждается интерес к процессу чтения,
снимается эмоциональное напряжение и
тревожность, формируется правильное,
осмысленное чтение;
– развивается способность к переносу полученных
навыков на незнакомый материал.
Таким образом, применение на практике эффективных методик ведет к реальному результату: процессы обучения чтению и профилактике нарушений чтения становятся более эффективными и результативными.
Использованная литература:
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М.: Генезис, 2012;
- Зотов С.Г. , Зотова М.А. Начальное обучение технике чтения Ростов-на Дону, «Феникс№, 2008
- Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.