Тема урока: "Свое кино"

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Тема "Кино" – одна из самых интересных и любимых тем учащихся любого возраста. У каждого ученика есть свои пристрастия, свои любимые жанры, свой опыт просмотра фильмов, своё "кино", свой любимый фильм, свои любимые актеры.

Огромный выбор представляет разнообразие жанров кинематографа. Каждый подросток способен найти себе фильм по душе: от мрачного, леденящего кровь "ужастика", напряженного триллера до легкой весёлой комедии, от лёгкой мелодрамы до серьёзной киноповести военных лет. Важным отличием современного кино является его широкая доступность зрительской аудитории. Сегодня существует масса средств и возможностей для просмотра кино: кинотеатры, телевидение, компьютеры, портативные проигрыватели, Интернет. Разнообразие онлайн-ресурсов увеличивает количество кинозрителей.

Хорошо известен тот факт, что человек большую часть информации воспринимает через зрение. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что кино способствует развитию образования.

Современная молодёжь возможно чаще смотрит кино, чем старшее поколение, но информация и знания, которые молодежь получает самостоятельно, лишены системности. Уроки, посвященные конкретной теме (например, теме "Кино") позволяют систематизировать знания, усвоить информацию неповерхностно, формировать художественный вкус, анализируя уведенное не только со своими сверстниками, но и с педагогами.

Учителю следует принять во внимание то, что фильм должен соответствовать интересам учащихся и быть высокого художественного качества, способный воспитать в молодом зрителе доброту, гуманность, чуткость, толерантность, кино, дающее возможность сопереживать.

Часто молодые люди  внимательно следят за поступками понравившихся героев,  искренне  сопереживают их радости и горести. И  после просмотра киносеанса с большим энтузиазмом обсуждают фильм, и некоторое время  живут  жизнью их любимых героев, иногда подражают их манерам, поступкам. И конечно целью преподавателя обратить внимание детей на положительных героев, совершающих правильные поступки, ориентировать подростков на хорошее кино, сделать кино составной частью воспитательной работы.

Искусство кино позволяет молодому зрителю прожить за короткое время жизни разных людей, быть причастным к подвигам, смелым поступкам участвовать в захватывающих зрелищах, необычных путешествиях и поисках, ощущать любовь, даже если в жизни они сами не испытывали тех же эмоций. Молодым людям очень интересно наблюдать за действиями героев кинокартины, отождествляя себя с поступками экранных персонажей.

Некоторые молодые люди под влиянием просмотренных фильмов,  начинают заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием, самообразованием, неспортивные дети начинают заниматься спортом, легкомысленные начинают задумываться над философскими вопросами, «нечитающие» начинают читать классические произведения. Кино может поменять человека, его поведение, характер, внутреннее состояние, чувства, мнение. Фильмы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие людей. Поэтому очень важно подсказать подростку сделать правильный выбор.

Кино способно внушать не только мысли и чувства, заложенные в том или ином художественном произведении, но и способствует развитию наклонности к творчеству, так как восприятие фильма не может быть только пассивным просмотром. Наблюдая за происходящим на экране, кинозритель незаметно для себя становится соавтором с актёрами,  режиссёром, оператором, сценаристом, может выражать согласие и несогласие с увиденным.

Кино обладает такими широкими возможностями воздействия на восприятие человека, в нем сочетаются игра актеров, видение режиссера, сценариста оператора– всей творческой команды, музыка, слово, разнообразные шумы, звук, спецэффекты. Кинематограф, «седьмое искусство»,  содержит в себе опыт всех других шести искусств, так как достижения кинематографа связаны с развитием человечества, науки и техники. Трудно сравнивать современные фильмы с первыми шагами немого кино. За свою, почти вековую, историю, такой жанр искусства как кинематограф прошел сложный и долгий путь от немых черно-белых картин, до такой категории как фильмы HD.

Еще в далёкие 20–30-е годы прошлого столетия, американские социологи заметили огромную роль в изменениях обычаев, нравов, даже традиции, не говоря о манере поведения, сыграл голливудский кинематограф, обращенный к жителям небольших городов США.

Несомненно "современный» зритель далёк от немого кино, для молодёжи  просмотр немого фильма может показаться странным занятием и первоначальное предложение написать статью о "великом немом" не вызвало энтузиазма у учащихся, но постепенно, изучая данную тему, подростки стали проявлять интерес к этому далёкому и особому искусству. Для современного поколения немое кино имеет свою необъяснимую притягательность – это эпоха романтизма с загадочными  именами артистов – Чарли Чаплин, Валентино, Вера Холодная, для которых главной задачей было передача эмоций – боли и отчаяния, радости и грусти без использования слов. Начав с "Википедии" учащиеся расширяли свой "кинопоиск", используя разнообразный материал Интернета, справочников, книг.

Наиболее привлекательные для молодежи интересные, динамичные, качественные фильмы с неизбитым сюжетом, развлекательного плана. Романтические фильмы не менее привлекательны для учащихся, поэтому знаменитая кинолента, снятая в  Голливуде и  принадлежащая к шедеврам кино – "Унесенные ветром" заинтересовала многих учащихся. Эта великая картина остаётся любимой многими поколениями. Ученики старших классов смогли не только посмотреть этот фильм в оригинале, на английском языке, но и обсудить увиденное и подготовить презентации и публикации, посвященные этому фильму.

У современного подростка часто существует стойкое убеждение, что стоящее кино можно снять только в Голливуде или на Западе, а российский фильм не может быть сделан так же качественно. Но одна из задач педагога обратить внимание на отечественное кино, поверить в российский кинематограф.

Одно из самых ярких произведений в области киноискусства являются замечательные фильмы А.Тарковского, способные затронуть в душах людей какие-то высшие чувства, заставить размышлять. Однако подобными серьезными картинами довольно трудно заинтересовать нынешнее молодое поколение и повернуть его в сторону российского кино, хотя бы даже по тому, что у них еще слишком мало жизненного опыта для того, чтобы до конца прочувствовать и понять такие фильмы. Тем не менее, авторитет великого режиссёра, возможность приобщиться к интеллектуальному, элитному кинематографу влияет на выбор просмотра "трудных" в понимании подростка картин. Поэтому некоторые учащиеся выбрали  творчество А.Тарковского для своих презентаций и публикаций.

Невозможно отрицать силу положительного воздействия кинематографа на личность подрастающего поколения и все же его результаты редко можно незамедлительно. Поэтому педагогам, несомненно, следует проводить совместные просмотры и обсуждения, чтобы повысить интеллектуальный и духовный уровень учащихся, научить избирательно, относиться к просмотрам фильмов, анализировать увиденное, лучше понимать как самих себя, так и окружающих.

Работы учащихся представлены в Приложении 1.