Основными задачами «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России» (2009) являются обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений; укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации [2]. Для решения поставленных задач авторы (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) предлагают обратиться, в том числе, и к фольклору народов России.
В современных программах воспитания и обучения младших школьников фольклор занимает особое место, так как он оказывает большое влияние на развитие речи, памяти, мышления. Фольклор – неотъемлемая часть произведений, которые изучают, согласно программе, дети в младшем школьном возрасте и благодатный материал для их развития [1,3].
Целью нашего исследования стало сравнительное изучение особенностей понимания и употребления произведений детского фольклора младшими школьниками с ЗПР и нормативно развивающимися сверстниками. Изучение проводилось среди учащихся первых классов на материале потешек, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок и сказок из учебников «Литературное чтение» стандартных программ начального общего образования.
Методика исследования содержала диагностические задания, направленные как на изучение восприятия, понимания и употребления произведений детского фольклора, так и на выявление представлений младших школьников о детском фольклоре.
На материале детского фольклора изучались уровень понимания и оперирования переносным смыслом отдельных слов, фраз, выражений, текста; степень обобщенности понятий, дифференцированность и целенаправленность суждений; уровень развития речевых процессов; способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению. Предполагалось, что, опираясь на ритмическую структуру, интонационное или фонетическое оформление фольклорного текста, дети смогут определить смысловое и целевое назначение произведения детского фольклора и, возможно, назвать фольклорный жанр, а также различить произведение детского фольклора (сказки) и детской литературы (рассказа).
Методика обследования состояла из нескольких разделов. Каждый раздел включал в себя несколько серий заданий:
1. Восприятие и различение жанров детского фольклора:
- потешки и колыбельной;
- загадки и скороговорки;
- считалки и пословицы;
- небылицы и заклички;
- сказки и рассказа.
2. Понимание и употребление пословиц:
- понимание пословиц;
- продолжение пословиц.
3. Понимание и употребление загадок:
- понимание и отгадывание загадок;
- придумывание загадок.
После каждой серии давалась своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Общим для всех заданий был четырехбалльный характер оценки.
Рассмотрим результаты выполнения проб младшими школьниками с ЗПР и учащимися с нормальным интеллектом последовательно по каждой серии заданий (график 1).
Восприятие и различение жанров детского фольклора
Дети с ЗПР. Средний балл выполнения всех заданий составляет 1,4 балла. Особенно низкие показатели выявлены при восприятии и различении небылицы и заклички (1,11 баллов). Можно сделать вывод, что дети не знакомы с данными жанрами фольклора. Только один ребенок смог вспомнить название «небылица», 2 учащихся – объяснить (без определения названия жанра), для чего нужны заклички («чтобы дождик шел»), 83% обследуемых не смогли осознать несоответствие событий, описанных в небылице, реальности (ответы детей: «так бывает»). Лучше всего учащиеся справились с заданием на восприятие и различение потешки и колыбельной (1,86 балла): 35% обследуемых смогли объяснить, для чего нужны потешки («чтобы умываться», «чтобы грязным не быть»), 57% – объяснили значение колыбельных («чтобы спать», «чтобы дети заснули»), а 28% смогли не только объяснить значение колыбельной, но и вспомнить название данного жанра.
Нормативно развивающиеся сверстники. Средний балл выполнения – 2,41 балл. Также как и у детей с ЗПР, меньше всего дети знакомы с такими жанрами детского фольклора как небылица и закличка (1,83 балла). Но уже у 71% обследуемых несоответствие небылицы реальности вызвало улыбку и протест («так не бывает»). Чаще всего первоклассники встречались в своей жизни с пословицами и считалкам (2,64 балла), потешками и колыбельными (2,5 балла): 77% смогли объяснить назначение считалки («это в игре используют, чтобы узнать, кто будет водить»; «чтобы «майку» выбрать»), 33% вспомнили ее название; 27% объяснили значимость пословиц («люди так говорят, чтобы все делали», «чтобы знать, что делать»), а 2 человека вспомнили название жанра; почти все (94%) объяснили, для чего нужны колыбельные («чтобы уложить детей спать»), а 44% знают название жанра. Большой популярностью у первоклассников пользуются сказки – 94% знают название жанра (дети с ЗПР – 46%), 52% учащихся с нормальным интеллектом смогли правильно объяснить, чем отличаются сказка и рассказ («в сказке все придумано»; «началом отличается, в рассказе нет «жили-были»; «в сказке всегда добро побеждает»), 42% детей с ЗПР попытались определить различие сказки и рассказа, но дали неверный ответ («сказка длинная, рассказ короткий»).
Понимание и употребление пословиц
Дети с ЗПР. Средний балл выполнения всех заданий составляет 1,28 балла. Всего 21% опрошенных попытались дать объяснение пословицам, представленным в задании 2.1. – Понимание пословиц («Сам погибай, а товарища выручай» – «это спасатель», «он всех спасает, …брата своего», «У короткого ума длинный язык» – «у слона длинный язык»). Пословицы «На безрыбье и рак рыба», «Паршивая овца все стадо портит» вызвал отказ от выполнения заданий (дети не поняли, о чем говорится в этих пословицах). Дети в основном не знают пословиц, и, из всех предложенных пословиц в задании 2.2., смогли продолжить только одну пословицу – «Поспешишь, людей насмешишь» (19% учащихся), но дали своеобразное объяснение этой пословицы («много бегают, люди смеются», «когда смешишь людей, они смеются»).
Нормативно развивающиеся сверстники. Средний балл выполнения – 2,75 балла. Половина учащихся понимает переносное значение и общий смысл первых трех пословиц («Сам погибай, а товарища выручай» – «добрый человек всех спасает», «если друг в беде, нужно его спасти, а то будешь одиноким», «один друг урок не сделал, о другой ему помогает», «друг не предает друга», «когда дерутся, друг его выручает», «Маленькое дело лучше большого безделья» – «лежать на диване плохо, лучше помогать», «нельзя валяться без дела», «бездельничать – плохо», «за безделье могут поругать, а сделал маленькое хорошее дело – будут уважать», «Сделал дело – гуляй смело», «У короткого ума длинный язык» – «длинный язык – кто много болтает», «если человек много болтает, он плохо соображает», «ума нет, а много говорит», «когда ничего не знаешь, но говоришь, на самом деле неправильно»). Объяснение пословиц «На безрыбье и рак рыба», «Паршивая овца все стадо портит» вызвало затруднения, но с помощью логопеда дети смогли дать обобщенное суждение («если будет всем мешать, бегать, то и другие будут баловаться», «если рыбы нет, то рак тоже пойдет», «люди без дела сидят, своих детей портят, лентяями вырастают»). 44% учащихся справились с заданиями «Продолжи пословицу». Особенно хорошо дети знают пословицы «Поспешишь, людей насмешишь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» – легко проговаривают окончание пословиц и правильно объясняют смысл.
Понимание и употребление загадок
Дети с ЗПР. Средний балл выполнения всех заданий этой серии составляет 1,48 баллов. В среднем только 14% учащихся смогли отгадать предложенные загадки, причем большие затруднения возникли при объяснении правильности отгадки. 65% первоклассников не смогли выполнить задание на «придумывание» загадок, 35% исследуемых постарались вспомнить загадки, услышанные ранее, причем эти загадки были однотипные («Висит груша, нельзя скушать», «Зимой и летом одним цветом»).
Нормативно развивающиеся сверстники. Средний балл выполнения – 3,39 балла. 66% учащихся отгадали загадку, построенную на отрицательном сравнении; 61% – загадку, в основе которой описание; сложнее для первоклассников оказались загадки, построенные на метафоре – лишь 33% смогли отгадать эти загадки. Все дети выполнили задание на загадывание загадок, причем 77% придумали свои загадки («Гуляет без хозяина и ходит со всеми, кто с пакетами» – собака, «Белое яичко, а внутри желтенькая грудка» – цыпленок, «Серый, большой и рычит в лесу» – волк).
График 1. Анализ сравнительных данных по норме и ЗПР (1 класс)
Таким образом, проведенное исследование выявило качественное и количественное своеобразие особенностей понимания и употребления произведений детского фольклора младшими школьниками с ЗПР и нормальным интеллектом. Разница в показателях составляет в среднем 1,45 балла (средний балл выполнения всех заданий у первоклассников с ЗПР – 1,4 балла, у нормативно развивающихся сверстников – 2,85 балла). Данное исследование подтвердило необходимость проведения специальной коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР по развитию процессов понимания и употребления фольклора у этой категории учащихся на логопедических занятиях.
Литература
- Волков Г.Н