Психолого-педагогический мониторинг формирования универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Основные виды универсальных учебных действий:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
  • коммуникативные.

Ценностные ориентиры начального образования обусловлены кардинальными изменениями в представлении о целях образования и путях их реализации, определяют переход от ЗУНовской стратегии в области оценки основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Актуальность

Изучение учебных достижений детей является важнейшей неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя коррекционно-развивающего образования, прямо входит в круг его профессиональных обязанностей. Актуальность мониторинга универсальных учебных действий обусловлена необходимостью систематически изучать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонне количественно и качественно учитывать результат учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе, реальное продвижение в развитии универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.

При создании системы оценки и анализа качества коррекционно-образовательной деятельности педагогов и образовательных достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий:

  1. Возможности усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учебного материала определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями.
  2. В системе специального образования отсутствует государственный образовательный стандарт для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, т.е. отсутствует эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника.
  3. Ведущими принципами организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель специальной школы заключается в создании условий для социальной адаптации воспитанников.

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или определенных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития [Майоров, 1998].

Педагогический мониторинг – средство, позволяющее гибко и действенно осуществлять педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, достигать поставленных образовательных целей.

Согласно концепции развития современного образования мониторинг рассматривается как основной способ повышения качества и расширения доступности образования. Для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья реализация этих задач особенно актуальна. На сегодняшний день проследить изменения в сфере оказания качественных образовательных услуг по средствам мониторинга связано со значительными трудностями. К ним следует отнести отсутствие в должном объеме научных и методических разработок по проведению педагогических мониторинговых процедур в коррекционном образовательном учреждении. Остро стоит проблема по организации мониторинга как обязательного компонента педагогической деятельности. Остается открытым и дискуссионным вопрос об объективности мониторинга при изучении контингента детей со сложным комбинированным типом отклоняющегося развития.

Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Методы сбора информации в системе мониторинга в коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Психолого-педагогический мониторинг в специальном (коррекционном) образовательном учреждении позволяет обеспечить:

  • получение максимально полной информации об уровнях сформированности универсальных учебных действий младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья;
  • предоставление информации, полученной в ходе психолого-педагогического мониторинга, в наиболее удобном виде для построения коррекционной работы по преодолению трудностей в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработку и структурирование системы педагогических коррекционных мероприятий с обучающимися на основе результатов проведенных мониторинговых исследований;
  • определение степени рациональности и адекватности педагогических средств и методов, используемых в воспитательно-образовательном процессе.

Психолого-педагогический мониторинг, направленный на диагностику уровней универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, позволяет создать банк педагогических данных на каждого младшего школьника, проектировать индивидуальную педагогическую траекторию его развития.

Существенным является то, что психолого-педагогический мониторинг предполагает сбор данных, оценку конечных результатов, возможность принимать действительно продуманные решения на основании анализа полученных диагностических данных.

Мониторинговое отслеживание динамики изменений уровней сформированности универсальных учебных действий младшего школьника предполагает:

  • неоднократный замер одних и тех же, или наряду с ними, в случае необходимости, и дополнительных характеристик универсальных учебных действий, в течение периода начального обучения в школе-интернате;
  • объективное отслеживание возможных изменений, сравнение их с показателями данного возрастного уровня, определение возможных расхождений и их коррекцию;
  • проведение анализа и определение тенденций сформированности уровней универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;

Психолого-педагогическая диагностика, проведенная на начальном этапе обучения, позволяет выявить качественные изменения и определить общие тенденции развития универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, наиболее достоверно представить результаты воспитательно-образовательного процесса.

Реализация психолого-педагогического мониторинга обеспечит повышение эффективности процесса педагогической поддержки младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья; позволит дать необходимую оценку динамики процессов формирования универсальных учебных действий каждого младшего школьника от стартового уровня к итоговому.