Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста
Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями.
Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу. Перекос в ту или иную сторону – тупиковый путь развития.
А началось все, как обычно, с проблемы. С изменением содержания образования педагоги, все чаще стали отмечать невозможность доступного изложения и объяснения, создания образа многих обыденных вещей.
«Стала девочка кудель прясть» – звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть?
«Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и
засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл».
На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и
зачем на лопату садиться?».
Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале
прошлого века, изобилуют деталями, с которыми
современные дети не сталкиваются.
Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?
Как объяснить, что такое лучина, ступа, веретено и т.д.?
В то же время никто не отрицает необходимость создания у детей представлений об окружающем мире, знакомства с русской народной культурой, понимания фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
Музе?й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей — учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых [1, 11].
Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт мы хотим получить. При организации мини-музея ДОУ идейный смысл имеет основополагающее значение.
Вот наша концептуальная идея: создать мини-музей, как часть предметно развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста.
Работа по созданию мини-музея ДОУ включала в себя:
- Создание отдельного помещения, как части предметно-развивающей среды ДОУ.
- Определение нормативно-правовой базой организации мини-музея ДОУ.
- Для управления работой музея необходимо выбрать организатора.
- Выбор профиля и жанра музея.
- Определение тематики музейных экспозиций, их вид.
- Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных экспонатов.
- Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс.
Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали весной 2007г.
1. Мы создали отдельное помещение.
2. Определили нормативно-правовую базу организации мини-музея ДОУ (Принято положение о мини-музее, при его разработке мы руководствовались письмом Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).
3. Для управления работой музея выбрали организатора (На педагогическом совете был определен состав творческой группы ее руководитель, издан приказ по ДОУ).
4. Выборали профиль и жанр музея (Профиль
мини-музея – исторический, жанр –
музей-экпозиция – комплекс предметов.
Экспозиционное пространство упорядочено.
Музейный материал задействован главным образом
в качестве иллюстрации).
Определили тематику музейных экспозиций,
их вид (Были определены темы музейных экспозиций
в зависимости от реализуемых программ ДОУ,
календаря мероприятий. Экспозиции были
разделены на несколько видов (в зависимости от
периодичности использования: постоянные (Н:
«Народного быта», «Славься страна, мы гордимся
тобой!»; периодические (Н: «Рождество», «Игрушки
наших мам», «Эволюция осветительных приборов»);
экспресс-экспозиции (Н: «Коллекция часов»).
Составляется график экспозиций на каждый
учебный год.
5. Собрали экспонаты, составили перечень,
создали паспорт музейных экспонатов.
Основной признак любого музея, в том числе и
музея в нашем детском саду, – наличие фонда
подлинных материалов, которые составляют его
основу. Для создания музейной экспозиции
привлекаются также разнообразные
воспроизведения подлинников, вспомогательные
материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п.
Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:
- подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы и быта и т.д.);
- предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Эталонные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.
Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая – вспомогательный.
6. Создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс (занятия, досуги, развлечения).
Весь педагогический коллектив активно
задействован не только в пополнении экспонатов
мини-музея, но и в обеспечении
учебно-методического комплекса.
После проделанной работы мы торжественно
открыли ниш мини-музей в знаменательный для
всего педагогического коллектива день – День
рождения детского сада – 11 сентября 2008 года.
Очень часто мы используем помещение музея для проведения фольклорных досугов и праздников (Н: колядок), занятий-экскурсий, занятий посиделок, тематические занятия, совместной деятельности, тематических выставок, организации Дня открытых дверей для родителей, праздников (Н: День России). Можно использовать какой-нибудь экспонат как атрибут досуга (Н: Баба Яга потеряла ступу). У воспитателей есть возможность, благодаря перечню и паспорту экспонатов самостоятельно собрать экспозицию и разместить ее в группе в соответствии с образовательной программой. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и др., обозначается время проведения мероприятий и ответственные. Составляется график экспозиций на учебный год.
В данное время наша творческая группа занимается разработкой и систематизацией мультимедийных презентаций для мини-музея, созданием фонотеки русских народных сказок, музыкальных произведений.
Фонды нашего музея постоянно пополняются.
Возникают новые идеи.
Более подробно и наглядно мы представим вам виды
экспозиций во время экскурсии.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по
обогащению и систематизации фондов музея, по
созданию картотек методических разработок для
организации тематических занятий и досуговой
деятельности дошкольников. Есть идея создания на
базе музея летописи детского сада.
Мини-музей МДОУ «Детский сад № 4» – живой,
развивающийся организм, он стал неотъемлемой
частью предметно-развивающей среды нашего
детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным
центром детского сада, на базе которого
происходят различного рода события.
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008.