Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями.

Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу. Перекос в ту или иную сторону – тупиковый путь развития.

А началось все, как обычно, с проблемы.  С изменением  содержания образования педагоги,  все чаще стали отмечать невозможность доступного изложения и объяснения, создания  образа многих обыденных вещей.

«Стала девочка кудель прясть» – звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть?

«Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться?».
Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются.

Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?

Как объяснить, что такое лучина, ступа, веретено и т.д.?

В то же время никто не отрицает необходимость создания у детей представлений об окружающем мире, знакомства  с русской народной культурой, понимания фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.

Музе?й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых [1, 11].

Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.

Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и  познавательной деятельности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.

В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт мы хотим получить. При организации мини-музея ДОУ идейный смысл имеет основополагающее значение.

Вот наша концептуальная идея: создать мини-музей, как часть предметно развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста.

Работа по созданию мини-музея ДОУ включала в себя:

  • Создание  отдельного помещения, как части предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Определение  нормативно-правовой базой организации мини-музея ДОУ.
  • Для управления работой музея необходимо выбрать организатора.
  • Выбор профиля и жанра музея.
  • Определение  тематики  музейных экспозиций, их вид.
  • Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных экспонатов.
  • Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс.

Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали весной 2007г.

1. Мы создали  отдельное помещение.

2. Определили  нормативно-правовую базу организации мини-музея ДОУ (Принято положение о мини-музее, при его разработке мы руководствовались письмом Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).

3. Для управления работой музея выбрали организатора (На педагогическом совете был определен состав творческой группы ее руководитель, издан приказ по ДОУ).

4. Выборали профиль и жанр музея (Профиль мини-музея – исторический, жанр – музей-экпозиция – комплекс предметов. Экспозиционное пространство упорядочено. Музейный материал задействован главным образом в качестве иллюстрации).
Определили  тематику  музейных экспозиций, их вид (Были определены темы музейных экспозиций в зависимости от реализуемых программ ДОУ, календаря мероприятий. Экспозиции были разделены на несколько видов (в зависимости от периодичности использования: постоянные (Н: «Народного быта», «Славься страна, мы гордимся тобой!»; периодические (Н: «Рождество», «Игрушки наших мам», «Эволюция осветительных приборов»); экспресс-экспозиции (Н: «Коллекция часов»). Составляется график экспозиций на каждый учебный год.

5. Собрали экспонаты, составили перечень, создали паспорт музейных экспонатов.
Основной признак любого музея, в том числе и музея в нашем детском саду, – наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п.

Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:

  • подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы  и быта и т.д.);
  • предметы,  изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Эталонные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.

Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая – вспомогательный.

6. Создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс (занятия, досуги, развлечения).

Весь педагогический коллектив активно задействован не только в пополнении экспонатов мини-музея, но и в обеспечении учебно-методического комплекса.
После проделанной работы мы торжественно открыли ниш мини-музей в знаменательный для всего педагогического коллектива день – День рождения детского сада – 11 сентября 2008 года.

Очень часто мы используем помещение музея для проведения фольклорных досугов и праздников (Н: колядок),  занятий-экскурсий, занятий посиделок, тематические занятия,  совместной деятельности, тематических выставок, организации Дня открытых дверей для родителей, праздников (Н: День России). Можно использовать какой-нибудь экспонат как атрибут досуга (Н: Баба Яга потеряла ступу). У воспитателей есть возможность, благодаря перечню и паспорту экспонатов самостоятельно собрать экспозицию и разместить ее в группе в соответствии с образовательной программой. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и др., обозначается время проведения мероприятий и ответственные. Составляется график экспозиций на  учебный год.

В данное время наша творческая группа занимается разработкой и систематизацией мультимедийных презентаций для мини-музея, созданием фонотеки русских народных сказок, музыкальных произведений.

Фонды нашего музея постоянно пополняются. Возникают новые идеи.
Более подробно и наглядно мы представим вам виды экспозиций во время экскурсии.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по обогащению и систематизации фондов музея, по созданию картотек методических разработок для организации тематических занятий и досуговой деятельности дошкольников. Есть идея создания на базе музея летописи детского сада.

Мини-музей МДОУ «Детский сад № 4» – живой, развивающийся организм, он стал неотъемлемой частью  предметно-развивающей  среды нашего детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным центром  детского сада, на базе которого происходят различного рода события.

Список литературы:

1. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008.