Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями.
Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу. Перекос в ту или иную сторону – тупиковый путь развития.
А началось все, как обычно, с проблемы. С изменением содержания образования педагоги, все чаще стали отмечать невозможность доступного изложения и объяснения, создания образа многих обыденных вещей.
«Стала девочка кудель прясть» – звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть?
«Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и
засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл».
На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и
зачем на лопату садиться?».
Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале
прошлого века, изобилуют деталями, с которыми
современные дети не сталкиваются.
Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?
Как объяснить, что такое лучина, ступа, веретено и т.д.?
В то же время никто не отрицает необходимость создания у детей представлений об окружающем мире, знакомства с русской народной культурой, понимания фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
Музе?й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей — учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых [1, 11].
Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт мы хотим получить. При организации мини-музея ДОУ идейный смысл имеет основополагающее значение.
Вот наша концептуальная идея: создать мини-музей, как часть предметно развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста.
Работа по созданию мини-музея ДОУ включала в себя:
- Создание отдельного помещения, как части предметно-развивающей среды ДОУ.
- Определение нормативно-правовой базой организации мини-музея ДОУ.
- Для управления работой музея необходимо выбрать организатора.
- Выбор профиля и жанра музея.
- Определение тематики музейных экспозиций, их вид.
- Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных экспонатов.
- Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс.
Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали весной 2007г.
1. Мы создали отдельное помещение.
2. Определили нормативно-правовую базу организации мини-музея ДОУ (Принято положение о мини-музее, при его разработке мы руководствовались письмом Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).
3. Для управления работой музея выбрали организатора (На педагогическом совете был определен состав творческой группы ее руководитель, издан приказ по ДОУ).
4. Выборали профиль и жанр музея (Профиль
мини-музея – исторический, жанр –
музей-экпозиция – комплекс предметов.
Экспозиционное пространство упорядочено.
Музейный материал задействован главным образом
в качестве иллюстрации).
Определили тематику музейных экспозиций,
их вид (Были определены темы музейных экспозиций
в зависимости от реализуемых программ ДОУ,
календаря мероприятий. Экспозиции были
разделены на несколько видов (в зависимости от
периодичности использования: постоянные (Н:
«Народного быта», «Славься страна, мы гордимся
тобой!»; периодические (Н: «Рождество», «Игрушки
наших мам», «Эволюция осветительных приборов»);
экспресс-экспозиции (Н: «Коллекция часов»).
Составляется график экспозиций на каждый
учебный год.
5. Собрали экспонаты, составили перечень,
создали паспорт музейных экспонатов.
Основной признак любого музея, в том числе и
музея в нашем детском саду, – наличие фонда
подлинных материалов, которые составляют его
основу. Для создания музейной экспозиции
привлекаются также разнообразные
воспроизведения подлинников, вспомогательные
материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п.
Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:
- подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы и быта и т.д.);
- предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Эталонные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.
Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая – вспомогательный.
6. Создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс (занятия, досуги, развлечения).
Весь педагогический коллектив активно
задействован не только в пополнении экспонатов
мини-музея, но и в обеспечении
учебно-методического комплекса.
После проделанной работы мы торжественно
открыли ниш мини-музей в знаменательный для
всего педагогического коллектива день – День
рождения детского сада – 11 сентября 2008 года.
Очень часто мы используем помещение музея для проведения фольклорных досугов и праздников (Н: колядок), занятий-экскурсий, занятий посиделок, тематические занятия, совместной деятельности, тематических выставок, организации Дня открытых дверей для родителей, праздников (Н: День России). Можно использовать какой-нибудь экспонат как атрибут досуга (Н: Баба Яга потеряла ступу). У воспитателей есть возможность, благодаря перечню и паспорту экспонатов самостоятельно собрать экспозицию и разместить ее в группе в соответствии с образовательной программой. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и др., обозначается время проведения мероприятий и ответственные. Составляется график экспозиций на учебный год.
В данное время наша творческая группа занимается разработкой и систематизацией мультимедийных презентаций для мини-музея, созданием фонотеки русских народных сказок, музыкальных произведений.
Фонды нашего музея постоянно пополняются.
Возникают новые идеи.
Более подробно и наглядно мы представим вам виды
экспозиций во время экскурсии.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по
обогащению и систематизации фондов музея, по
созданию картотек методических разработок для
организации тематических занятий и досуговой
деятельности дошкольников. Есть идея создания на
базе музея летописи детского сада.
Мини-музей МДОУ «Детский сад № 4» – живой,
развивающийся организм, он стал неотъемлемой
частью предметно-развивающей среды нашего
детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным
центром детского сада, на базе которого
происходят различного рода события.
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008.