В настоящее время школа поворачивается к личности ребенка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Сегодня поговорим о единстве воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования. Важно то, что воспитание в системе педагогической действительности является обучающим только в том случае, если бок о бок будут решаться как воспитательные задачи, так и задачи обучения. И наоборот, обучение является воспитывающим. Если наряду с учебными задачами будут осуществляться и задачи воспитательного воздействия на личность. Рассмотрим взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач проводимой в настоящее время акции «Покормите птиц зимой».
Акция проводится в течение всего учебного года. Здесь имеет место воспитание в широком педагогическом смысле, когда организуется воспитание целенаправленно. Прежде всего, учителями решается задача пробуждения у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность младшего школьника в признании, общении, получении новых знаний. Дети начальных классов нашей 25 школы с помощью педагогов и совместно с родителями мастерили кормушки, причем ни одна из них не была похожа на другую. Использовался самый различный, так называемый «бросовый» материал: коробки из-под сока, молока, обуви, пластиковые бутылки, а также традиционный – дерево, фанера. Были и совершенно неожиданные, оригинальные «столовые» для пернатых: кормушка, связанная из веревочек по технологии «макраме», кормушка – из обыкновенного веника, в которой можно не только «отобедать», но и укрыться от непогоды (автор Волкова Ирина, 4 «А» класс). А Сорокотягин Алеша сначала сделал из дерева расписанную под хохлому подставку, а затем прикрепил пластиковую бутылку – чем не произведение искусства?
Все кормушки – действующие, они развешаны в школьном дворе, под окнами классных комнат. Дети регулярно кормят птиц, наблюдают, как довольные и сытые воробьи чирикают и резвятся, а синички озорно посматривают на ребят. Их звонкий сытый щебет разносится по всему классу, и на душе становится теплее, и взрослым и детям хочется дарить друг другу добро. Дома у учеников тоже появились птичьи столовые, об этом свидетельствуют и фотографии, и рассказы школьников. Внутри классов были организованы конкурсы: на лучшее стихотворение (была задана рифма, но разрешалось придумывать и свою).
1 команда – победитель Мерцалов Сережа.
Мороз крепчает.
Зима пришла,
Но это не мешает –
Хлопочет детвора
И помогает птахам.
Морозам скажем – нет!
Слетаются со страхом все птицы на обед.
Скорей! Скорей! Проснитесь!
Спешим скорей к друзьям!
Никто не помешает –
Спасибо скажу вам!
2 команда – победитель Чернова Аня.
На улице мороз крепчает.
Снежная зима пришла.
Мороз и снег нам не мешает –
Резвится детвора.
Но страшно нашим птахам:
Еды-то у них нет,
Глядят на нас со страхом,
Хотят к нам на обед.
Эй, люди все! Проснитесь!
Пора идти к друзьям.
Их покормить не поленитесь.
Они спасибо скажут вам.
3 команда – победитель Васильева Полина.
На улице мороз крепчает,
Холодная зима пришла.
Но нам погода не мешает –
Так веселится детвора.
Но беззащитным бедным птахам
В метель и снегопад веселья нет.
Думают они со страхом,
Что будет нынче на обед.
«Эй, люди добрые, проснитесь! -
К нам птицы обратились, как к друзьям, -
Нас покормить не поленитесь,
Мы будем благодарны вам».
Конкурс на лучшее прозаическое произведение пришелся по душе всем четвероклассникам: тема заботы о птицах в зимнее время взволновала детей и они не остались равнодушными. Сочинения получились разных жанров: сочинения – описания, сочинения – наблюдения, сочинения – заметка в газету, сочинения-сообщение, сочинения – репортаж с места событий. Самые лучшие нашли отражения в отчетах команд. Таким образом, незаметно и оправданно воспитание перешло в обучение. На уроках русского языка учащимся предлагаются загадки о птицах, тематическая словарная работа.
А в пятницу на кормушке побывало много птиц:
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит-
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, карр, карр. (Ворона.)Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест.)Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Северные гости,
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках - хохолки! (Свиристели.)Я весь день ловлю жуков,
Ем, букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)Носит серенький жилет,
Но у крыльев- черный цвет.
Видишь: кружат двадцать пар
И кричат: кар! Кар!
Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел.)Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)Всех я за день навещу,
Все, что знаю, расскажу. (Сорока.)Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова.)В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей.)Он в своей лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит и легче. (Дятел.)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Учителями начальных классов были подобраны и составлены тексты о пернатых друзьях человека для проведения предупредительных, объяснительных, свободных, контрольных диктантов. (Приложение 1)
На уроках чтения расширяется круг чтения младших школьников, ведь о птицах можно прочитать не у всех детских писателей. Так ненавязчиво в читательский круг обучающихся вошли произведения Э. Шима, Н. Сладкова, А. Баркова. В. Бианки, М. Пришвина. Педагоги решают задачи развития связной речи детей, формируют реалистичные представления о природе, о птицах, которые являются частью этой природы. Для городских детей это очень важно. Интересно прошла работа над пословицами и поговорками. Учащиеся так увлеклись, что сами стали собирать меткие образные выражения: искали их в журналах, книгах, выспрашивали у своих бабушек и дедушек. (Приложение 2)
Привлекли внимание ребят и народные приметы, составленные когда-то нашими изобретательными предками. (Приложение 3)
На уроках окружающего мира учащиеся готовили сообщения о птицах. Для ученика начальных классов эта задача не из легких, для него написать сообщение «реферат» – это значит выполнить исследовательскую работу. Происходит развитие коммуникативных навыков, формируется умение оценивать себя, свои силы. Сообщения звучат у нас в классах всегда с кафедры. Надо было видеть старания детей, желание произвести должное впечатление не только на меня как на учителя, но и на своих одноклассников. Серьезность созданной ситуации, приближение ее ко взрослой жизни требовали с одной стороны от обучающихся сосредоточенности, внимательности, а с другой – давали возможность сохранить чувство собственного достоинства: можно было подсмотреть текст выступления, зачитать то, что трудно запомнилось. Здесь обучение и воспитание решают одну и ту же главную задачу – передачу подрастающему поколению социального опыта, состоящего из знаний, способов деятельности.
Групповая форма работы известна ученикам нашей школы №25 с первого класса и позволяет максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. На этот раз каждый класс представлял отдельную команду. Каждая из них придумала себе название и девиз. «Синички» - «Мы – синички, умные птички», «Снегири» - «Мы – снегири, красненькие грудочки, не отстанем мы от вас ни на одну минуточку» и «Пташки» - «Пташки, пташки, пташки, зернышки клюют и всегда с тобою праздник проведут». По результатам работы команд появились отчеты в виде плакатов.
Таким образом, педагогами были созданы ситуации, направленные на освоение, выработку учащимися соответствующего содержания в соответствии с заданными критериями. Создана такая образовательная среда, которая стала пространством возможностей для данного ребенка, где и происходит превращение этих возможностей в феномены развития ребенка. Обогащение ими своего образка мира и образа себя. Каждый ребенок нашел дело по плечу, соизмеряя его со своими способностями и желаниями: имеющий литературные задатки поэта помог одноклассникам и оформил девизы команд в стихотворной форме; умеющий рисовать, изобразил птиц и эстетично оформлял лист ватмана; умеющий каллиграфически грамотно писать, записывал все общие наблюдения, тексты; кто-то клеил, кто-то вырезал, а кто-то в это время веселил и подбадривал других. В результате дети приобретают опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности. Кульминацией стал Праздник птиц, на котором были подведены итоги участия команд-классов в городской акции «Покормите птиц зимой». Были награждены победители по номинациям: «Лучшее поэтическое произведение», «Самая оригинальная кормушка», «Самый активный участник праздника», «Лучшее сочинение», «Лучшее сообщение о птицах», «Самый заботливый друг птиц». Таким образом, каждый ребенок поощрен, не забыт, его старания замечены, оценены, и как результат – повышение мотивации учения. И если осуществится перевод действий, хотя бы одного ребенка или нескольких детей во время проведения данной акции в ПОСТУПОК – это и будет критерием ценности педагогической системы образования, созданной учителями нашей школы как педагогами и классными руководителями.