В современных исследованиях в области педагогики, психологии, социологии воспитания детей-сирот в России можно условно выделить следующие направления:
- изучение феномена сиротства в различные периоды развития общества (И.Ф.Дементьева, М.В.Фирсов и др.);
- исследования особенностей развития детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.) и условий воспитания (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, Л.Я.Олиференко и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, Л.М.Шипицына и др.).
Анализ научных исследований и данных практической педагогической деятельности показывает, что исследований, посвященных проблеме социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), разработано недостаточно.
Нами были выделены следующие противоречия:
- между высоким уровнем требований (социально-экономических, психологических, политических) сегодняшнего дня к обеспечению социальной и недостаточной научно-методической разработкой этого процесса ее осуществления;
- между необходимостью повышения уровня сформированности знаний, умений и навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья для успешной социальной адаптации и недостаточной эффективной работой по социальной адаптации в условиях школ-интернатов;
- между потребностью создания программ и обеспечение их учебным материалом, способствующих повышению уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья для успешной самостоятельной жизни и отсутствием таковых в образовательной практике.
Проблема эксперимента заключается в необходимости выявления и разработке средств социально-педагогической деятельности, применение которых позволит повысить уровень социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на этапе подготовки к самостоятельной жизни.
Выявленные противоречия и вытекающая из них проблема эксперимента обусловили выбор темы эксперимента “Социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательном процессе”.
Объект эксперимента: процесс социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет эксперимента: социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната средствами педагогической деятельности.
Цель эксперимента: разработка и теоретическое обоснование совокупности средств педагогической деятельности, способствующих повышению уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната (на этапе подготовки к самостоятельной жизни).
Гипотеза исследования:
Повышение уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогической деятельности будет обеспечено, если:
- выявлены средства и особенности организации социально-педагогической деятельности в условиях школы-интерната по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на начальном этапе подготовке к самостоятельно жизни;
- создана и реализована структурно-функциональная модель процесса социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната;
- разработана и внедрена в практику работы школы-интерната программа деятельности педагогов по подготовке младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни;
- определены критерии и показатели социальной адаптации младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи эксперимента:
- Выявить степень разработанности проблемы социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната в педагогической теории и современной социально-образовательной практике.
- Разработать и апробировать модель процесса социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
- Разработать критерии социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната и комплекс диагностических процедур, направленных на выявление уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната.
Идея исследования заключается в том, что педагоги, работающие в школе-интернате, могут помочь младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья успешно подготовиться к самостоятельной жизни, если будет реализована модель социально-педагогической деятельности, в рамках которой на основе диагностики круга проблем младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната, будут выявлены средства, создана и реализована программа социально-педагогической деятельности, направленная на повышение уровня социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на этапе подготовки к самостоятельной жизни.
Методы эксперимента:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- праксиологические методы: педагогический эксперимент; методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, методы графической обработки данных).
Этапы эксперимента:
Первый этап – диагностико - проектировочный (2007 – 2008г.г.)
Цели и задачи:
- Изучение психолого-педагогической, философской, методической литературы по теме исследования.
- Подготовка пакета диагностических материалов для выявления уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Анализ исходного уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната для детей-сирот.
- Подготовка педагогов к опытно-экспериментальной работе. Разработка системы подготовки педагогов к освоению технологии педагогического эксперимента и выполнению программы экспериментальной деятельности.
- Разработка программы эксперимента по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Прогнозируемые результаты:
- Аналитический обзор философской, педагогической и социально-психологической литературы по проблеме экспериментальной деятельности. Знание концептуальных основ социальной адаптации младших школьников в трудах ученых – педагогов и психологов.
- Пакет диагностических материалов для выявления уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Аналитические материалы по уровню социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната №68.
- Программа эксперимента “Социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательном процессе”.
- Выявление трудностей и проблем адаптации учащихся начальных классов при переходе в старшее звено коррекционной школы-интерната для детей-сирот.
- Система подготовки педагогов к освоению технологии педагогического эксперимента и выполнению программы экспериментальной деятельности.
- Повышение профессионального уровня педагогических кадров через курсовую подготовку и внутрикорпоративное повышение квалификации.
Второй этап – практический (2008-2009, 2010г.г.).
Цели и задачи:
- Осуществление опытно-экспериментальной работы.
- Расширение структуры социокультурного пространства школы-интерната как одно из условий эксперимента.
- Разработка программы психолого-педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка инструментария, обеспечивающего социальную адаптацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка программы мониторинга успешности эксперимента.
- Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Соотнесение результатов исследования с поставленными целями. Корректировка используемых технологий, методов и форм работы.
Прогнозируемые результаты:
- Установление новых социальных связей как условие успешной социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Программа психолого-педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната.
- Критериальная база оценки уровня социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната для детей-сирот.
- Программа мониторинга деятельности участников эксперимента.
- Результаты диагностических исследований по социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
- План мероприятий по корректировке испытываемых технологий.
Третий этап – обобщающий (2010г.)
Цели и задачи:
- Разработка рекомендаций по итогам эксперимента.
- Проведение семинаров, научно-практических конференций для учителей коррекционных школ города и области.
- Подготовка публикаций (СМИ, научно - педагогические журналы и т.д.).
Прогнозируемые результаты:
- Оптимальный уровень социальной адаптированности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента:
- сборник научно-методических материалов по
проблеме эксперимента;
- публикации (СМИ, научно - педагогические журналы
и т.д.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены, определены и систематизированы предпосылки противоречия и направления социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- определены организационно-педагогические условия, позволяющие осуществлять социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната;
- разработан педагогический инструментарий, позволяющий осуществлять социализацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
- выявлены критерии для оценки результативности осуществления социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Практическая значимость исследования определяется тем, что все предложенные в нем подходы успешно будут воплощены в практике социальной реабилитации детей-сирот школы-интерната №68 г. Новокузнецка.
Кроме этого, разработанная программа по социальной адаптации младших школьников может быть реализована в рамках любого другого образовательного учреждения типа "школа-интернат для детей-сирот".