Интегрированный урок на тему "Информационная картина мира". 7-й класс

Разделы: Математика, Физика, Информатика


Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цели урока:

  • повторение учебного материала по темам: определение степень числа с натуральным и целым показателем и их свойства; плотность вещества; электронные таблицы;
  • формировать у учащихся убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира;
  • повышать кругозор учащихся и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;
  • применять современное программное обеспечение к решению задач из различных дисциплин;
  • формировать у школьников мышление, направленное на выбор оптимального решения.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

Учитель информатики: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Информационная картина мира». Вспомните, пожалуйста, что такое информация? Верно – это сведения об окружающем нас мире. И этот, окружающий нас мир, бесконечно многообразен. Сейчас я попрошу очень внимательно посмотреть видеоролик.

Показ презентации. Приложение 1.

Посмотрели? Хорошо. Сегодняшний урок проводят три учителя: учитель математики, учитель физики и учитель информатики.

Как вы думаете: какую проблему мы сегодня с вами будем решать?

Верно – измерить, соотнести, сопоставить, представить для себя объекты не только видимого, но и невидимого нам мира.

Что мы будем для этого использовать? Верно – знания, полученные на уроках математики, физики и информатики.

Учитель математики, опираясь на шкалу масс различных физических объектов окружающего мира фронтально работая с классом, задаёт вопросы:

  • что означают, например числа 12; 5; -3; -18;
  • что является основанием степени;
  • что является показателем степени;
  • определение степени с натуральным показателем;
  • определение степени с целым показателем.

Слайд 2. Шкала масс различных тел.

На нескольких примерах в устной работе учитель более подробно отрабатывает определение степени с целым показателем.

Учитель физики: Вы сейчас видели, что нас окружает мир, состоящий из очень больших и очень малых тел, размеры которых не всегда можно измерить, и для оценки, например, масс небесных тел можно использовать их плотности.

Ребята, давайте вспомним:

  • определение плотности вещества;
  • в каких единицах измеряется плотность;
  • как перевести из кг/м3 в гр/см3;
  • что такое 1 л? 1м3 => см3? 1 кг => гр?

Учащимся предлагается выполнить небольшие самостоятельные работы по двум вариантам.

Слайд 4. Задания для самостоятельной работы.

Слайд 3. Оценка средней плотности.

Учитель математики приступает к анализу исходных данных для решения задачи нахождения плотности планеты Земля, вспоминает следующий материал (устный фронтальный опрос):

  • правила округления чисел (радиус Земли, массу Земли);
  • свойства степеней: примеры на интерактивной доске, учащиеся самостоятельно выполняют примеры с последующей проверкой по заранее подготовленным ответам (шторка).

Примеры с последующей проверкой по заранее подготовленным ответам (шторка).

Расчёт плотности Земли производит ученик у доски, комментируя используемые свойства степеней.

Учитель информатики: Ребята, как вы думаете, можно ли представить массу очень большего или очень маленького тела? И как поступить, если таких тел много?

Учащиеся: Да, массу можно рассчитать, если ввести формулу для расчета массы в ячейку электронной таблицы, а затем, подставляя данные для физических тел, можно очень быстро посчитать массы очень маленьких и очень больших физических тел.

Учитель информатики активизирует знания учащихся по теме «Электронные таблицы», задает вопросы:

  • Что такое электронная таблица?
  • Что является основным элементом электронной таблицы?
  • Какие данные можно внести в ячейку электронной таблицы?
  • Назовите основное свойство электронной таблицы.
  • С какого знака начинается запись формулы в электронной таблице?

Учитель информатики: Ребята, как будет записана формула для расчета массы физического тела

m = ρ*(4/3)*π*R3

в ячейке электронной таблицы? Для упрощения расчетов берем ρ - средняя плотность тела - равной 7.

Учащиеся на доске записывают вид формулы в ячейке электронной таблицы:

=(7*4*3,14*R*R*R)/3

Учащиеся на компьютерах в электронной таблице EXCEL вычисляют массы небесных тел: Венеры, Марса, Меркурия, Луны, Земли, астероида Виктория. Заготовки для расчета в приложении 2:

Объект Радиус в км Масса

Венера

6050  

Марс

3380  

Меркурий

2440  

Луна

1730  

Астероид Виктория

90  

Земля

6 371  

Итог урока

Учитель информатики: Мы живем в мире, который состоит из огромного количества объектов, различных по своим размерам, строению, назначению и т.д. Весь окружающий нас мир делится на три большие группы: мегамир, макромир, микромир. Давайте определим, какие физические тела к какому миру относятся?

На интерактивной доске схема, используется инструмент шторка. При правильном ответе учащихся при открытии шторки получаем совпадение цветов.

Информационная картина мира.

Вопросы учащимся для рефлексии:

  • Какие математические знания вам сегодня пригодились на уроке?
  • Понравился вам урок?
  • Что вас удивило?
  • Какую бы оценку вы себе поставили?
  • Что осталось неясного и непонятного после урока?
  • Что бы вы еще захотите узнать после сегодняшнего урока?

Приложение 2

8.08.2014