Пояснительная записка
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования работы с обучающимися. От учителя в этих условиях требуется содержательное и структурное преобразование психолого-педагогического сопровождения деятельности. В новых образовательных стандартах стоит проблема включения педагогических технологий, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сворачивать, интерпретировать ее, представлять в новом виде. Практика показывает, что наиболее частыми причинами понижения успеваемости является большой объем устного и письменного материала, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и, как следствие, снижение учебной мотивации.
Все это привело меня к использованию в работе метода составления ментальной или интеллектуальной карты. Поскольку у большинства людей преобладает зрительный канал восприятия.
Ментальная карта — это особый метод записи разного рода материала в виде многомерной структуры. Это графическое выражение процессов восприятия, обработки и запоминания определенной информации, выступающий как способ представить идеи наглядно, а также показать взаимосвязь между ними при помощи схем.
Учителя, практикующие этот метод на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку.
Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
- умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
- умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
- развитие критического и рефлексивного мышления.
Интеллект-карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы представления информации:
- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией (без вычеркиваний, вырезаний, вставок);
- составляя мыслительные карты, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
В курсе географии ментальные карты сочетают различные методы обучения, что является одной из причин эффективности применения технологии. Процесс составления ментальных карт развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему. Таким образом, при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу.
Как строить ментальные карты?
Очень просто.
Основные принципы построения интеллект-карт:
- Графическое представление информации. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
- Использование пиктограмм является обязательным.
- Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия.
- Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Если не знаете, как написать — нарисуйте, если совсем нет идей — оставьте место, чтобы вернуться к этому участку позже.
Вот несколько конкретных примеров:
1. Создать ментальную карту физико-географического положения Восточной Сибири
- Центральным ядром карты будет обозначено названием региона,
- От него отходят ветви с основными характеристика местности:
- Климатические пояса (арктический, субарктический, умеренный)
- Рельеф (горы, равнины, низменности)
- Водные объекты (реки, озера, моря)
- Природные зоны (тундра, лесотундра, тайга, лесостепь)
- Полезные ископаемые
- Города
А затем ветви дополняются более подробной географической информацией.
2. Путешествие виртуального туриста
Ученики создали коллективную ментальную карту путешествия по Европе. Каждый ребенок добавил свою веточку маршрута:
- Начало пути (страна отправления)
- Маршрут путешествия с остановками в ключевых городах и странах.
- Разветвления с описанием достопримечательностей, природных объектов, культурных особенностей каждой остановки.
Этот вид деятельности развивает умение ориентироваться на карте, запоминать географические названия и обогащает знания о мире. Чем больше проблемности в информации ментальной карты, тем выше степень мыслительной активности обучающихся.
С ментальными картами на уроках школьники выполняют различные действия - объяснение по своей карте памяти, перерисовывание, деление параграфов на микротемы, раскрашивание карты, рассказ по ментальной карте у доски и в парах, нахождение ошибок в «деформированных» картах, самостоятельное составление и защита своей работы, дополнение схем. Я как педагог создаю проблемную ситуацию на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, активизирует мыслительную деятельность школьников. Чем больше проблемности в информации ментальной карты, тем выше степень мыслительной активности обучающихся. Не мало важное с помощью карт можно готовиться к экзамену. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным, рисуются мысленные образы — ассоциации.
Особо следует выделить значение ментальных карт для слабых учеников. Запомнить отдельные факты для них бывает очень сложно, не говоря о целостной цепочке темы. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь ментальной картой, исчезает страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Работа над составлением ментальной карты может вестись как индивидуально, так и в парах, группах. Групповая и парная работа предпочтительнее, т.к. она способствует развитию таких метапредметных результатов как - умение работать в группе, вести диалог, договариваться, конструктивно разрешать конфликты, аргументировать свое мнение.
Проанализировав свой опыт работы я пришла к выводу, что ментальные карты - современный универсальный способ работы с информацией, выходящий за рамки учебного предмета. Эти учебные действия они можно использовать в любой области знаний, особенно сегодня, когда от выпускника школы требуется мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно.
Давайте сделаем наши уроки ярче и эффективнее вместе с ментальными картами!